Урок окружающего мира муравьи

Конспект урока по развитию устной речи «Насекомые-муравьи»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Конспек урока для 3 класса коррекционной школы 8 вида

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока 220.46 КБ
Презентация к уроку 2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Насекомые — муравьи». РУР. 26.02.

Цель : познакомить учащихся с насекомым — муравьём.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с жизнью муравьёв; познакомить со строением тела и жилищем муравья; закреплять навыки в составлении рассказа по смысловому описанию; расширять знания об окружающем мире.

2. Коррекция и развитие речи, слухового восприятия на основе упражнений в узнавании, зрительной памяти на основе упражнений в воспроизведении.

3. Воспитывать любовь к природе, умение наблюдать за ее изменениями, умение охранять природу.

Тип: изучение нового.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-образный.

Оборудование : картинки с изображением животных; карточки со словами, пазлы с изображением муравья; изображение муравья, название частей тела муравья, муравейник в разрезе, опорные схемы, пословицы.

1. Организационный момент.

а) Доклад дежурного — 1мин

б) Упражнение на развитие внимания: «Кто быстрее ответит: сколько раз в квадрате встретится буква «М»?» — 1 мин

2. Актуализация знаний.

в) Упражнение для развития зрительной памяти:

— запомни последовательность картинок (6-7) с изображением животных.

Что изменилось? Какая картинка лишняя? Почему? — 2мин

3. Сообщение темы урока. — 1 мин

— Сегодня на уроке мы познакомимся с очень удивительным животным, узнаете, если отгадаете загадку :

И под тяжёлой ношей

Спешит на помощь друг —

Тут народ хороший:

В беде не бросят вдруг.

Без работы — хоть убей! —

Жить не может . (муравей). (СЛАЙД)

4. Изучение нового.

а) объяснительная беседа.

— Мы знаем, что животные бывают :домашние, дикие, насекомые, птицы.

Животные

— Как вы думаете, к какой группе животных относится муравей? — 1 мин.

— Правильно — это насекомое, на этом уроке познакомимся с муравьём и

будем работать по плану:

  • Кто это?
  • Какого цвета.
  • Внешнее строение.
  • Как передвигается.
  • Чем питается.
  • Где живет.
  • Пользу или вред приносит
  • Бережное отношение.

1. Как можно спросить об этом насекомом? — Кто это? (Муравей.) — на доску вывешивается слово на карточке — муравей;

— Произносим это слово хором, выделяя ударение голосом.

а) запиши в тетради число, классная работа, тема.

— Запишите слово муравей в тетрадь.

— Составьте предложение со словом муравей.

(Муравей — это насекомое.)

— Запиши его в тетрадь.

— Рассказ учителя о муравьях.

Я хочу рассказать вам немного о муравьях. Вы узнаете очень много интересного о жизни этих проворных и неутомимых насекомых.

— Начнем с того, какого он цвета? (черные, коричневые)
— Верно, но есть еще и красные, и желтые, и даже полосатые муравьи? ( СЛАЙД 1)

3. Анализ строения муравья на основе рассмотрения картинки и внесение названий частей в схему. (5 мин.)

— Ребята кто из вас видел живого муравья? Давайте вспомним, как он выглядит. Напишем его портрет.

а) строение тела.

— Из каких отделов состоит его тело? (На доске схема муравья)

— Работа в тетрадях:

— наклейте схему муравья в тетрадь.

— Как и все насекомые, они имеют 3 отдела: голову, грудь, брюшко — и 3 пары лапок, т.е. 6 ног.

— Подпишите части тела муравья в тетради.

— Давайте опишем его голову.
Голова подвижная, с сильно развитыми грызущими челюстями. На голове — глаза и усики.

— К первой части (груди) прикреплены ноги, а второй является брюшко, на конце которого находится жало, которое выбрызгивает яд.
— А как вы думаете, опасен ли этот яд для человека? (Нет, он смертелен только для насекомых.)
— Вот мы написали портрет муравья.

4. Как передвигается муравей.

— У муравья три пары ног, с их помощью он ползает. Но у матки -муравья есть крылья, поэтому она может не только ползать, но и летать. (Слайд 2)

5. Чем питается? (1мин)

— Муравьи питаются насекомыми. (Слайд 3)

— Муравей маленький, но очень сильный, может поднять груз в 50 раз больше своего веса.

Муравьи среднего по размеру муравейника

за один день уничтожают несколько десятков тысяч вредных насекомых.

За один час муравьи уничтожают более 100 тысяч тлей и 2тысячи гусениц.
За один день одна муравьиная семья уничтожает 1кг гусениц.
За один месяц — 1млн. гусениц.

6. Где живут муравьи? (10мин)

— Ребята, а где живут муравьи? (В муравейнике ) (Слайд 4)

На доске и у каждого ученика схема муравейника.

— На какой вопрос отвечает слово муравейник.

— Как связаны между собой слова муравей и муравейник?

(Это слова родственники).

— На доску вывешивается слово написанное на карточке — муравейник .

— Запишите слово в тетрадь.

— Родственная часть слова — мурав. Подчеркните её.

— Составьте предложение по схеме со словами: муравей и муравейник.

муравейнике муравьи.

— Запишите его в тетрадь.

(В муравейнике живут муравьи.)
— Кто видел муравейники? Как он выглядит? (Это большая, куполообразная куча из хвои, веточек, черенков листьев, с множеством ходов и выходов). (Слайд 4.)

— Муравейник состоит из наземной части и подземной. наземная, то. что видим над землёй, а подземная находится под землёй.

— А вы знаете, как построен муравейник внутри?

Давайте рассмотрим его строение. ( Учитель показывает на доске, ученики ищут на карточка, которые у них на столах)

1. Покрыт муравейник иголочками и веточками. Они Защищают жилище от непогоды , ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

2. «Солярий» — камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться.

3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.

4. «Кладбище». Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки.

6. «Хлебный амбар». Здесь муравьи хранят зерна.

7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.

8. Камеры с яйцами, личинками и куколками.

9. «Коровник», где муравьи содержат тлей , тля выделяет сладкую жидкость и муравьи её едят.

10. «Мясная кладовка», куда они приносят гусениц и другую добычу.

-В муравейнике муравьи исполняют разные обязанности.

— В верхней части муравейника живут и несут свою службу муравьи-солдаты. Муравьи-солдаты охраняют все входы и выходы в муравейнике. Не пускают чужих муравьёв.

В самом центре муравейника живет муравьиная царица. Она откладывает яйца. А вокруг нее живут муравьи-няньки.
Муравьи-няньки ухаживают за “царицей”. Они следят за ее чистотой, а так же берегут яйца и личинки.

— Чтобы узнать какая обязанность у муравья рабочего, вы должны востановить предложение.
— В предложении рассыпались слова, востановите предложение, расставив слова в нужной форме.

постройкой, муравейника, и ремонтом, Муравьи-рабочие, занимаются.

— Запиши предложение: Муравьи — рабочие занимаются постройкой и ремонтом муравейника.
— Домик муравья похож на лабиринт.

— Игра лабиринт: «Помоги муравью выбраться из домика» . (1 мин)

7. Пользу или вред приносит.

— Ребята, а вы знаете, какую пользу приносят муравьи?

— Муравьи — представители полезных насекомых.

-Люди давно уже поняли пользу муравьёв и начали их разводить на новых местах, заставляя «работать» там, где много гусениц и других вредителей.

8. Бережное отношение.
— Вот видите, какой многоэтажный дом-крепость выстраивают себе муравьи. Так его долго и трудно строить и так легко некоторым людям сломать его. Подошел кто-нибудь, просто так пнул ногой муравейник или расковырял его палкой, что бы посмотреть, как начнет бегать и сердится муравьиный народ. А представьте себе, какое горе для муравьиного народа, ведь гибнет вся муравьиная семья. В одном муравейнике живет несколько миллионов муравьев-санитаров леса. Без муравьёв лесу плохо. Меньше будет муравьёв в лесу, больше разведется вредных жуков, гусениц, тли, которые поедают лесные насаждения.

И даже муравьи-солдаты стойкие защитники муравейника не помогут здесь. Ведь бессильны они против злого человека. Не очень уж страшны человеку их муравьиные челюсти и не действует на человека, муравьиный яд.

Муравьи — наши друзья. Муравейники надо беречь!

9. Закрепление знаний.

— Ребята, вы сегодня узнали очень много о муравьях.

— Я хочу проверить ваши знания.

— Расскажи по плану о муравье. Составь рассказ- описание.

— Сначала учитель читает вопросы, а ученики отвечают.

— Затем ученик читает вопрос, а другой ученик отвечает.

— Один ученик выходит и рассказывает по опорной схеме рассказ-описание о муравье.

3. Внешнее строение.

4. Как передвигается.

7. Пользу или вред приносит (5мин)

8. Бережное отношение.

— Один ученик выходит к доске и составляет рассказ-описание про муравья.

— С каким животным познакомились?

— Что было особенно интересно?

— Что было трудно?

— У вас на столе цветные круги.

— Поставьте сами себе оценку, которую вы заслужили.

Красный — пять, жёлтый — четыре, зелёный — три.

— Работа по таблице. (У каждого ученика на столе таблица.)

Источник

«Странные муравьи»
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром(по УМК «Предшкола нового поколения»)«Странные муравьи»

Скачать:

Вложение Размер
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (по УМК «Предшкола нового поколения») 16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

(по УМК «Предшкола нового поколения»)

1. Познакомить детей с приборами, помогающими человеку лучше видеть, слышать, определять тепло и холод.

2. Продолжать учить детей работать с лупой при выполнении заданий.

3. Развивать у детей мыслительную деятельность формируя умение отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений (как, зачем, почему) .

Закреплять умение ориентироваться в книге и на странице, находить нужную иллюстрацию и нужное задание в рабочей тетради.

учебник, рабочая тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, разноцветные фишки, лупа, карточки с изображением муравьев, плакат «По извилистой дорожке».

1 часть — игровая

2 часть — учебная

3 часть — игровая

малоподвижная игра «Кто позвал? «

У. Ребята, а как вы узнавали в игре, кто вас позвал, ведь у вас были закрыты глаза? (нам помогал орган слуха — уши)

У. А вот Маше и Мише сегодня помогал орган зрения. Что является органом зрения?

Рано утром Маша вышла в сад и увидела странную картину. Что значит странную? Миша с дедушкой рассматривали в лупу дорожку. Что такое лупа? Для чего она нужна?

-Ой! — воскликнула Маша. -Что вы делаете?

А вот кого рассматривали Миша с дедушкой на дорожке вы узнаете, отгадав загадку: он работник настоящий,

очень, очень работящий.

под сосной в лесу густом

из хвоинок строит дом. (муравей)

— Ты не поверишь! — закричал Миша-Посмотри! Между муравейником и сосной настоящее муравьиное шоссе с двумя полосами движения.

У. Что такое шоссе?

-К осине бегут обыкновенные муравьи, а навстречу им муравьи с большим круглым брюшком.

— Муравьи с большим брюшком, — пояснил дедушка, — это сытые муравьи. Они позавтракали сладким древесным соком и возвращаются домой в муравейник.

У. Найдите в группе карточку с изображением обыкновенного муравья, а теперь найдите муравья с большим брюшком.

У. А сейчас давайте пройдем за столы. Сядьте прямо, плечи расправьте. Откройте учебники. Мы будем работать с левой стр. Рассмотрите иллюстрацию в нижней части стр.

— Маша посмотрела на снующих муравьев. Но ни муравьиного шоссе, ни муравьев с большими брюшками не увидела.

— А ты возьми лупу, — посоветовал дедушка — тогда все разглядишь.

У. Давайте посмотрим на плакат и проследим глазами, как бежит муравей к дереву и обратно.

У. А теперь тоже возьмите лупы. Рассмотрите с ее помощью муравьиное шоссе.

— Какие муравьи бегут к дереву?

— Какие бегут к муравейнику?

— Почему у них большие брюшки?

— А что вам помогло разглядеть брюшко у муравьев? Почему?

— Около каких деревьев стоит дедушка?

— Около каких деревьев стоит Миша?

У. А сейчас мы на минутку станем муравьями.

У. Сядьте ровно, спину выпрямили.

А теперь мы будем работать с правой стр.

Работа в учебнике.

У. Мальчики, проверьте, как выполнили задание девочки. Девочки, проверьте, мальчиков.

Молодцы! Вы справились с заданием. Закройте учебник. Откройте тетрадь по закладке.

Работа в тетрадях.

У. А сейчас выйдите ко мне. В разных местах группы размещены картинки с изображением насекомых. Вы должны подойти к ним в соответствии с текстом и выполнить танцевальное движение.

1. В гости к муравьям вы скорей спешите.

Вместе с муравьями весело спляшите.

2. В гости к стрекозе вы скорей спешите.

3. В гости к бабочке вы скорей спешите.

У. Молодцы! Вы меня сегодня очень порадовали.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муравьи как домашние питомцы. Исследовательская работа ученика 5 класса Ананьева Георгия

Мы привыкли видеть домашними питомцами кошек, собак, хомяков и попугаев. А муравьев, маленьких суетливых трудяг в лесу или «отвратительных рыжиков» в квартире, мы не замечаем.Но для меня мур.

Презентация исследования «В мире насекомых. Муравьи»

Исследование ученицы 4 класса по теме «Мир шестиногих существ. Муравьи», изучение стадий размножения муравьёв.

Урок с использованием ИТ по басне Крылова «Стрекоза и Муравей»

Анализ басни «Стрекоза и Муравей» основывается на одноименном мультфильме, что позволяет сделать скучную работу интересной и актуальной для детей.

Экологическая операция «Муравей»

Экологическая операция «Муравей»Форма проведения:«экологическая разведка»Получив письмо от муравья-статистика, юные натуралисты выполняют задания. В ходе экологической разведки ребята расши.

Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК «Начальная школа ХХI века» . Содержит работу в группах, в парах, по рабочей тетради на печатной основе.

презентация к уроку Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе.

Стрекоза и Муравей на новогоднем утреннике (по басне И. Крылова « Стрекоза и Муравей

Данная методическая разработка будет полезна учителей начальных классов. Игровая программа ориентирована на младших школьников, рекомендуется использовать данный сценарий для участия в нов.

Источник

Читайте также:  Как тараканы чувствуют еду
Оцените статью
Избавляемся от вредителей