- Помогите! Депрессия убивает меня.
- Как изгнать печаль и не поддаваться унынию
- Существуют ли в Исламе какие-то рекомендации, как вылечить депрессию?
- Не грусти! Нет депрессии!
- «[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то, нет сомнений, дам Я вам еще больше, но, если вы будете неблагодарны, знайте ‒ Мое наказание, воистину, сурово». (Коран, сура «Ибрахим», аят 7)
- Депрессия является главной причиной целого спектра психосоматических болезней (от греч. слов psyche ‒ душа и soma ‒ тело), иными словами, когда психические расстройства становятся причиной физиологических заболеваний, поражающих самые разные части организма ‒ от желудочно-кишечного тракта (язвы, гастриты), нервной и сердечнососудистой системы вплоть до дыхательных путей (астма) и мышечной системы (мышечный ревматизм).
- Мусульманин не может быть в депрессии!
- Аллах всегда с нами!
- За тяжестью ‒ облегчение!
Помогите! Депрессия убивает меня.
У меня всё в жизни хорошо, хвала Аллаху. Но в последнее время нет настроения, хочется постоянно плакать, иногда пропадает интерес к жизни. Это влияет на окружающих меня людей. Как бороться с этим? И вообще, это состояние можно назвать нормальным? Помогите.
Ответ богослова:
Чаще всего подобный кризис – отсутствует хорошее настроение, нет желания жить – возникает в результате того, что человек не знает, ради чего он существует, не нашёл своего места в жизни; он сравнивает себя с окружающими, теми, кто добился в этой жизни большего, чем он. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не сравнивайте себя с теми, кто богаче вас. Но сравнивайте с теми, кто беднее».
Побольше читайте Коран, салават, зикр… Посещайте маджлисы (мусульманские собрания), заведите дружбу с набожными, соблюдающими мусульманами, читайте исламскую литературу, займитесь общественной работой.
Мнение психолога:
Подобное состояние или, скорее, период в жизни бывает у каждого нормального человека. Это следствие так называемого возрастного кризиса. Основной причиной подобного является переоценка собственной жизни, переоценка ценностей. Обычно такое происходит, когда начинаешь сравнивать свою жизнь с жизнью окружающих, задумываешься над тем, чего ты добился.
Не стоит зацикливаться на самом себе, на негативной стороне жизни. Лучшим выходом в подобной ситуации будет следование совету известного психолога Адлера. Он рекомендовал хотя бы в течение двух-трёх недель постараться совершить как можно больше доброго и полезного для окружающих. Как бы ни было трудно, надо заставить себя действовать; помните: только активные действия смогут вывести Вас из уныния. Этот совет всегда хорошо помогает выйти из затяжной депрессии.
Происходит это потому, что люди, видя Ваш интерес к ним, начинают проявлять интерес к Вам – это универсальный закон человеческого существования. Отдаляясь же от людей и уходя в себя, Вы тем самым сильнее впадаете в депрессивное состояние, из которого ещё труднее будет выйти. Кроме того, положительное действие оказывает занятие каким-либо делом, будь то рукоделие или чтение литературы, – всё зависит от Ваших интересов и способностей.
На вопрос отвечали:
Мухаммад-Амин — хаджи Магомедрасулов, теолог
Алиасхаб Анатольевич Мурзаев, психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям
Источник
Как изгнать печаль и не поддаваться унынию
Жизнь человека протекает по-разному: то хорошо, то плохо. В зависимости от ситуации, в которую попадает человек, у него, как правило, происходят перепады настроения. Он может пребывать в отличном настроении, если дела у него идут хорошо, и в подавленном, если дела приходят в упадок.
Вместе с подавленностью приходят печаль и депрессия, человек поддаётся унынию и ему кажется, что хорошей жизни пришёл конец и уже ничего положительного от неё ждать не приходится.
Но почему он не ждёт помощи от Аллаха? Почему не помогает себе выйти из сложной ситуации? Ведь во всём этом нет ничего трудного или невозможного, потому что Аллах не возлагает на человека больше того, что он в состоянии пережить и выдержать, а после любой тягости всегда наступает облегчение.
Каждому из нас нужно просто понять, что все выпавшие трудности – это те земные испытания, которыми испытывает человека Всевышний Создатель для ответа перед Ним и определения своей собственной судьбы в зависимости от прохождения невзгод и затруднений.
Вознесите же хвалу Аллаху за всё, что помогает вам стать лучше и сильнее, ведь помощь Всевышнего Аллаха начинается с того, что человек начинает осознавать потребность в изменении самого себя. Люди начинают понимать, что хандра и тоска – путь в никуда, когда человек разрушает самого себя собственным унынием. Он начинает болеть и становится обузой не только для родных и близких, но и для общества в целом. Его характер изменяется в отрицательную сторону, и он начинает ненавидеть счастливых и здоровых людей, его раздражает всё хорошее и светлое. Зато когда человек преодолевает уныние и вспоминает о вере, он начинает радоваться, когда кому-то всё удаётся и он здоров и силён.
Сила мусульманина в его вере, она помогает ему преодолевать все трудности. Его крепость – в терпении, когда он стойко преодолеваетвсе трудности. Его успокоение в Коране, чтение которого в спокойной обстановке не только приносит награду Всевышнего, но и оказывает на человека лечебное воздействие, наполняя его сердце умиротворением и радостью. В Священном Коране сказано: «О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание, исцеление для того, что в груди, верное руководство имилость для верующих» (смысл)(10:57).
Очень часто слёзы, тоска и уныние приходят из-за того, что человека могут безвинно оклеветать, обвинить в тех поступках и деяниях, которые он не совершал. Но и в эти минуты нельзя предаваться отчаянию, нужно возлагать надежды на лучшее только с помощью Всевышнего Аллаха и уметь прощать своих обидчиков.
Не плачьте, не печальтесь, не грустите.
Чему бывать, того в судьбе не миновать.
Подумав, отпустите и простите
Всех, кто сумел обидчиком вам стать.
Гоните прочь печаль, гоните и обиду.
Они приносят людям горе и беду.
С обидой можно недругом стать другу,
Не поняв то, что он имел в виду.
И не спешите с выводами сразу.
Проверьте вести, что дошли до вас.
Пусть на проверку довод вас обяжет
Не верить сплетне и остыть тотчас.
Не осуждайте, лучше их простите.
Всевышний призывает нас прощать.
Их не ругайте, гневно не кляните.
Желайте с верой жить и всё понять.
Для того чтобы жизнь человека проходила в благонравии, нужно совсем немногое: умение прощать, сдерживать свой гнев, размышлять, не делая скоропалительных выводов, не проклинать и стать выше тех, кто клевещет и возводит напраслину на честных людей. Именно эти превосходные качества помогают человеку достойно выйти из любых ситуаций, и они же являются ключами к счастью, которое приходит вслед за тягостью, печалью и слезами.
О Аллах, даруй нам Свою милость, довольство, прощение и счастье в обоих мирах!
Источник
Существуют ли в Исламе какие-то рекомендации, как вылечить депрессию?
Вопрос:
Существуют ли в Исламе какие-то рекомендации по поводу того, как можно вылечить депрессию?
Ответ:
На сегодняшний день депрессия считается одной из самых распространенных болезней современности. Печали, проблемы, сниженное настроение, утрата способности радоваться и улыбаться, нарушение мышления, негативные суждения, стресс, мышечная заторможенность, пессимистический взгляд на происходящее, очень заниженная самооценка, абсолютное равнодушие к тому, что раньше приносило радость, являются главными причинами не только депрессии, но и многих других заболеваний, в том числе тяжелых.
Для мусульманина, который убеждён, что все хорошее и плохое, которое с ним случается, происходит только по Воле Всевышнего Аллаха, в деле избавления от печалей и тревог повседневной жизни, которые и являются причиной депрессии, очень важными являются дуа и упование на Аллаха (таваккуль).
Искренне верующий человек, который постоянно обращается к Аллаху с мольбами, осознает – все, что происходит с ним, является испытанием от Всевышнего Аллаха и, соответственно, искуплением его грехов. Праведный мусульманин может быстрее справиться с трудностями и проблемами и за всю свою жизнь не узнать о том, что существует такое понятие, как депрессия…
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
ما يصيب المسلم من نصب ولا وصب ولا هم ولا حزن ولا أذى ولا غم حتى الشوكة يشاكها إلا كفر الله بها من خطاياه
«То, что постигает мусульманина, будь это усталость, болезнь, озабоченность, печаль, вред или горечь, даже укол колючки, является искуплением его грехов перед Аллахом» (Бухари, Муслим).
Не постигнет мусульманин сути имана, пока не будет видеть во всем предопределение Всевышнего Аллаха. Что постигло нас, то не должно было миновать, а что миновало, то не должно было постигнуть. Поистине, Всевышний Аллах воздаст нам наилучшим, если мы проявим терпение.
От Сухайба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
عجبا لأمر المؤمن. إن أمره كله خير. وليس ذاك لأحد إلا للمؤمن. إن أصابته سراء شكر. فكان خيرا له. وإن أصابته ضراء صبر. فكان خيرا له
«Удивительно положение верующего! Ведь всё происходящее с ним — это благо. Такого не дано никому, кроме верующего. Если его постигнет радость, он возблагодарит Всевышнего Аллаха, и это становится благом для него. И даже если его постигнет несчастье, он проявляет терпение, и это также становится благом для него». (Муслим — 2999)
Здесь можно привести рассказ о жизни якобы успешного бизнесмена и простого праведного мусульманина, который я прочитал однажды:
«У одного вполне успешного европейского бизнесмена постоянно бывали проблемы дома, на работе, с партнёрами по бизнесу и т.д., вследствие чего у него часто ухудшалось здоровье и настроение. Каждый раз он возвращался с работы хмурым, не испытывая особой радости. Одним словом, его жизнь была полна печали и неприятностей, несмотря на то, что он имел большой дом, дорогой автомобиль, успешный бизнес, который приносил стабильный доход, и многое другое.
А рядом с ним по соседству жил скромный работяга-мусульманин, который не имел стабильного дохода, разными путями выходил из сложных ситуаций и с трудом обеспечивал свой семью. Однако, как заметил бизнесмен, его сосед всегда ходил с улыбкой на лице, с работы возвращался радостный, жена и дети встречали его, как супергероя… Судя по таким наблюдениям, стоило считать успешным человеком мусульманина, а не его, бизнесмена, владельца компании, которая приносит стабильный доход.
Удивленный поведением своего небогатого соседа, бизнесмен решил узнать у него секрет такого счастья. Мусульманин не был удивлен вопросу соседа и спокойно ответил ему:
«Всё, что происходит с мусульманином – это благо для него. Если Всевышний Аллах одаривает меня, то я воздаю хвалу Ему, получаю за это вознаграждение, и Он увеличивает мне благодать. Если же Всевышний Аллах испытывает меня трудностями, я проявляю терпение, соответственно, за это я тоже получаю большое вознаграждение от Аллаха. Все просто – в Исламе нет места для сожаления и печали, если только мусульманин сам не совершил плохой поступок«».
Каждому мусульманину известно, что этот мир бренен и жизнь утекает, словно песок, сквозь пальцы, и поэтому не стоит тратить ни одну секунду впустую. Поистине, Всевышний Аллах не пошлёт нам трудности и испытания, которые мы не сумеем преодолеть, всё, что ни делается – к лучшему. И к испытаниям в нашей жизни тоже стоит относиться, как к благодати, потому что тем самым Всевышний очищает нас от грехов. В любой жизненной ситуации, какой бы она плачевной ни была, следует помнить, что Всевышний Аллах любит своих рабов больше, чем мать любит своё дитя!
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Источник
Не грусти! Нет депрессии!
«[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то, нет сомнений, дам Я вам еще больше, но, если вы будете неблагодарны, знайте ‒ Мое наказание, воистину, сурово». (Коран, сура «Ибрахим», аят 7)
Депрессия – явление, с которым сталкиваются миллионы людей самого разного происхождения, возраста, культуры и вероисповедания. В психологии депрессию определяют как «эмоциональное состояние человека, в котором он переживает тоску, отчаяние, подавленность (от латинского слова depressio ‒ подавление)».
Это состояние может быть вызвано проблемами, потерями или всякого рода невзгодами в жизни самого человека или близких ему людей, сожалением о совершенном или несовершенном поступке. Зачастую люди испытывают тревогу и переживания по поводу еще не случившейся беды и не находят покоя от негативных мыслей, которые одна за другой появляются в голове, создавая все более ужасающую картину ожидаемого хода событий. Моральную (душевную) боль тяжелее перенести, нежели физическую. Она оказывает сверхсильное и разрушительное воздействие на человеческий организм.
Депрессия является главной причиной целого спектра психосоматических болезней (от греч. слов psyche ‒ душа и soma ‒ тело), иными словами, когда психические расстройства становятся причиной физиологических заболеваний, поражающих самые разные части организма ‒ от желудочно-кишечного тракта (язвы, гастриты), нервной и сердечнососудистой системы вплоть до дыхательных путей (астма) и мышечной системы (мышечный ревматизм).
Существует многомиллионная индустрия антидепрессантов, однако людей, страдающих от депрессии, по всему миру становится только больше. Да и среди огромного количества побочных эффектов этих «чудо-таблеток», как ни парадоксально, нередко встречается «возрастающий риск самоубийства». В чем же тогда искать исцеление от этого недуга? В этой статье с благословения Всевышнего и с руководством доблестных ученых (да будет доволен ими Аллах!) мы с вами постараемся найти ответ на этот вопрос в аятах Священного Корана и изречениях пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!). С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного.
Мусульманин не может быть в депрессии!
«Мусульманин не может быть в депрессии!» ‒ часто можно услышать среди верующих. Для начала хотелось бы опровергнуть этот миф, поскольку Аллах сотворил жизнь и смерть для того, чтобы испытать нас, кто из нас будет лучшим в делах (Коран, 67: 2). Эта жизнь полна испытаний, и человеку не раз приходится пройти через ситуации, причиняющие ему боль и страдания. Ввиду своей слабой натуры человеку свойственно опечаливаться. Печаль ‒ это одно из основных человеческих чувств и эмоций, такое же, как радость, гнев или страх. Это абсолютно нормально, если, к примеру, человек, потерявший своего ребенка, будет чувствовать моральную опустошенность и глубокую печаль. Ведь даже образец «прекрасного терпения» Якуб (мир ему!) после исчезновения его любимого сына Юсуфа (мир ему!) горевал и плакал, что его «глаза помутнели от скорби [он заплакал до такой степени, что ослеп]» (Коран, 12: 84).
Но это не говорит о том, что ислам учит нас отчаянию, тем более нытью. Ученые ассоциируют нытье и жалобы с неблагодарностью по отношению к Аллаху, что несвойственно верующему человеку. Обратимся вновь к урокам, которые Аллах преподает нам через истории пророков и посланников (мир им!). В Коране приводятся примеры, когда пророки под тяжестью испытаний (а их испытания были гораздо более велики по сравнению с нашими) взывают к Господу и жалуются Ему.
Отметим, что ученые делят жалобы на два вида: первый – когда жалоба несет в себе возмущение, недовольство по отношению к объекту или предмету жалобы (кстати, пророки (мир им!) никогда и ни при каких обстоятельствах не высказывали такого рода жалобы по отношению ко Всевышнему). Второй вид жалоб ‒ это жалоба ребенка матери или, например, пациента доктору, где неуместна возмущенность, когда жалуются на свою беспомощность тому, кто в силах помочь. Именно таковыми были жалобы пророков, они жаловались Тому, под Чьим контролем всё и вся, Кому достаточно просто сказать «Будь!», и это непременно и незамедлительным образом произойдет (Коран, 36: 82).
Пророк Йусуф (мир ему!) говорил:
Важно не то, что происходит, а то, как мы к этому относимся! «И может быть, вам не нравится что-нибудь, а оно (в действительности) для вас благо, и, может быть, вы любите что-нибудь (от чего вы получаете короткое удовлетворение и наслаждение), а оно для вас зло, поистине, (только один) Аллах знает (что является для вас благом), а вы не знаете!» ‒ говорится в 216-м аяте суры «Бакара». Действительно, то, что кажется для нас потерей (неудачей), может привести нас к более прекрасному приобретению, чем то, что мы потеряли вначале. А ситуация, которая казалась нам полным крахом, может оказаться предвещанием чего-то великолепного.
Аллах приводит нам в суре «Та-Ха» пример из жизни Мусы (мир ему!), когда он со своей семьей отправился в Египет. Они заблудились ночью посреди пустыни. Становилось холодно, и путники начали замерзать. В один момент Муса (мир ему!) разглядел огонь на склоне горы и «сказал родным: “Остановитесь (подождите), я заметил огонь. Надеюсь, что смогу принести горящий уголь (головню), а может, узнаю там верный путь”» (Коран, 20: 10). Было темно, холодно, он собирался взобраться на гору и вполне мог бы потерять путь обратно к тому месту, где его родные оставались ждать. Вдобавок на них мог бы напасть какой-нибудь зверь, на кону была не только его жизнь, но и жизнь всех членов его семьи. В такой, казалось бы, безвыходной ситуации, когда страх и ужас охватывают сознание, случается самое знаменательное событие для Мусы (мир ему!). Он поднимается на гору, и ему приходит знамение от Господа: «Я избрал тебя [для выполнения пророческой миссии]. Прислушайся же к тому, что будет внушено тебе Божественным Откровением» (Коран, 20:13). Всевышний показывает нам: насколько бы тяжелой не была ситуация – это не значит, что все потеряно или что Аллах бросил нас.
Аллах всегда с нами!
«Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел [Он не бросил тебя после того, как окружил своей заботой, и не предал забвению после того, как воспитал и уберег]», ‒ обращается Аллах к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует!) и ко всем нам (Коран, 93: 3). «Он с вами, где бы вы ни были», ‒ говорится в другом аяте (Коран, 57: 4). Аллах всегда с нами, несмотря ни на что, Он «ближе, чем яремная (шейная) артерия» (Коран, 50: 16). Он рядом, Он наблюдает, Он оберегает, Он любит нас! Пророк Мухаммад (мир ему!) говорил своим сподвижникам, глядя на женщину с ребенком, что любовь Всевышнего во много крат сильнее, чем любовь матери к ребенку. Нам тяжело вообразить, насколько сильно любит мать свое дитя, так представьте же, насколько велика любовь Всевышнего ко всем нам! Не случайна аналогия, приведенная пророком (с.а.в.), – любовь, ласка и забота матери по отношению к ребенку подобны любви и заботе Творца к нам.
Одно из прекраснейших имен Аллаха ар-Рахман, с которым мы взываем к нему каждый день в молитве, когда начинаем читать Коран, когда начинаем есть или пить, когда начинаем какое-либо дело (говоря бисмилляхир Рахмаанир Рахиим). Ар-Рахман означает «милостивый из всех милостивейших, тот, чья милость не имеет границ» и происходит от слова رحمة (рахма), что означает «материнская утроба». Милость Аллаха охватывает нас подобно утробе матери. Плод находится под полной опекой матери: пропитание, кислород, тепло, защита – абсолютно все, в чем нуждается ребенок, предоставляется матерью. Более того, несмотря на все трудности в период беременности, на невообразимые боли при родах, взяв на руки родившегося младенца, мать, истекая кровью и едва будучи в сознании, скажет, что это того стоило. И единственное, что испытывает мать к своему ребенку, – это любовь! И даже если ребенок, когда вырастет, будет расстраивать ее или (не дай Аллах кому-либо) отвернется от нее, мать все равно будет так же любить свое чадо и беспокоиться за него. Так и мы окружены милостью Всемилостивого всегда и везде. Он не перестает нас любить, даже если мы забываем о Нем, даже если отдаляемся и отворачиваемся от Него…
За тяжестью ‒ облегчение!
В большинстве случаев наши внутренние беспокойства или неудовлетворенности являются следствием нашей отдаленности от Господа, потому что мы все сотворены Им, и независимо от того, следуем мы религиозным предписаниям или нет, наши души находят полный покой только когда связь с Творцом установлена. Он говорит с нами каждый день, просто надо прислушаться, Он оберегает нас от всего плохого, что минует нас, посылает нам определенных людей, учит уроки, дарит подарки. В каждом слове, написанном в Священном Писании, Аллахом вложен смысл, руководство для нас, каждая ситуация из жизни пророков учит нас жить, правильно воспринимать происходящее и оставаться благодарным Господу миров.
Хотелось бы привести ключевой для данной статьи аят из Корана, с которым вы, возможно, не раз сталкивались, который вы видели в эпилоге статьи. Вначале будет полезным упомянуть исторический контекст аята. Это были времена Мусы (мир ему!), когда он с Божьей помощью помог своему народу покинуть Египет. Этим людям пришлось пройти через тяжкие испытания и мучения со стороны народа Фараона, и Всевышний ниспосылает знамение. «Мы, ‒ говорит Аллах пророку Мусе (а.с.), – низвели эту Книгу, дабы ты, с Нашего на то благословения, вывел людей из многослойной тьмы к свету ‒ на путь Всемогущего и бесконечно Восхваляемого» (Коран, 14: 1).
Тьма, мрак часто ассоциируются с печалью, трудностями, тогда как свет – с облегчением и радостью. Аллах не раз напоминает в Коране, что за мраком ‒ просвет, за тяжестью ‒ облегчение. Как бы мрачно ни было наше положение, нужно всегда доверять Аллаху и верить, что Он выведет к свету. Также мы узнаем, что ислам (путь Аллаха) отождествляется со светом. Значит, нам следует держаться за нашу религию, слышать слово Божье, и Аллах облегчит наше положение.
Если перейти к самому аяту, в нем говорится следующее:
Удивительное в этом аяте и то, что Всевышний называет слово, которое обычно употребляется с дополнением (приумножить знания, терпение, богатство и т. д.), без дополнения. То есть Аллах говорит: «Я вам приумножу» или «дам еще больше», но не говорит чего, не ограничиваясь чем-то конкретно в качестве награды. Хвала и слава Наищедрейшему! Он ждет от нас одного проявления благодарности и обещает воздаяние, которому не дал ограничения.
Именно БЛАГОДАРНОСТЬ и есть ключевое лекарство от печали, депрессии, безнадежности. Потому что человек не может проявлять терпение без благодарности. Ученые называют терпение и благодарность двумя крыльями одной птицы. А разве может птица летать без одного крыла?! Как бы нам ни было тяжело, Аллах учит нас не фокусироваться на плохом, а суметь вспомнить о том хорошем, чем Он одарил нас. Не нужно ждать, когда настанет чудо, чтобы уверовать или почувствовать Его милость, Его помощь. Чудо – оно рядом! Оно в тех людях, кого Аллах послал нам на жизненном пути. Чудо – оно в каждом аяте, в каждом слове внутри аята, через которые Аллах говорит с нами, учит нас, опекает нас. Чудо – оно в глазах родителей, в улыбке детей, в прохладе ветра, в капельке дождя, в лепестке дерева, что производит кислород, чтобы мы дышали. Чудо в каждом вдохе и выдохе. Если Аллах позволил вам проснуться утром, значит у вас бессчетное количество причин улыбаться, причин благодарить Аллаха, причин спешить творить благое! Просто услышьте Аллаха – Он говорит с Вами! Обращайтесь к Нему ‒ Он слышит!
«Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам…» (Коран, 40: 60).
Источник