У таракана тараканьи лапки тараканья голова

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Скачать:

Вложение Размер
konspeks_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc 446.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрации городского округа Солнечногорск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 43»

Юридический адрес: 141500, Московская область, г.Солнечногорск тел/факс: 8(496)26-4-49-31

Микрорайон Рекинцо E-maiI: sadik_43@mail.ru

Конспект логопедического занятия

по лексической теме «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Сорока Светлана Николаева

Цель: Ф ормирование навыка пересказа текста с опорой на сюжетные картинки по материалам лексической темы «Насекомые».

Уточнение и закрепление знания детей о насекомых. Расширение и активация словаря, совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных существительных, притяжательных прилагательных ).

  1. Коррекционно-развивающие . Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, общей и мелкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия. Развитие навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
  1. Демонстрационный материал (картинки с изображением насекомых в среде их обитания, картинки по теме пересказа:)
  2. Раздаточный материал (картинки с изображением насекомых в конвертах по количеству детей);
  3. Магнитная доска, комплект магнитов, мяч

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о…, а, впрочем, отгадайте сами!

У детей на столе лежат карточки с изображениями насекомых. Логопед читает загадки, если дети отгадали, то поднимают соответствующую карточку и называют отгадку.

Полетела над лужайкой,

похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

Мы – лесные жители,

Из иголок всей артелью

строим дом себе под елью.

Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел.

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.

Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.

2. Основной этап.

Логопед: Ребята, вы отгадали много загадок, а как всех, кого вы назвали, можно назвать одним словом?

Логопед: Да, ребята, вы правы! А каких насекомых вы еще знаете? Вспомните и назовите. Я вам немного помогу (показать картинки жука, комара, мухи, богомола, шмеля, стрекозы, таракана).

Логопед: Да, насекомых на земле очень много. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. Некоторые насекомые приносят пользу, другие вред. Какие насекомые приносят пользу? В чём состоит эта польза? (показать картинки)

Дети: Пчела собирает мёд, бабочка опыляет цветы, божья коровка и муравей уничтожают вредных насекомых. Муравьи, комары, мухи, бабочки служат для животных и птиц кормом.

Логопед: Какие насекомые приносят вред? В чём этот вред заключается?

Дети: Жалят, заражают опасными болезнями, уничтожают полезные растения, в полях, лесах, садах, огородах). Гусеницы, колорадские жуки, саранча уничтожают посевы. Комары, слепни, блохи кусают животных и птиц.

Логопед: Где живут насекомые?

Дети: Пчёлы в ульях (деревянный домик, который строит для них человек). Муравьи в муравейнике (самостоятельно строят дом). Осы в осиных гнёздах (гнездо похоже на шар). Шмели живут в земле, в норках.

Логопед: Давайте теперь рассмотрим строение насекомых:

Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка. На голове пара сложных глаз и пара усиков. На груди три пары ног (всего их 6) и у большинства насекомых крылья.

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками)
Полосатая пчела, (На каждое насекомое загибают пальчик)
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают колечки и подносят к глазам)
Приходили муравьи
И травинку принесли.
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками)
От усталости упали. (Роняют ладони на колени)

Лексико-грамматические игры и упражнения

Игра с мячом «Назови ласково».

(Логопед бросает мяч ребенку, называя насекомое, ребёнок возвращает мяч обратно, называя насекомое ласково)

Комар – комарик Пчела – пчёлка

Жук – жучок Таракан – тараканчик

Муравей – муравьишка Шмель – шмелёк

Стрекоза – стрекозка Муха — мушка

Игра «Чьи лапки, чья голова?»

(На столе перевёрнутые карточки с изображением разных насекомых. Дети по очереди вытягивает любую картинку и составляет словосочетание)

У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.

У пчелы? (пчелиные лапки, пчелиная голова)

У таракана? (тараканьи лапки, тараканья голова)

У комара? (комариные лапки, комариная голова)

У стрекозы? (стрекозьи лапки, стрекозья голова)

У осы? (осиные лапки, осиная голова)

У шмеля? (шмелиные лапки, шмелиная голова)

Игра «Подбери словечко»

(Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют слова-признаки)

Бабочка (какая?) – красивая, яркая, пестрая…

Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, полезный…

Игра «Кто и что делает?»

(Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют слова-действия)

Пчела – жужжит, летает, жалит, собирает нектар…

Кузнечик – прыгает, стрекочет…

«Кузнечик» (стихотворные строки сочетаются с соответствующими движениями)

Сели, травушку покушали

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

Обучение пересказу на материале текста «Как бабочки от врагов прячутся»

Как бабочки от врагов прячутся .

Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, жёлтая бабочка и зелёная бабочка. Вдруг прилетела большая чёрная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Жёлтая – на одуванчик, а зелёная спряталась в траве. Летала птица, летала, но не увидела бабочек и улетела.

1. Как называется рассказ?

2. Какое было время года?

3. Как светило солнышко?

4. Где росли цветы?

5. Над чем летали бабочки?

6. Какого цвета были бабочки?

7. Какая птица прилетела?

8. Кого увидела птица и что захотела сделать?

9. Что сделали бабочки?

10. На какой цветок села каждая из бабочек?

11. Чем всё закончилось?

12. Какими оказались бабочки? (умными, смышлёными, сообразительными)

Пересказ текста «Как бабочки от врагов прячутся» с опорой на серию сюжетных картин.

Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие и в конце давайте обсудим

«Что такое хорошо, а что такое плохо?»

(Логопед бросает мяч, ребёнок ловит его ловит и составляет предложение)

Логопед: Насекомые – это хорошо, потому что… Ответы детей:…

Логопед: Насекомые – это плохо, потому что… Ответы детей:…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы проектаСодержание деятельностиПрактические материалы.

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Зима. Обобщающее занятие».

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Осень. Обобщающее занятие».

Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет).

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии.

Речевой материал по лексической теме «Одежда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Источник

Лексическая тема «Насекомые»

Ольга Троегубова
Лексическая тема «Насекомые»

Кузнечик, муравей, стрекоза, пчела, бабочка, жук, муха, божья коровка, комар, оса, шмель, таракан, гусеница.

Программное содержание. Способствовать накоплению и совершенствованию знаний ребёнка. Расширять представление детей о насекомых (чем отличаются, какую пользу приносят, какой вред). Учить различать по внешнему виду и называть.

Продолжать развивать наблюдательность и совершенствовать способность практически применять усвоенные знания. Закреплять умение вести себя в природе.

Лексический материал.

Существительные: насекомые, усики, крылья, хоботок, жало, глазки, брюшко. Польза, вред. Улей, муравейник, гнездо, нора. Комарик, тараканчик, стрекозка, пчёлка, мушечка, жучок. Жучище, тараканище, комарище, глазищи, ножищи, усищи, крылищи.

Глаголы: заражают, уничтожают, объедают, повреждают. Жалят, кусают. Служат, собирают.

Прилагательные: опасные, вредные, полезные; осиное, деревянный. Пёстрокрылая, пёстрые, большеглазая, длинноусый. Муравьиные, пчелиные, тараканьи, комариные.

Насекомых на земле очень много. Они живут в мире повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна – две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей; есть хоботок, жало, глазки, брюшко. Самые маленькие – величиной с точку. А жук – геркулес, длиной с котёнка.

Расскажите ребёнку о том, какую пользу приносят насекомые. Например, пчела собирает мёд, бабочки опыляют цветы, божья коровка и муравьи уничтожают вредных насекомых. Муравьи, комары, мухи, бабочки служат для животных и птиц кормом.

Некоторые насекомые нам вредят. Они жалят и при этом заражают опасными болезнями. Другие уничтожают полезные растения в полях, садах, огородах, лесах.Например: колорадский жук поедает ботву картофеля; мухи переносят на лапках вредных насекомых; жуки – короеды повреждают кору деревьев; гусеницы объедают листья растений; комары, слепни, блохи больно кусают животных и птиц.

«Где живут насекомые «Пчелы живут в ульях. Улей – это деревянный домик, который строит для пчел человек».

Муравьи живут в муравейнике. Они сами строят себе дом.

Осы живут в осиных гнёздах. Это гнездо похоже на шар.

Шмели живут в земле, в норках».

Игра «Скажи одним словом».

У бабочки пёстрые крылья, поэтому её называют пёстрокрылой.

У стрекозы большие глаза – её называют …

У таракана длинные усы – его называют.

Игра «Назови ласково».

Комар – комарик. Таракан — …

Ваня рассматривал в лупу свою коллекцию насекомых. И казалось,что: У стрекозы не глаза, а глазищи.

У муравья не ножки, а … .

У таракана не усы, а … .

У бабочки не крыло, а … .

Божья коровка выглядела не жуком, а огромным жучищем.

Игра «Чьи лапки, чья голова».

У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.

У пчелы — … лапки, … голова.

У таракана — … лапки, … голова.

У комара — … лапки, … голова.

Гусеница в галстуке в гости приползла

И с собою свежую газету принесла.

Села и читает, не глядит вокруг

И не замечает гусениц – подруг.

Как хорошо быть пчелкой

С веселой рыжей чёлкой –

И перед всем народом

Своим гордиться мёдом.

Трёт тарелку таракан тряпочкой, тряпочкой

И притопывает в такт тапочкой, тапочкой.

Тёр да тёр – протёр дыру в тряпочке, в тряпочке

И уполз к себе в нору, потеряв тапочки.

Не зверь, не птица, нос, как спица;

Летит – кричит; сядет – молчит;

Кто его убьёт – свою кровь прольёт. (Комар)

Чёрен – да не ворон, рогат – да не бык,

Шесть ног без копыт. (Жук)

Мы – лесные жители, мудрые строители.

Из иголок всей артелью строим дом себе под елью.

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

В траве они совершенно не заметны, благодаря их

зелёному цвету. У кузнечиков три пары ножек

и две пары крыльев. Задние ноги у них очень длинные, при помощи их кузнечик прыгает. У кузнечиков есть усики и уши, которые находятся на животике. Кузнечики умеют петь.

Муха – очень неприятное насекомое. Мухи издают противное жужжание, а осенью больно кусают. Кроме того, они разносчики всяких болезней. Мухи летают по помойкам, а потом прилетают к нам на кухню и счищают грязь со своих лапок на кастрюлях и столах, где мы обедаем. Лапки мухи покрыты особой жидкостью, поэтому муха может спокойно ползать по потолку, не падая вниз.

Пчела приносит пользу: опыляет растения.

У пчёл есть жало, которым они больно жалят.

Пчёлы большие труженицы.

Они делают мёд или трудятся в улье.

Трудно представить, что из такого довольно противного существа может получиться красавица – бабочка. Как же это происходит? Взрослая бабочка откладывает яички. Из этих яиц вылупляются крошечные гусеницы. Они начинают, есть и расти. Едят они зелёные листочки, на которых сидят. В определённый момент гусеница сбрасывает с себя гусеничную кожу и сплетает вокруг себя кокон, из которого через некоторое время и появляется прекрасная бабочка.

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Конспект занятия тема: «Насекомые» Цель: Воспитание просодических компонентов речи: дыхания, голоса, темпа речи, выразительности, выдержки, зрительной ориентировки на говорящего,.

Конспект занятия с презентацией «Шестиногие малыши» Тема презентации: Шестиногие малыши Цель: расширять и уточнять знания детей о насекомых Задачи: Развивать умение видеть признаки сходства.

Источник

Читайте также:  Как гарантированно избавиться от тараканов самостоятельно
Оцените статью
Избавляемся от вредителей