- Лексическая тема «Насекомые» консультация (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Лексическая тема: «Насекомые». Информация для родителей.
- Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» в подготовительной группе компенсирующего видя для детей с ТНР план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексическая тема «Насекомые»
консультация (подготовительная группа)
Лексико-грамматические игры на тему «Насекомые»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema_nasekomye.docx | 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Насекомые»
1. Родителям рекомендуется:
-в парке, в сквере или во дворе вместе с ребенком найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, кузнечика, стрекозу, бабочку, божью коровку, жуков, муху, комара, паука;
— рассказать ребенку о том, какую пользу приносят эти насекомые, учить ребенка бережному отношению к природе;
- объяснить, что муха — вредное насекомое.
2. Рассмотреть иллюстрации с изображением насекомых и обсудить их внешний вид.
3. Развитие мелкой моторики
Прилетела к нам вчера
Взмахи с перекрещенными кистями рук.
А за нею шмель-шмелек,
И веселый мотылек,
Жук-жучок и стрекоза,
На каждое название насекомого соединяют пальцы, начиная с мизинца
Как фонарики глаза
«Колечки» — указательные и большие пальцы соединены.
Взмахи с перекрещенными кистями рук.
От усталости упали. (Н. Нищева)
Тихо кладут руки на стол
4. Развитие лексико-грамматических процессов
1. «Угадай, кто это?». Порхает (кто?), жужжит, звенит, собирает мед, жалит, ползает.
2. Игра «Что делает? Что делают?». Бабочка порхает, бабочки порхают. Пчела мед собирает – Пчелы мед собирают. (Оса жалит, жук жужжит, комар звенит, стрекоза стрекочет, муха в дом залетает, кузнечик прыгает, паук паутину плетет, муравей муравейник строит)
3. Игра «Сосчитай». Один комар, два комара, пять комаров и т. д.
4. Игра «Назови ласково». Комар –комарик, стрекоза-стрекозка, пчела-пчелка, жук-жучок, муравей-муравьишко, паук-паучок
5. Игра «Подбери признак» . Бабочка (Какая?) — красивая, яркая, разноцветная, полезная, большая. Комар (какой?) – кровососущий, вредный. Муравьи (какие?) – полезные, трудолюбивые. маленькие. Муха (какая?) – вредная, назойливая, большая, маленькая, надоедливая. Пчела (какая?) – полезная, трудолюбивая, медоносная.
6 . Игра «Чьи лапки? Чья голова?».
У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы? (пчелиные лапки, пчелиная голова)
У таракана? ( тараканьи лапки, тараканья голова)
У комара? ( комариные лапки, комариная голова)
У осы? (осиные лапки, осиная голова)
У шмеля (шмелиные лапки, шмелиная голова)
5. Развитие связной речи
Чтение с последующим обсуждением: К. Бальмонт «Комарики-макарики», Л. Мадзалевский «Мотылек», Э. Мошковская «Кузнечик», А. Плещеев «Мой садик». Наблюдение за насекомыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи и лексико-грамматических компонентов по лексической теме: «Домашние животные»
Данное занятие учит детей составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формирует номинативную лексику по теме «Домашние животные».
Лексическая тема: «Фрукты»
Конспект занятия по лексической теме «Фрукты».
«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»
Пальчиковые игры по теме «Времена года». Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето.
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло.
Викторина «Татарча сөйләшәбез» В процессе викторины решается комплекс задач: — усвоение лексического минимума; — приобретение необходимого словарного запаса; — развитие речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических)
Викторина «Татарча сөйләшәбез»В процессе викторины решается комплекс задач:- усвоение лексического минимума;- пр.
Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.
В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по н.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую.
Источник
Лексическая тема: «Насекомые». Информация для родителей.
Занимаемся по теме: «Насекомые»
Дети должны знать:
· образ жизни насекомых;
· чем они питаются;
· их строение (голова, усы, крылья, шесть лапок, хоботок);
· где живут (норка, улей, дупло, муравейник);
· вред и польза насекомых для людей, растений и насекомых.
Словарь ребёнка должен включать:
Существительные: крылья, туловище, лапки, усики, глаза, хоботок, жало, жук, пчела, муха, комар, бабочка, кузнечик, божья коровка, муравей, таракан, шмель, оса, стрекоза, слепень, сверчок, личинка, нектар, мёд, улей, пыльца, аромат, насекомые, муравейник, вред, польза и т.д.
Прилагательные: пёстрая, красивая, защитная, трудолюбивые, жужжащий, надоедливая, вредная, комариный, пчелиный, мохнатый, большеглазая, опасная, защитная и т.д.
Глаголы: летает, прыгает, ползает, жужжит, порхает, кружится, кусает, собирает, жалит, трудится, строят, стрекочети т.д.
Грамматический строй речи
1. Игровое упражнение «Скажи одним словом» (упражнять детей в словообразовании)
У бабочки пестрые крылья, поэтому её называют пестрокрылой.
У стрекозы большие глаза, поэтому её называют большеглазой.
У таракана длинные усы, поэтому его называют длинноусым.
У кузнечика длинные ноги, поэтому его называют длинноногим.
2. Игра «Чьё? Чья? Чьи?» (упражнять в образовании
у пчелы крыло (чьё?) – пчелиное;
у пчелы голова (чья?) – пчелиная;
у пчелы лапки (чьи?) – пчелиные.
(комар, муравей, оса, шмель, таракан, стрекоза)
3. Игровое упражнение «Насекомые — великаны» (образование
существительных с суффиксом – ИЩ)
Не таракан, а тараканище (муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, оса, шмель, пчела, жук, нога, глаз)
4. Игра «Какой? Какая? » (согласование существительных с
Бабочка (какая?) — красивая, яркая, пестрая, порхающая…
Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, полезный…
Кузнечик (какой?) – прыгающий, зелёный, длинноногий, стрекочущий..
Пчела (какая?) – полезная, полосатая, жалящая …
5. Игровое упражнение «Что делает? Что делают?» (упражнять в согласовании глаголов с существительными)
Пчела (что делает?) – жужжит, летает, жалит, собирает нектар…
Кузнечик (что делает?) – прыгает, стрекочет, прячется…
Муравьи (что делают?) – строят, несут, трудятся….
Насекомые (что делают?) – летают, прыгают, собирают, жужжат…..
1. Игровое упражнение «Составь предложение» (упражнять в согласовании слов в предложении)
Цветок, села, на , бабочка.
По, ветка, ползает, гусеница.
Листок, под, жук, спрятался.
Червяк, из, выползает, земля.
Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.
Паутина, муха, в, попалась.
2. Упражнение «Расскажи-ка»: Составить рассказ о насекомых по предложенному плану-схеме
Развитие внимания, памяти, мышления
1. Игра «Четвертый лишний» (назови лишний предмет.
объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Муха, муравей,грач, пчела.
Стрекоза, жук, оса, собака.
Паук, голубь, синица, сорока.
Бабочка, таракан, муха, комар.
Божья коровка, моль, пчела, паук.
Источник
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» в подготовительной группе компенсирующего видя для детей с ТНР
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Расширять и углублять представления о насекомых, закрепить с детьми обобщающее понятие “насекомые”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nasekomye.docx | 42.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Расширять и углублять представления о насекомых, закрепить с детьми обобщающее понятие “насекомые”.
— уточнить знаний о насекомых, их характерных признаках;
— совершенствовать грамматический строй речи (подбор качественных прилагательных к заданному существительному и образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными;
-упражнять в употребление предложно-падежных конструкций (согласование по родам, употребление предлогов «под», «над», «справа от», «слева от», «в»)
— совершенствовать навыки звукослогового анализа слов;
— формирование умения отвечать на вопросы полным предложением, грамотно выражать свои мысли;
-развивать речевой слух, память, мышление;
— развивать зрительное внимание;
— развивать длительный плавный выдох;
-развивать артикуляционную и мелкую моторику;
— формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность;
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: пособие «Бабочка» для дыхания, набор мелких игрушек «Насекомые», плоскостные цветы с цифрами: 1,2,3,4, пособие «Цветочная поляна2, схема частей тела насекомых, смайлики для рефлексии.
Приветствие. (создание благожелательной атмосферы.
«Пусть утро будет ясным!»
— Природе скажем мы.
-Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
- Основная часть
- Сообщение темы занятия
Игра «Найди лишнее» (развивать речевой слух, память, мышление)
Корова, собака, коза, муха
Олень, тигр, жук , лиса
Голубь, синица, бабочка , дятел
Комар , акула, карась, кит
-Назовите все слова, которые были лишними /муха, жук, бабочка, комар
-Как одним словом их назвать /насекомые
-Правильно, насекомые. Предлагаю вам отправиться на «Планету насекомых»
-Раз, два, повернись на планете насекомых очутись
(звучит музыка – звуки насекомых)
-Послушайте, что это за звуки? (звуки насекомых)
-Выполним гимнастику для язычка «Насекомые»
- Артикуляционная гимнастика к занятию «Насекомые»
1. Упр. для щечных мышц «Гусеница»
«Гусеница хоть мала, листья – лучшая еда!
Она много листьев съела и, конечно, потолстела.
(Щечки «надули-сдули» — 5 раз)
2. Упр. для круговой мышцы рта и губ «Муха»
«Муха, муха-цокотуха – позолоченное брюхо.
Муха села на цветок – будет чистить хоботок».
(Упр. «Улыбочка-трубочка» — 8 раз)
3. Упр. для мышц кончика языка «Бабочка»
«Бабочка-красавица, над полянкой пляшет-
(Упр. «Качели» — 8 раз)
4. Упр. для мышц языка «Шмель»
«Если на цветок шмель сел-
Значит, он нектар там ел.
А потом он всем сказал :
«Очень вкусный был нектар!»
(«Упр. «Вкусное варенье» — 5 раз)
5. Упр. на расслабление мышц губ «Жук»
«Он летит во весь опор
И жужжит его мотор….»
(Упр. «Бр-р-р» … губами»)
На большой цветной ковер
То раскроет, то закроет расписные крылья.
Посмотрите, к нам прилетели маленькие гости – бабочки (Дети берут бабочек из корзинок).
— Наберите воздух через нос и медленно и плавно подуйте на бабочек, чтобы они закружились в воздухе.
Дети выполняют упражнение 3-4 раза.
-Посмотрите, сколько насекомых у нас на полянке, назовите их
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками)
Полосатая пчела, (На каждое насекомое загибают пальчик)
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают колечки и подносят к глазам)
Приходили муравьи
И травинку принесли.
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками)
Задумывались ли когда-нибудь, почему насекомые называются насекомыми, а не шестилапыми или двуногими? Попробуем разобраться с самого начала, почему насекомые так называются.
Представьте себе, это самая большая группа что живет на Земле. Насекомые — древние и загадочные обитатели нашей зеленой планеты. На земле великое множество насекомых. Возможно, на вопрос о том, почему насекомые называются насекомыми, поможет ответить изучение их внешнего вида:
Тело насекомых можно разделить на три части:
*голова: глаза, усики
*6 конечностей (лапок или ножек)
На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать, насечка, насекомое»
Насекомые питаются пыльцой, нектаром, стеблями растений, листьями, соком свежих и подгнивших плодов и ягод, семенами, корой, древесиной, корешками. Из-за этого многие садоводы, цветоводы, огородники и фермеры считают их основными врагами борьбы за урожай. Кроме этого, среди них
встречается довольно большое число кровососущих: слепни, комары, мошки, клещи, оводы.
Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы.
Польза и вред от насекомых. Какие насекомые полезны? Пчела собирает мёд, бабочка опыляет цветы, божья коровка и муравей уничтожают вредных насекомых. Муравьи, комары, мухи, бабочки служат для животных и птиц кормом.
Какие насекомые приносят вред? В чём этот вред заключается?
Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных (мухи, комары), поедают листья деревьев (гусеницы, тля);
Жалят, заражают опасными болезнями, уничтожают полезные растения, в полях, лесах, садах, огородах. Гусеницы, колорадские жуки, саранча уничтожают посевы. Комары, слепни, блохи кусают животных и птиц.
Где живут насекомые? Пчёлы в ульях (деревянный домик, который строит для них человек) . Муравьи в муравейнике (самостоятельно строят дом) . Осы в осиных гнёздах (гнездо похоже на шар) . Шмели живут в земле, в норках.
Этот странный дом без окон (Дети стоят кругом, руки над головой в виде крыши)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (Поворачиваются
в правую сторону)
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму. (Переворачиваются в левую сторону)
Но зима промчалась мимо — (Разводят руки в стороны, потягиваются).
Март, апрель, капель, весна (Медленно садятся.)
Просыпайся, соня — Сонюшка! (Медленно встают).
Под весенним ясным солнышком (потягиваются стоя.)
Гусенице не до сна. (Бегут по кругу, машут руками, как крылышками.)
Стала бабочкой она!
- Логопедические лексико-грамматические игры и упражнения
**Упражнение «Назови насекомых», **Дидактическое упражнение «Раздели слова на части»
— Ребята, смотрите, на планете насекомых есть поляна красивых цветов. Насекомые очень любят цветы. Посчитайте сколько слогов в названии ваших насекомых. Если в названии насекомого один слог, то прикрепите его к цветку с цифрой 1, если 2 слога, то к цветку с цифрой 2, если три слога, то к цветку с цифрой 3. ( Дети определяют количество слогов и прикрепляют насекомых к цветкам).
(используем картинки и игрушки)
** Дидактическое упражнение «Посчитай насекомых» (согласование с числительными)
**Сейчас мы с вам, поиграем в игру «Жадные малыши» (употребление местоимений МОЙ, МОЯ). Дети отбираю игрушки по родам.
**Дидактическая игра «маленький-огромный»
Пчела – пчелище – пчёлка.
Муравей – муравьище – муравьишка.
Кузнечик – кузнечище – кузнечишка.
Жук – жучище – жучок
Таракан – тараканище — тараканчик и т. д.
Моя бабочка, мой шмель и т.д.
**Игра «Чей? Чья? Чьё?» (развитие навыков образования притяжательных прилагательных)
У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы? (пчелиные лапки, пчелиная голова)
У таракана? (тараканьи лапки, тараканья голова)
У комара? (комариные лапки, комариная голова)
У стрекозы? (стрекозьи лапки, стрекозья голова)
У осы? (осиные лапки, осиная голова)
У шмеля? (шмелиные лапки, шмелиная голова)
У комара писк — комариный
У муравья лапка — .
У шмеля жужжание — .
У паука паутина — .
**Дидактическое упражнение «Где спряталась бабочка?» (употребление предлогов)
— Ребята, вы сегодня молодцы! Верно справились со всеми заданиями. Пора возвращаться с планеты насекомых!
-Раз, два, три, повернись
В детском саду очутись
-Где мы с вами побывали?
-Что нового сегодня узнали? Что тебе больше всего понравилось на занятии?
— А теперь я предлагаю вам самим оценить сваю работу:
-если со всеми заданиями во время путешествия справились верно, посадите бабочку на клумбу;
-если испытывали затруднения – божью коровку
Вы молодцы, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«На цветочной полянке» Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Насекомые»для подготовительной группы ДОУ .
Пояснительная записка к логопедическому занятию по формированию лексико-грамматического строя реи и обогащению словаря в подготовительной к школе группе для детей с ОНР с использованием те.
Конспект НОД по лексичекой теме «Весна» для детей с ТНР 6 лет.
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
Данные конспекты разработаны на основе пособия Т.Ю. Бардышевой и Е.Н. Маносовой. Задания подобаны с учетом знаний, умений и навыков детей.
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Конспект занятия, подготовленный на защиту высшей квалиыикационной категории. ДЛя подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР 1,2).
Источник