Осторожно! Клещи! конспект внеклассного занятия
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
Конспект внеклассного занятия по здововье сбережению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ostorozhno_kleshchi.docx | 25.09 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №27»
Воспитатель Балабанова Т.В.
1. познакомить учащихся с природой этих насекомых
2. научить детей мерам предосторожности от них
1. рассказать о природе клещей
2. расширять кругозор учащихся
3. обзорно познакомить с заболеваниями, которые могут сопутствовать укусу клеща:
4. формировать умения действовать в экстремальных ситуациях, оказывать первую помощь в случае укуса клеща
5. изучить меры предосторожности при походе в лес
Переносчиками инфекции в природе являются клещи, распространенные в лесах почти всех стран Европы, на европейской части России и в Сибири.
Заражение человека может произойти не только при укусе клеща, но и при раздавливании и втирании присосавшегося клеща. Заражение может произойти и без посещения леса — клещ может быть принесен из леса с ветками, на шерсти домашних животных и т.п.
Клещи бывают длиной обычно 0,2—0,4 мм, очень редко до 3 мм. Туловище цельное или разделено на 2 части. Охотиться клещи начинают уже при одном–двух градусах тепла. Добычу свою отыскивают при помощи хорошо развитого обоняния, но и зрение у них тоже развито неплохо. Двигающегося человека клещ видит с десяти метров. Ползает он очень медленно, поэтому выбирает место для засады и ждет приближения жертвы. Место ожидания определяется по запаху следов человека или крупных млекопитающих. Подстерегающий жертву клещ сидит скрытно, не на верхушке травинки, а где-нибудь пониже, крепко ухватив травинку лапками. Однако запах приближающегося человека хищник при благоприятном ветре чует с двадцати метров, вот тогда он взбирается наверх и вытягивает лапки, готовясь уцепиться за прохожего.
С приходом весны население посещает лесные зоны с целью сбора березового сока, первых цветов, организации досуга, при этом забывает о мерах предосторожности. Посещение пригородов и лесозон всегда сопряжено с риском укуса клещом, что вызывает вспышку заболевания клещевым энцефалитом.
Клещевой энцефалит — острое вирусное заболевание, протекающее с поражением головного и спинного мозга (центральной нервной системы). Возбудителем клещевого энцефалита является вирус, обитающий в крови некоторых диких животных и птиц. Переносчиком вируса являются клещи, которые питаются кровью этих животных.
Основными переносчиками вируса клещевого энцефалита являются два вида клещей: таежный клещ и собачий клещ. Сезон активности клещей начинается с появлением первых проталин в лесу (конец марта — середина апреля). Численность активных взрослых клещей обоих видов достигает максимума к концу мая — началу июня, а затем постепенно снижается
Заражение человека клещевым энцефалитом происходит при укусах клещей. После прокусывания кожи клещ выделяет зараженную слюну в кровь человека. Заражение может произойти также при удалении клеща, если раздавленные части клеща попадут на поврежденную кожу или на слизистую оболочку глаз.
После заражения скрытый процесс заболевания длится от 7 до 15 дней (иногда 2—3 дня). Вначале ощущаются признаки недомогания, затем поднимается температура, появляется сильная головная боль, тошнота, иногда рвота. В тяжелых случаях заболевание клещевым энцефалитом приводит к гибели.
Отправляясь на природу, не забывайте о мерах личной профилактики в защите от клещей. Оденьтесь так, чтобы уменьшить возможность заползания клещей под одежду. Штаны должны быть заправлены в сапоги, гольфы или носки – с плотной резинкой. Верхняя часть одежды должна быть заправлена в брюки, а манжеты рукавов плотно прилегать к руке. На голове желателен капюшон или другой головной убор (например, платок, концы которого следует заправлять под воротник). Лучше, чтобы одежда была однотонной, так как клещи на ней более заметны.
Помните, что самым надежным способом от нападения клещей являются само и взаимоосмотры. Осмотры проводятся через каждые 2—3 часа, на хорошо освещенной солнцем сухой поляне. При выходе из леса проводите тщательный осмотр с раздеванием. При осмотре особое внимание обратите на волосистые части тела, складки кожи, ушные раковины, подмышечные и паховые области. Осмотрите всю одежду, особенно внимательно — складки и швы.
Тщательному осмотру подлежат все предметы, выносимые из леса. Помните, клещи могут быть занесены в помещения из леса с различными предметами: цветами, грибами, ягодами и т.д. Если у вас есть домашние животные — обследуйте их, прежде чем впускать в дом, они тоже могут переносить клещей.
Одежду и открытые части тела рекомендуется обрабатывать химическими препаратами, отпугивающими насекомых. (Для защиты от клещей разрешены средства: «Гал-рэт», «Акрозоль», «Вибан».)
Для удаления присосавшегося клеща его предварительно смазывают каким-нибудь жиром (вазелином, кремом, подсолнечным маслом), а через 15-20 мин осторожно вытягивают нитяной петлей или пинцетом, покачивая из стороны в сторону. Ни в коем случае нельзя давить клеща. Снятое с одежды или удаленное с тела насекомое сожгите или залейте кипятком. Место укуса необходимо обработать йодом или спиртом и тщательно вымыть руки.
Внимание! При присасывании клеща необходимо обратиться к врачу, даже в случае благополучного удаления клеща с тела!
Для предотвращения развития заболевания, при обнаружении впившегося в тело клеща в течение первых 3-х дней (лучше в течение суток) необходимо обратиться в медицинское учреждение для введения донорского иммуноглобулина. Там же вам удалят присосавшегося паразита. Не каждый клещ является «заразным», но стоит ли рисковать?
Иммуноглобулин в течение нескольких недель (до месяца) предохраняет от заражения. Если через несколько дней вас укусит клещ, повторно укол делать не нужно. Иммуноглобулин стоит ввести и привитому человеку, если клещей присосалось много.
Следует избегать разрушения клеща, так как может произойти заражение вирусом! Место укуса обработать йодом или спиртом.
Людям, чья работа связана с пребыванием в лесу (геодезистам, лесникам, дачникам) надо сделать прививку против клещевого энцефалита. Без прививки — не допустят к работе.
Привитые болеют реже, у них в случае заболевания отмечаются легкие формы. Полный курс вакцинации состоит из 3-х прививок, поэтому лучше всего осенью сделать 2 прививки, а последнюю — 3 прививку сделать весной за 2 недели до выхода в лес. Можно привиться по сокращенной схеме – двумя прививками, но эффективность такой вакцинации ниже. Чтобы невосприимчивость к клещевому энцефалиту сохранялась, необходимо на следующую весну прививку повторить. Ревакцинация через каждые 3 года.
Существуют некоторые простые народные способы отпугивания клещей.
Имеется опыт высокоэффективного использования импрегнации одежды выхлопными газами дизельных двигателей автомобилей и тракторов в течение 30 секунд. После такой обработки клещи не встречаются на одежде 4-5 часов. Естественный природный враг клещей – лесные муравьи. Вырабатываемая ими кислота является природным репеллентом и может быть использована для защиты от клещей. Муравьиный спирт, которым после разведения водой в 20-30 раз, можно обработать одежду и кожу нижних конечностей перед посещением лесных массивов, дачных и рекреационных зон. Запах муравьиного спирта отпугивает клещей.
В лесной зоне, можно прибегнуть к иному способу обработки одежды и кожи, конечностей этим средством. В муравейник из красных муравьев на несколько секунд можно положить ладошки и затем обработать ими гачи штанин, так как клещи обитают, преимущественно на кустарниках и в травяной зоне не выше 70 см над землей. Следует повторить прием несколько раз, причем можно обработать рукава и воротник одежды для большей надежности защитных мероприятий.
Конечно, все перечисленное не исключает возможности применения репеллентов, продающихся в аптеках. Но если их нет, не пренебрегайте нашими простыми, но очень эффективными средствами.
Клещи встречаются не в каждом лесу и не на каждом участке леса. Жизнь клеща тесно связана с дикими животными и птицами, которые являются постоянными его прокормителями – «хозяевами». Только при питании кровью возможна жизнь клеща и его размножение. Поэтому, где больше диких животных и птиц, там больше и клещей, а где больше клещей, там и увеличивается опасность заражения клещевым энцефалитом.
К счастью, не каждый клещ опасен. Однако по внешнему виду нельзя отличить зараженного клеща от незараженного. Поэтому необходимо охранять себя от присасывания любых клещей. Клещи являются не только переносчиками, но и основными хранителями возбудителя болезни. Поэтому необходимо твердо знать: где, когда и как можно оградить себя от присасывания клещей.
Викторина «Как уберечь себя от укуса клеща?
— что нужно знать о клещах?
(среда обитания клещей, период активности)
— можно ли отличить энцефалитного клеща от обычного?
— подготовка к походу в лес (одежда, репелленты, прививки, …)
Источник
Методическая разработка урока «Клещи»
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
· Обобщить и закрепить знания об особенностях представителей типа Членистоногие,
· Об основных особенностях классов Ракообразных, Паукообразных, Насекомых;
· Изучить характерные признаки клещей, показать особенности его строения.
· Показать роль клещей в природе и в жизни человека.
§ Формировать научное мировоззрение на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией.
§ Обеспечивать экологическое воспитание через формирование ответственного отношения к природе.
§ Развивать логическое мышление, интеллектуальные умения сравнивать клещей с пауками, обобщать и делать выводы, составлять общую характеристику паукообразных.
§ Развивать познавательный интерес к биологии на основе включающих в урок дополнительных к учебнику материалов.
§ Продолжить формирование информационной компетентности, т.е. умение работать с учебником и наглядным материалом.
§ Продолжить формирования умений самостоятельно добывать знания, использовать компьютерные технологии.
( Изображения рисунков будут доступны после скачивания)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kleshchi_-_2012g_chast_1.docx | 486.74 КБ |
kleshchi_-_2012g_chast_2.docx | 977.73 КБ |
kleshchi_prezentaciya(*.flp).rar | 1.74 МБ |
pylevye_kleshchi_video.rar | 2.2 МБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
«Атбасар ауданының білім бөлімі» ММ
ГУ «Отдел образования Атбасарского района»
Средняя школа №5
/районный семинар по биологии /
Тема: Паукообразные. Клещи.
(Технология модульного обучения)
Разработала: Амелина С.В.
г. Атбасар, 2012год
Тема : «Паукообразные. Клещи»
Класс :7 «А» класс
Тип урока: комбинированный. Модульная технология.
По источнику знаний: словесные (рассказ, объяснение, беседа);
По характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный.
- Обобщить и закрепить знания об особенностях представителей типа Членистоногие,
- Об основных особенностях классов Ракообразных, Паукообразных, Насекомых;
- Изучить характерные признаки клещей, показать особенности его строения.
- Показать роль клещей в природе и в жизни человека.
- Формировать научное мировоззрение на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией.
- Обеспечивать экологическое воспитание через формирование ответственного отношения к природе.
- Развивать логическое мышление, интеллектуальные умения сравнивать клещей с пауками, обобщать и делать выводы, составлять общую характеристику паукообразных.
- Развивать познавательный интерес к биологии на основе включающих в урок дополнительных к учебнику материалов.
- Продолжить формирование информационной компетентности, т.е. умение работать с учебником и наглядным материалом.
- Продолжить формирования умений самостоятельно добывать знания, использовать компьютерные технологии.
компьютерное оборудование, флипчарты , фильм « Клещи», коллекция членистоногих.
Сообщение задач и плана урока.
Вступительное слово учителя:
У всех животных этих, скажу без промедленья,
Конечности имеют членистое строение,
На несколько отделов разделено их тело,
Отделы – на сегменты, сегменты тоже тело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Все это характерно для животных многих,
Относящихся к типу _______________(Членистоногих) [ Флипчарт 2,3]
На прошлом уроке мы познакомились с типом Членистоногие ,его классами и их особенностями.
Поэтому перейдем к контролю ваших знаний.
1.Закодировать ответы, в соответствии признака с типом [ Флипчарт 4,5]
Письменно на листочках за 1минуту. Листочки сдать учителю.
Ответ. По желанию отвечает на доске учащийся.
2. Задание . Распределить признаки по классам. [ Флипчарт 6,7 ]
Учащимся предлагается по очереди выходить к доске и перетаскивать по три признака к нужному классу.
3. Задание. За шторкой закрыто животное, учитель медленно сверху открывает часть его тела, а учащиеся должны попытаться определить и аргументировать к какому типу и классу относится животное./флипчарт 8,9/
3.Изучение новой темы.
Предварительный просмотр:
Рассказ древнегреческой легенды о дочке Красильщика Пурпуром Идмана — Арахне. Славилась она тем, что плела узорчатые ткани и ткала ковры и равных ей не было. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу. Выткала ткань не хуже Афины, а та наказала ее за дерзость состязаться с богами. Не признала ее достоинства и превратила в паука, а мастерство оставила в утешение ей.
«Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.»
Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по латыни называют Арахнидами, а науку о пауках – Арахнология. Всего известно ок. 30 000 видов пауков. Длина их туловища составляет от 0,1 до 5 см. Основная пища – жидкие ткани насекомых, которых пауки ловят, бросаясь из засады или с помощью паутины. Встречаются пауки практически на всех обитаемых широтах и высотных отметках: их находили на склонах Эвереста в 6700 м над уровнем моря и ловили (молодь) в 600 м от поверхности земли. Некоторые виды живут в воде.
С общей характеристикой класса мы познакомились на прошлом уроке, а сегодня мы поговорим о клещах. /Флипчарт 11/
Клещи представляют собой многочисленную и наиболее важную в практическом отношении группу паукообразных.
Они живут в пресных и реже в морских водах, но большинство – обитатели суши. Многие клещи живут в земле, во мху, в травах.
Клещи – большая группа мелких паукообразных (от 0,1 мм до 3 мм) с нерасчлененным телом (демонстрация на таблице). В составе тела различают головку, образованную челюстями и ногощупальцами, головогрудь и брюшко, имеющие 4 пары ходильных ног. Хелицеры изменились настолько, что представляют собой две колющие иглы. Но есть клещи и с клешневидными хелицерами (например, чесоточные). Небольшие размеры (у некоторых микроскопические) обеспечили широкое расселение их по Земле. У большинства клещей органами дыхания служат трахеи, у мелких видов дыхание происходит через покровы (кожное). Ротовые органы грызущего или колюще-сосущего типа. Кровеносная система развита слабо, у некоторых видов сердце отсутствует. Пищеварительная система у кровососущих форм приспособлена к питанию кровью.
Клещи сосут кровь самых разных животных, и так много её сосут, что сильно раздуваются.
На передних лапках находятся слюненные железы, выделяющие особый фермент, который препятствует свертыванию крови.
Собачий клещ после обильной трапезы весит в 223 раза больше, чем натощак! А клещ бычий за три недели, пока развивается из личинки, высасывает из несчастной коровы столько крови, что увеличивает свой вес в 10 тысяч раз!
Удивительно, что после такого феноменального обжорства, клещи постятся порой годами. Чтобы проверить, как долго они могут не есть, ученые отрезали у клещей все ротовые придатки, без которых сосать кровь невозможно. Оперированные клещи жили в лабораториях год, два года, три, четыре… уже про них почти забыли. Устали ждать, когда они от голода умрут. Но они не умирали, и пять, и шесть, и семь лет! И даже больше…
Так люди заставили маленьких родичей пауков поставить мировой рекорд: дольше них голодать никто не мог . Клещи раздельнополы. Их развитие происходит с превращением. У личинки лишь три пары ног.
Образ жизни клещей разнообразен.
И об этом нам сейчас расскажите вы, т.к. получили опережающее задание, изучит жизнедеятельность некоторых видов клещей. /Флипчарт 12-14/
Источник