Учебник по обж 10 класс тараканов

—>Сайт преподавателя-организатора ОБЖ Куканчикова Владимира Семеновича —>

В конце 2020 года был зарегистрирован, нам уже известный, Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254». Но в соответствии с новым порядком формирования федерального перечня с текущего года будет применяется новая ежегодная процедура, которая позволяет инициировать издательствам и правообладателям включение в федеральный перечень новых учебников или отзывать те или иные линейки. На основании поданных заявок будет проходить государственная экспертиза, что предполагает ежегодное обновление федерального перечня учебников.

Недавно прошла такая первая процедура и 2 марта 2021 года за № 62645 зарегистрирован обновлённый приказ №766 от 23 декабря 2020 года с внесенными изменениями в федеральный перечень учебников. И ура, там, наконец- то появились обещанные новые учебники по учебному предмету Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в соответствии с обновленной Концепцией предмета.

До 25 мая 2025 года представлены две новые линии УМК по ОБЖ от издательства «Просвещение».

Линия УМК «Основы безопасности жизнедеятельности. Д.П. Рудаков и другие. Под научной редакцией Ю.С. Шойгу. 8-9 классы. В двух частях — № ФПУ 1.1.2.8.2.1.1.

Основной фокус сконцентрирован на комплексе алгоритмов поведения в чрезвычайных ситуациях. Учебник выходит в двух частях.

Эксперты отметили в данной линейке УМК:

  • Современное содержание,
  • Модульный принцип построения материала.
  • Ритмичность текстового и иллюстративного материала, использование инфографики для организации смены восприятия информации,
  • Система рубрикации для деления текста на смысловые единицы,
  • Система ссылок через QR-коды на дополнительные материалы,
  • Межпредметные связи с другими школьными предметами (физика, география, литература, изобразительное искусство, историей и др.).

Линия УМК «ОБЖ.Б.О. Хренников, Н.В. Гололобов и др. Под редакцией С.Н. Егорова. 5-9 классы».

1.1.2.8.2.2.1 Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс. Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И., Маслов М.В.; под редакцией Егорова С.Н. АО «Издательство «Просвещение»».

1.1.2.8.2.2.2 Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс. Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И., Маслов М.В.; под редакцией Егорова С.Н. АО «Издательство «Просвещение»».

1.1.2.8.2.2.3 Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс. Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И., Маслов М.В.; под редакцией Егорова С.Н. АО «Издательство «Просвещение»».

1.1.2.8.2.2.4 Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс. Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И., Маслов М.В.; под редакцией Егорова С.Н. АО «Издательство «Просвещение»».

1.1.2.8.2.2.5 Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс. Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И., Маслов М.В.; под редакцией Егорова С.Н. АО «Издательство «Просвещение»».

Эта линия УМК является сочетание новых и традиционных подходов к изучению комплексной безопасности личности, общества, государства.

Эксперты отметили, что новая линейка УМК позволяет:

  • обеспечить полное изучение учебного предмета и создана с учётом современных вызовов в области противодействия угрозам жизни и здоровью человека,
  • использовать новые и традиционные подходы к изучению комплексной безопасности личности, общества и государства в различных сферах,
  • обратить особое внимание на антиэкстремистскую и антитеррористическую безопасность,
  • получить навыки и знания предвидеть опасность, как, по возможности, её избежать и как при необходимости грамотно действовать.

В федеральном перечне учебников появилась ранее известная линия УМК «Основы безопасности жизнедеятельности. Аюбов Э.Н., Прицепов Д.З., Муркова М.В., Невелёва С.В.» издательства «Русское слово-учебник» от авторского коллектива Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России в соответствии с ФГОС. Отмечу, что от данной линейки оставили 8-9 классы и 10-11 классы.

1.1.2.8.2.3.1 Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс. Аюбов Э.Н., Прицепов Д.З., Муркова М.В., Невелёва С.В.; ООО «Русское слово – учебник».

1.1.2.8.2.3.2 Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс. Аюбов Э.Н., Прицепов Д.З., Муркова М.В., Норсеева М.Е..; ООО «Русское слово – учебник».

Основной акцент сделан на изучение причин и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также правильных действий при их возникновении, представлены вопросы обеспечения экологической безопасности, защиты от опасных социальных явлений (терроризм, криминальные проявления), продолжена работа по формированию компетенций здорового образа жизни, навыков первой помощи при травмах различного характера.

Для 10-11 классов из всех линий, пока осталась только УМК от «Русское слово — учебник».

1.1.3.6.3.2.1 Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс. Аюбов Э.Н., Прицепов Д.З., Муркова М.В., Тараканов А.Ю.; ООО «Русское слово – учебник».

1.1.3.6.3.2.2 Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс. Аюбов Э.Н., Прицепов Д.З., Муркова М.В., Тараканов А.Ю.; ООО «Русское слово – учебник».

Учебник разработан всё тем же авторским коллективом Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России на основании требований ФГОС и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования и нацелен на формирование компетенций в области культуры безопасности жизнедеятельности. Учебник предназначен для общеобразовательных организаций.

Скорее всего «Просвещение» представит в будущем новую линию УМК и для старших классов.

Начинаем переходить на новые линии УМК и дорабатываем с тем, что имеем в допустимых временных рамках для старых УМК.

Источник

учебник для учащихся 10 класса ОУ «ОБЖ» А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников
книга по обж (10 класс) на тему

Удобно иметь полную электронную версию обычного учебника. Качество отличное.

Скачать:

Вложение Размер
obzh-uchebnik_hrennikov_b.o.-10_kl.pdf 777.84 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данное тематическое планирование составлено на основе документов: 1. Стандарт основного общего образования по ОБЖ (приказ Минобразования России от 5.03.2004); 2. Стандарт среднего (полного) общего обр.

Электронный учебник по ОБЖ под редакцией А.Т.Смирнова 10 класс.

Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС.

Рабочая программа к учебнику 9 класса ОБЖ авторы А.Т. Смирнов, О.Б. Хренников.

Рабочая программа для 10 класса ОБЖ к учебнику Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Рабочая программа для 11 класса ОБЖ к учебнику Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса.

Источник

Рабочая программа по ОБЖ 10 класса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе.

Цель изучения основ безопасности жизнедеятельности — способствовать завершению формирования ключевых качеств выпускника школы, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.

Ключевые качества характеризуют выпускника как человека XXI века и гражданина Российской Федерации:

  • любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающего и принимающего традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества;
  • креативного и критически мыслящего, активно и целенаправленно познающего мир, осознающего ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  • владеющего основами научных методов познания окружающего мира;
  • мотивированного на творческую и инновационную деятельность;
  • готового к сотрудничеству, способного осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  • осознающего себя социально активной личностью, уважающей закон и правопорядок, осознающего ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
  • уважающего мнение других людей (если оно не носит противоправного характера), умеющего вести конструктивный диалог, способного достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющего и обоснованно пропагандирующего правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  • подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества;
  • мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих учебных задач:

1) формированием у учащихся экологического мышления, понимания ими влияния социально-экологических процессов на состояние природной и социальной среды обитания человека; воспитанием у них культуры безопасного поведения в условиях неблагоприятной экологической обстановки в местах проживания;

2) формированием у учащихся духовно-нравственных принципов взаимоотношения полов, способствующих осознанию традиционных ценностей семьи, их готовности к созданию благополучной семьи в современных условиях и обеспечению демографической безопасности государства;

3) формированием у учащихся индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения уровня их духовного, физического и социального благополучия, а также для обеспечения здорового долголетия граждан Российской Федерации;

4) формированием у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для повышения их защищённости на индивидуальном уровне от внешних и внутренних угроз в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

5) формированием у учащихся духовных и физических качеств, свойственных гражданину Российской Федерации и защитнику Отечества; подготовка их к военной службе в современных условиях (граждан мужского пола — обязательно, граждан женского пола — по их желанию).

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10—11 классах реализует комплексный подход в формировании у учащихся личностных и социальных качеств, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, при модульной структуре содержания предмета.

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершённую часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Общая характеристика учебного предмета

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». При разработке программы были учтены требования, с учетом комплексного подхода к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности. В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.

Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы военной службы.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».

Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Ключевым результатом усвоения курса становится формирование активной гражданской позиции у обучающихся.

Место учебного предмета «основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане

Согласно Базисному учебному (образовательному) плану образовательных организаций РФ для уровня основного общего образования предполагается обязательное изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе и на него отводится 34. (из расчёта 1 учебный час в неделю, 34 учебные недели).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

  • сформированность целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основных приоритетах национальной безопасности (национальной обороне, государственной и общественной безопасности);
  • выбор направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учётом индивидуальных возможностей и потребностей;
  • сформированность современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
  • осознание терроризма и экстремизма как социальных явлений, представляющих серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности;
  • сформированность нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской идеологии;
  • сформированность потребностей в соблюдении норм и правил здорового образа жизни; · выработка устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков;
  • осознание значения семьи для жизни современного общества и благоприятной демографической ситуации в стране;
  • сформированность убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработки умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях;
  • морально-психологическая и физическая подготовленность к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условиях;
  • воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и её Вооружённым Силам;
  • воспитание потребности в правовой подготовке и освоение основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан;
  • уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области гражданской обороны.

Метапредметные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются сформированностью у учащихся современной системы взглядов: · на события и явления, происходящие в современном мире в природной, техногенной и социальной сферах обитания, и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; · на состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства в Российской Федерации от внешних и внутренних угроз.

  • умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и национальной безопасности России;
  • умение характеризовать основные направления перехода Российской Федерации к новой государственной политике в области национальной безопасности;
  • поиск в различных информационных источниках и самостоятельный отбор информации о наиболее характерных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, имевших место за последнее время в стране. Анализ причин их возникновения и последствий; систематизация рекомендаций населению по правилам безопасного поведения для минимизации последствий различных чрезвычайных ситуаций;
  • умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России;
  • умение логически обоснованно доказывать следующие положения
  • любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания;
  • террористическая деятельность бесцельна;
  • наказание за любую террористическую деятельность наступает неизбежно;
  • умение обосновывать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия;
  • умение подбирать из различных информационных источников убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека, а также умение отстаивать свою точку зрения по этому вопросу при общении в кругу сверстников;
  • умение характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе и логично обосновывать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и демографическую безопасность в государстве;
  • умение логично обосновывать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях;
  • умение осмысливать и понимать основные стратегические цели совершенствования национальной обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в целях осуществления стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны;
  • умение характеризовать роль и место Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны;
  • умение доступно излагать содержание основ законодательства Российской Федерации об обороне государства, воинской обязанности и военной службе граждан Российской Федерации;
  • умение обосновывать необходимость обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для успешного выполнения ими конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Предметные результаты освоения основ безопасности жизнедеятельности отражают:

  • формирование устойчивого интереса и потребности к получению знаний, способствующих безопасному образу жизни;
  • осознание культуры безопасности жизнедеятельности, в том числе экологической культуры, как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средства, повышающего защищённость личности, общества и государства от отрицательных последствий влияния человеческого фактора и от внешних и внутренних угроз;
  • формирование гражданской патриотической позиции, направленной на повышение мотивации к военной службе в современных условиях;
  • понимание роли государства, российского законодательства и государственных служб в защите населения от внешних и внутренних угроз;
  • формирование личной гражданской позиции негативного отношения к идеологии экстремизма, терроризма, а также к асоциальному поведению и другим действиям противоправного характера; · ориентацию на здоровый образ жизни и здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни; · знание распространённых опасных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • понимание необходимости негативного отношения к наркомании, алкоголизму, токсикомании и необходимости исключения из своей жизни вредных привычек (курения, употребления алкоголя и др.);
  • знание основных мер и правил поведения и защиты в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе в области гражданской обороны; · умение оказывать первую помощь пострадавшим;
  • знание основ обороны государства (законодательных актов об обороне государства и воинской обязанности граждан);
  • понимание прав и обязанностей гражданина до призыва и во время прохождения военной службы;
  • знание требований, предъявляемых военной службой к уровню подготовки призывника;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным для них признакам;
  • умение применять полученные знания на практике, действовать с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • умение проектировать модели личного безопасного поведения;
  • понимание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву, по контракту, особенностей увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
  • всестороннее знание основ военной службы, включая правовые, уставные, военно-ритуальные аспекты, размещение и быт военнослужащих, порядок несения службы, строевой, огневой и тактической подготовки;
  • владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим, включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике, а также первой помощи при травмах, отравлениях и различных видах поражений.

Содержание учебного предмета

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. Способы подготовки человека к автономному существованию. Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре. Обеспечение личной безопасности на водоёмах в различное время года. Безопасный отдых у воды. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для минимизации их последствий. Современный комплекс проблем безопасности военного характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита её независимости, суверенитета, демократического развития государства, обеспечение национальной обороны. Характер современных войн и вооружённых конфликтов. Военный конфликт, вооружённый конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния. Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления террористической и экстремистской деятельности.

Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации

Основные положения Конституции Российской Федерации, положения Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности», положения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, в которых определены нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом и экстремизмом. Роль государства в обеспечении защиты населения страны от террористической и экстремистской деятельности и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи. Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правовой режим контртеррористической операции. Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму. Применение Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

Значение нравственных позиций и личных качеств учащихся в формировании антитеррористического поведения. Роль культуры безопасности жизнедеятельности в формировании антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления. Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности

Уголовная ответственность за террористическую деятельность

Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за участие в террористической деятельности. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» об ответственности за осуществление экстремистской деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации об уголовной ответственности за экстремистскую деятельность.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. Правила оказания само- и взаимопомощи пострадавшим от теракта.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел 4. Основы здорового образа жизни

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки молодёжи к военной службе и трудовой деятельности. Основные требования, предъявляемые к здоровью гражданина при поступлении его на военную службу. Духовные и физические качества человека, способствующие успешному выполнению обязанностей в профессиональной деятельности. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление его здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека, их влияние на уровень жизнедеятельности человека, профилактика утомления. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Необходимость выработки привычки на уровне потребности к систематическим занятиям физической культурой. Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя — разновидности наркомании. Наркомания — это практически неизлечимое заболевание, связанное с зависимостью от потребления наркотика. Профилактика наркомании. Правила личной гигиены. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

Нравственность и здоровье

Формирование правильного взаимоотношения полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию семейной жизни. Качества, необходимые для создания прочной семьи. Инфекции, передаваемые половым путём (ИППП), пути их передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики. ВИЧ-инфекция и СПИД, основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией. Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Первая помощь при неотложных состояниях

Сердечная недостаточность и причины её возникновения. Общие правила оказания первой помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, причины его возникновения, признаки возникновения. Первая помощь при инсульте. Первая помощь при ранениях. Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность оказания первой помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике. Основные правила оказания первой помощи. Правила остановки артериального кровотечения. Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота. Первая помощь при травме в области таза, при повреждениях позвоночника, спины. Первая помощь при остановке сердца. Реанимация. Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция лёгких.

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства

Раздел 6. Основы обороны государства

Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны

Гражданская оборона как составляющая обороны государства, предназначение и задачи гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основные виды оружия и их поражающие свойства. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях. Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Правила использования средств индивидуальной защиты. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации. Организация гражданской обороны в общеобразовательной организации, её предназначение и задачи. План гражданской обороны общеобразовательной организации. Обязанности учащихся.

Вооружённые Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества

История создания Вооружённых Сил Российской Федерации. Памяти поколений — дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Состав Вооружённых Сил Российской Федерации и управление Вооружёнными Силами Российской Федерации.

Виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации

Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Сухопутных войск. Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Военно-воздушных сил. Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника Военно-морского флота. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения. Воздушно-десантные войска (ВДВ), их состав и предназначение. Войска воздушно-космической обороны. Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооружённых Сил Российской Федерации.

Боевые традиции Вооружённых Сил России

Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества. Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений.

Вооружённые силы Российской Федерации — основа обороны государства

Основные задачи современных Вооружённых Сил России. Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации.

Символы воинской чести

Боевое знамя воинской части — официальный символ и воинская реликвия воинской части, олицетворяющая её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывающая на предназначение воинской части и её принадлежность. Ордена — почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Военная форма одежды и знаки различия, их воспитательное значение.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учёт, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Организация воинского учёта, основное предназначение воинского учёта. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы. Обязательная подготовка граждан к военной службе, периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение. Требования к индивидуальным качествам военнослужащих — специалистов по сходным воинским должностям. Подготовка граждан по военно-учётным специальностям, её предназначение и порядок осуществления. Добровольная подготовка граждан к военной службе, её основные направления. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учёт. Основное предназначение и порядок его проведения. Профессиональный психологический отбор, его предназначение и критерии определения профессиональной пригодности призывника к военной службе. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе, предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан.

Раздел 7. Основы военной службы

Размещение и быт военнослужащих Размещение военнослужащих

Содержание помещений, обеспечение пожарной безопасности. Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих, распорядок дня. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, обеспечение безопасности воинской службы. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда Суточный наряд, его предназначение, состав суточного наряда. Обязанности дежурного и дневального по роте.

Организация караульной службы

Организация караульной службы. Общие положения. Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового.

Строи и управление ими. Строевые приёмы и движение без оружия. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строй отделения, развёрнутый строй, походный строй. Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении.

Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Приёмы и правила стрельбы из автомата.

Современный бой. Обязанности солдата в бою.

Особенности военной службы

Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего. Военные аспекты международного права. Общевоинские уставы. Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации. Дисциплинарный устав Вооружённых Сил Российской Федерации. Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации. Строевой устав Вооружённых Сил Российской Федерации.

Военнослужащий — вооружённый защитник Отечества

Основные виды воинской деятельности. Основные особенности воинской деятельности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина. Военнослужащий — патриот. Честь и достоинство военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации. Военнослужащий — специалист своего дела. Военнослужащий — подчинённый, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Основные обязанности военнослужащих.

Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации

Порядок вручения Боевого знамени воинской части.

Порядок приведения к Военной присяге (принесение обязательства). Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия. Ритуал подъёма и спуска Государственного флага Российской Федерации.

Прохождение военной службы по призыву

Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы. Размещение и быт военнослужащих.

Прохождение военной службы по контракту

Особенности военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классах

Ученик должен знать :

— потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

— соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе;

— о здоровом образе жизни;

— об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

— о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

— основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;

— правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека;

— организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах;

— предназначение, структуру и задачи РСЧС;

— предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; о сновы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воин­ ской славы России;

— состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федера­ ции;

— основные виды воинской деятельности;

— общие обязанности солдата в бою;

— основные способы передвижения солдата в бою;

— государственные и военные символы Российской Федерации, средства массового поражения и их поражающие факторы

Ученик должен уметь:

предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

— принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

— действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

— пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

— обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни

— пользоваться индивидуальными средствами защиты;

— выполнять элементы строевой и тактической подготовки;

— обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 10 класс 34 часа

Источник

Читайте также:  Куда обращаться по борьбе с тараканами
Оцените статью
Избавляемся от вредителей