- Царь Соломон и муравьи. Из Д. Г. Уиттьера
- Толкование на Притчи 6:6
- Толкование на Притчи 6:6 / Притч 6:6
- Иоанн Златоуст (
- Василий Великий (329/30−379)
- Кирилл Александрийский (376−444)
- Кирилл Иерусалимский
- Климент Александрийский (
- Иероним Стридонский (
- Евагрий Понтийский
- Шенуте
- Лопухин А.П. (1852−1904)
- Царь соломон притчи муравей
Царь Соломон и муравьи. Из Д. Г. Уиттьера
Покинув Иерусалим,
Однажды с сотнею солдат
Царь выехал на променад,
И Савская царица с ним.
Как красотой своей она
Пленяла всех (хоть и смугла).
Не зря считают, что была
«Песнь песней» ей посвящена.
Взгляд Шебы, острый как кинжал,
Всех смертных повергал во прах.
Он даже в благостных сердцах
Любовь любовей пробуждал.
Подобно солнцу, что, горя,
Восходит над её страной,
Она с улыбкой неземной
Взирала нежно на царя.
А царь – он в мудрости своей
Был столь огромен и велик,
Что в совершенстве знал язык
Всех птиц небесных и зверей.
Путь Соломона проходил
По муравейнику, и вот
Стал этот маленький народ
Взывать к нему что было сил:
«О царь! Ты мудр и справедлив!
Будь таковым и в этот раз –
Не погуби случайно нас,
Своей подошвой раздавив!»
Когда для спутницы своей
Царь перевёл взыванье их,
От изумленья в тот же миг
Взгляд Шебы вспыхнул чуть сильней.
«Как может их презренный рой, –
Произнесла она в сердцах, –
Роптать, что будет втоптан в прах
Столь милосердною стопой?!
Ведь ты для них почти что бог!
Так в праве ль попрекать тебя
Те, что обязаны, любя,
Смиренно пасть у царских ног?!»
«Нет, для меня велик лишь тот, –
Ответ царя был твёрд и сух, –
Кто к просьбам страждущих не глух,» –
И повернул коня в обход.
И, вслед за ним пустившись в путь,
Весь Соломонов караул
Тот муравейник обогнул,
Не повредив его ничуть.
А Шеба, царский свой убор
Склонив, промолвила в ответ:
«Успеха твоего секрет
Мне был неясен до сих пор.
О Соломон, хвала и честь
Стране, чей царь, тебе под стать,
Способен страждущих понять,
Не реагируя на лесть!»
King Solomon and the Ants
Out from Jerusalem
The king rode with his great
War chiefs and lords of state,
And Sheba’s queen with them;
Comely, but black withal,
To whom, perchance, belongs
That wondrous Song of songs,
Sensuous and mystical,
Whereto devout souls turn
In fond, ecstatic dream,
And through its earth-born theme
The Love of loves discern.
Proud in the Syrian sun,
In gold and purple sheen,
The dusky Ethiop queen
Smiled on King Solomon.
Wisest of men, he knew
The languages of all
The creatures great or small
That trod the earth or flew.
Across an ant-hill led
The king’s path, and he heard
Its small folk, and their word
He thus interpreted:
«Here comes the king men greet
As wise and good and just,
To crush us in the dust
Under his heedless feet.»
The great king bowed his head,
And saw the wide surprise
Of the Queen of Sheba’s eyes
As he told her what they said.
«O king!» she whispered sweet,
«Too happy fate have they
Who perish in thy way
Beneath thy gracious feet!
«Thou of the God-lent crown,
Shall these vile creatures dare
Murmur against thee where
The knees of kings kneel down?»
«Nay,» Solomon replied,
«The wise and strong should seek
The welfare of the weak,»
And turned his horse aside.
His train, with quick alarm,
Curved with their leader round
The ant-hill’s peopled mound,
And left it free from harm.
The jewelled head bent low;
«O king!» she said, «henceforth
The secret of thy worth
And wisdom well I know.
«Happy must be the State
Whose ruler heedeth more
The murmurs of the poor
Than flatteries of the great.»
Источник
Толкование на Притчи 6:6
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Притчи 6:6 / Притч 6:6
Иоанн Златоуст (
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым
Не хочешь, говорит, понять из Писания, что трудиться — доброе дело и что не трудящийся не должен и есть; не хочешь выслушать этого от учителей — научись же от бессловесных [животных]. Так и ты прими от муравья величайший урок трудолюбия и подивись твоему Господу — не в том только, что Он создал солнце и небо, но и в том, что создал и муравья: это животное хоть и малое, но представляет собой великое доказательство премудрости Божьей. Поразмысли же, как оно умно, и подивись, как Бог в таком малом теле мог поместить такую неутомимую охоту к трудолюбию. Итак, у муравья учись трудолюбию, а у пчелы любви — и к чистоте, и к труду, и к ближним. Она каждодневно трудится и работает не столько для себя, сколько для нас. И христианину более всего свойственно искать пользы не себе, но другим. Как пчела облетает все луга, чтобы приготовить трапезу другому, так делай и ты, человек.
Источник: К народу антиохийскому.
Пойди к муравью (Притч 6:6) . Обратись к Церкви и поучись совершающимся в ней делам света — ее деятельности, достойной уважения; ее управлению, столь мудрому и чистому; ее труды прославляют цари и простые граждане; ее заповеди принимают богатые и бедные для своего спасения, хотя она не богата внешней силою, хотя в глазах мира не имеет значения. Но, веруя во Христа, она преуспевает: Ему предлежит богатая и разнообразная трапеза на то время, какое назначает. Но смотрит не на настоящее, а прилагает большую заботу о будущем.
Заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою (Притч 6:8). Смотри, как насекомое заботится о будущем. И ты наслаждаешься безопасностью в настоящей жизни, — но смотри, чтобы не оказался у тебя дом, когда настанет зима, пустым, без запасов пищи. Обрати внимание на правомерность ее: не так, что полезна царям, а простым людям бесполезна; ее врачевство помогает разным образом многим и из тех, и из других; она служит природе, а не почестям. Таким будь и ты, цени не лицо, а существо дела. И что особенно хорошее заключает в своем теле? Ничего. Для того чтобы ленивый не сослался на слабость, писатель книги избрал слабейшее из животных, отнимая у него возможность оправдания. Любима же и не имеющими, и не обладающими; каждый день и в деревнях, и городах мы слышим бесчисленные похвалы этому роду насекомых.
Источник: На Притчи Соломона.
Василий Великий (329/30−379)
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым
И какое зло — праздность, нужно ли говорить об этом, когда апостол ясно повелевает не работающему даже и не есть? Поэтому как необходимо каждому ежедневно вкушение пищи, так же необходимо и дело по мере сил. И Господь сочетал леность с лукавством, сказав: лукавый раб и ленивый (Мф 25:26). Также и премудрый Соломон не только хвалит занимающегося делом за упомянутое выше, но и обличает ленивого сравнением с самыми малыми животными, говоря: Пойди к муравью, ленивец (Притч 6:6) . Поэтому надо бояться, чтобы и нам в день суда не сказано было то же самое, когда Давший нам силы заниматься делом потребует и делания, соразмерного с силами.
Источник: Пространные аскетические правила.
Кирилл Александрийский (376−444)
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым
Посему приди, и будем мы вновь, как некогда, гуляя по лугу духовному, собирать росу, излитую Духом Святым в божественное послание Писания, и так, обогащаясь умом нашим, мы сможем приносить духовный мед и слово, благое и полезное для всякого жаждущего общения Божественного учения, будь он знатен и славен или безвестен и незнатен. Ибо сказано: Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей (Притч 16:24).
Источник: На Евангелие от Луки.
Кирилл Иерусалимский
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым
Трудолюбивейший муравей пробуждает ленивого и беспечного. Ибо кто проводит юные лета в праздности, тот вразумляется животными бессловесными, будучи обличаем словами божественного Писания: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрее, чем он ( Притч 6:6; LXX). Ибо видя, как он заблаговременно собирает для себя пищу, подражай ему и собирай для себя плоды добрых дел на будущую жизнь. Обличаешься и этими словами: иди к пчеле и познай, как она трудолюбива (Притч 6:9; LXX). Она, облетая все цветы, составляет для пользы твоей мед, чтобы и ты, перечитывая все божественные Писания, достигал своего спасения.
Источник: Огласительные слова.
Климент Александрийский (
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым
Пойди к муравью, ленивец, и будь мудрее, чем он ( Притч 6:6; LXX), ибо во время жатвы он заготавливает множество различных припасов, обеспечивая себя на зиму. Иди к пчеле и познай, как она трудолюбива (Притч 6:9), ибо, собирая нектар с целого луга, она делает соты.
Иероним Стридонский (
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым
Следует помнить Соломона, который отсылает нас к мудрости муравья и побуждает ленивые умы следовать его примеру. Я начинаю тяготиться своими узами, тосковать по обителям монастыря и желаю уподобиться тем муравьям, у которых каждый трудится вместе со всеми, и вследствие того, что ничто не является чьей-либо собственностью, все принадлежит всем.
Источник: Житие Малха.
Сооружай ульи для пчел, к которым отсылают тебя притчи Соломона, и научайся у этих крошечных тварей устроению монастырей и государственному порядку.
Евагрий Понтийский
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым
Под муравьем Соломон, вероятно, обозначает для нас путь делания, а под пчелой — созерцание тварного и Самого Творца, что чистые и нечистые, мудрецы и невежды используют во здравие души. Мне кажется, что соты от этих пчел соотносятся с самими вещами, а имеющийся в них мед — символ созерцания этих вещей. И соты прейдут, ибо небо и земля прейдут (Мф 24:35), но мед не прейдет, ибо не прейдут слова Спасителя нашего Христа, о которых Соломон говорит: Приятная речь — сотовый мед, сладка для души (Притч 16:24); также Давид говорит: Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим (Пс 118:103).
Источник: Схолии на Притчи.
Шенуте
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым
Лишь пчела все собирает и почитается, как Божественная Премудрость говорит: любима же она всеми и славна (Притч 6:9; LXX). Более того, пчелу по заслугам любят, ибо труды ее — во услаждение царей и всех людей.
Источник: К языческому философу.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 6−11 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник
То же чувство самосохранения, по мысли Премудрого, должно побуждать человека к трудолюбию и отвлекать от лености, причем в 6−8 в пример трудолюбия указывается муравей (по LХХ ст. 8 — еще и пчела), а в ст. 9−11 приводятся гибельные последствия для человека от лености его. Муравей, трудящийся во всякое время по собственному, инстинктивному побуждению — без внешнего принуждения (ст. 7) и мудро собирающий себе запасы летом для зимы (ст. 8), является весьма пригодным и внушительным символом и уроком трудолюбия; в качестве такого символа или образца муравей весьма нередко встречается в поэзии арабской и персидской, а также в классической письменности (у Аристотеля, Вергилия, Горация, см. Zockler. Die Spruche Salomionis, s. 69). LXX (также слав. и русск. синод. ) в ст. 8, кроме муравья, приводят в качестве образца трудолюбия и искусства еще пчелу (в Комплютенском изд. греч. текста речь о пчеле опущена): мед пчелы, собираемый ею с величайшим искусством, употребляют во здравие не одни простолюдины, но и цари, и у всех пчела в почете. Хотя о пчеловодстве, как промысле, в Ветхом Завете не упоминается (только уже у Филона и в Мишне), под именем меда (евр. дебаш) (напр., в выражении: земля текущая молоком и медом) разумеется, главным образом, фруктовый мед (и теперь еще называемый в Сирии дибс), но и о пчелином меде библейские евреи несомненно знали (см. Втор I:44; Суд XIV:8; Пс CXVII:12; Ис VII:18), и потому LXX могли в имевшемся у них еврейском подлиннике читать это другое сравнение или олицетворение трудолюбия [Впрочем, по филологическим основаниям, Лагард, Гитциг Евальд, Делич и др. считают всю речь о пчеле собственно греческой интерполяцией]. От сравнения Премудрый переходит (ст. 9 и сл.) к прямому обличению ленивца, беспечно почивающего непробудным сном. На приглашение проснуться (ст. 9, сн. Еккл IV:5; сн. Еф V:14), ленивец отвечает просьбой дать ему еще несколько поспать или подремать (ст. 10, сн. XXIV:33). Но Премудрый угрожает ему неизбежными последствиями беспечности и лености: нищетой бедностью, которая приходит быстро, нежданно, как прохожий как вооруженный разбойник (LXX: ὥσπερ κακος ὀδοὸπόρός ὤσπερ ὰγὰθος δρομευύς, Vulg.: quasi viator, quasi vir armatus), см. 11. В конце ст. 11 LXX, Vulg. (слав., русск.) имеют прибавку, выражающую обратную мысль той, какая высказана в первой половине стиха (в Комплют. Библ. прибавка отсутствует): прибавка имеет вид распространительной глоссы. В гл. XXIV ст. 33−34 повторяются стихи 10−11 рассматриваемой главы, но данной прибавки там не имеется.
Источник
Царь соломон притчи муравей
Соломон был одарен от Бога великой мудростью и огромным богатством. Царица Савская слышала о мудрости и великолепном дворце царя Соломона, но посчитала эти слухи сильно преувеличенными. Существовал только один путь для проверки истинности доходящих до нее слухов – проделать долгое путешествие из Савы (современный Йемен) в Иерусалим.
Нам не сказано, сколько времени ушло у нее на это путешествие, но расстояние между двумя пунктами составляет примерно 2000 км. Даже по сегодняшним меркам это не близкий пусть, а в те времена он был еще и сопряжен с большим риском. Что ожидала она увидеть? Была ли готова к разочарованию?
3-я книга Царств 10:1 сообщает нам, что она, «услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками». Конечно, было бы интересно знать, что она спрашивала у Соломона, и какие ответы получала, но об этом ничего не сообщается. О чем действительно сообщает Писание, так это о том, что, пробыв некоторое время в обществе Соломона и побеседовав с ним, она уже «не могла более удержаться» (3 Царств 10:5).
Царица была изумлена от всего увиденного и услышанного ею. Теперь она знала, что слухи, доходившие до нее, нисколько не были преувеличены. Она сокровенно поведала: «Я не верила словам, доколе не приехала, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано» (3 Царств 10:7). Соломон был воспитан в понимании и любви к закону Божьему, но он изучил и многие другие вещи, имеющие отношение к Богу, как Творцу. Как бы мы сейчас это назвали: он был хорошим специалистом в области естествознания. «И говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах» (3 Царств 4:33). Может быть, об этих вещах и беседовали царица Савская с Соломоном.
Характерный пример его познаний в области естествознания мы можем увидеть во второй части чтения на сегодня. Притчи 6:6-8:
«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою».
Колония муравьев состоит их многих тысяч особей, и в ней только одна царица. Она легко узнаваема, так как достигает довольно крупных размеров, в отличие от всех остальных; и одно время полагали, что она является центром всей организации. Вот почему она описывается как «царица». Но исследования показали, что единственная ее роль в колонии – откладывать яйца. Соломон знал, что не она принимает решения, такие как начало новой колонии или передвижение на новое место. Вот почему он говорит, что у муравьев нет ни начальника, ни приставника, ни повелителя. Он видел, что Творец наделил муравьиную колонию удивительной способностью организовывать свои дела сообща – процесс, который не ясен до конца до сих пор, – но о котором он знал около 3000 лет назад. Возможно, царица Савская узнала об этих потрясающих вещах во время своего визита, но это лишь малая толика из всего, что ей было объяснено. Так как она пришла к Соломону из языческой страны, многое ей пришлось узнать о Боге Израильском.
3-я Царств 10:3 сообщает, что «не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей». Результат ее бесед с царем заставил ее сказать: «Да будет благословен Господь, Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду» (стих 9). Она узнала о существовании Бога Творца и о той роли, которую отвел Бог Израилю в Своих планах. Можно не сомневаться, что ей было поведано о процессе сотворения земли и о тех обетованиях, которые дал Бог через Авраама, Исаака и Иакова. Поэтому Евангелие Царства, то есть свидетельство о нем, поехало вместе с ней в языческую страну Саву. Мы можем быть уверены, что она поведала своим подданным обо всем, что узнала.
Давайте вернемся к стихам, повествующим о муравье. Соломон адресует свои слова «ленивцу» и дает ему совет поразмышлять над прилежанием муравья. Для нас это тоже не просто удивительный феномен природы, но пример, на котором мы можем кое-чему поучиться.
Вот еще одна глубокая истина у Соломона: «Всё, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екклесиаст 9:10).
Это очень практичный совет. Если дело требует своего выполнения, и для этого есть удобная возможность, мы должны сделать его сейчас, ибо другой возможности может и не представиться. Именно этому и учит пример с муравьем: в его жизни есть время, когда пища представлена в изобилии, и он использует его для собирания про запас, чтобы не голодать осенью. Зима для муравья не страшна, ибо он впадает в зимнюю спячку. Но сделанные запасы пригодятся ему, когда он вновь пробудится к жизни после вынужденного бездействия.
Здесь духовный урок для всех нас. Пока мы здоровы и способны делать работу на ниве Господа, мы должны ее делать, дабы когда придет осень жизни, мы имели бы духовный запас, на который могли бы положиться. Зима человеческой жизни – слишком позднее время для накопления духовной пищи, но когда мы пробудимся к новой жизни в пришествие нашего Господа, работа, которую мы проделаем, и знания Истины, которые приобретем, помогут нам понять величайшее событие, которое произойдет в мире, и дадут возможность занять достойное место в Царстве нашего Господа.
Возможно, в это время наши мысли будут подобны мыслям царицы Савской. Как и она, мы познакомились с существованием Творца и с обетованиями, данными Аврааму, Исааку и Иакову. Мы узнали о ни с чем не сравнимой красоте будущего века, когда «смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни… ибо прежнее прошло» (Откровение 21:4). Мы прочитали о благословенном времени, когда «прежде нежели они (праведные верующие) воззовут, – Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, и для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей» (Исаия 65:24,25). Мы читали и обсуждали с братьями и сестрами во Христе время, когда многие народы скажут: «придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, – и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон и слово Господе – из Иерусалима… не поднимет народ на народ меча; и не будут более учиться воевать» (Михей 4:2,3). Это удивительная картина, которую мы еще не в состоянии постигнуть. Она разительным образом отличается от нашего мира, наполненного террором, войнами, угнетением, голодом и несправедливостью; как языческий мир царицы Савской отличался от великолепного царства, которым управлял Соломон.
Наша надежда войти в это славное Царство, изображенное в вышеприведенных стихах, есть реальность, которая стала возможной благодаря нашему Господу Иисусу Христу, Которого мы вспоминаем сегодня за хлебом и вином.
По милости Божьей, мы все сможем встретиться с братьями и сестрами во Христе со всего мира в Царстве нашего Господа. Тогда, подобно царице Савской, мы скажем, что, хотя мы и знали об этих вещах из Писания, наступившая реальность намного превосходит все наши самые смелые ожидания!
Источник