Ведет за собой крыс

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность

В 1284 году, через 72 года после несчастных детских крестовых походов, история с массовым исходом детей вдруг повторилась в немецком городе Гамельне (Хамельне). Из дома тогда ушли и пропали 130 местных детей. Именно этот случай стал основой знаменитой легенды о Крысолове.

Как легенда стала сказкой

Вероятно, вы помните рассказ о том, как таинственный музыкант, не получив платы за избавление города от крыс, увел за собой детей нечестных и жадных горожан. Лишь трое из них сумели вернуться домой: слепой мальчик, сбившийся с пути, глухой, не слышавший музыки, и мальчик, выскочивший из дома полуодетым, но вернувшийся назад, так как «устыдился своего вида». Впервые в знакомом всем виде эта легенда была записана середине XVI века. Она содержится в хронике графов фон Циммерн из Вюртенберга. В 1806 году уже существовала песня «Крысолов из Гамельна», которую Людвиг Иоахим фон Арним и Клеменс Брентано включили в составленную ими антологию немецкой поэзии. А потом была написана всем известная сказка братьев Гримм, которые, с одной стороны, сделали этот сюжет знаменитым во всем мире, но, с другой, окончательно низвели старинную легенду до уровня детской сказки.

А между тем факт исчезновения детей Гамельна не вызывает сомнения, и общепризнанных рациональных объяснений этого происшествия нет до сих пор.

Что говорят документы

О том же говорится в табличке, найденной в ХХ веке при ремонте одного из старых домов:

Это здание теперь называется «Домом Крысолова», сейчас в нем находится небольшой музей.

В Хронике княжества Люнебургского (написанной около 1440-1450 г.г.) сообщается:

В 1553 году бургомистр Бамберга, который ознакомился с этой историей, пока находился в Гамельне заложником, дополняет рассказ: оказывается, Флейтист, который запер детей в горе Коппенбург, обещал вернуться через тридцать лет. И многие люди в Гамельне, действительно, ожидали его возвращения, которое, по их расчетам, должно было состояться в 1583 году.

И только в 1559 году в уже упоминавшейся хронике графов фон Циммерн появляется рассказ о крысах, от которых избавил город бродячий школяр. До этих пор появление Флейтиста в Гамельне с крысами никак не связывалось. Предполагают, что вся эта неприглядная история с армией крыс и глупыми жадными горожанами является клеветой на гамельнцев со стороны завистливых соседей – такой вот образец «чёрного пиара» XVI столетия.

История города Гамельн

В исторических документах небольшой город Гамельн (Хамельн) впервые упоминается в 851 г. Сейчас он является административным центром региона Хамельн-Пирмонт (восточная Вестфалия), в нем проживают около 58 тысяч человек. Выгодно расположенный на берегах реки Везер, Гамельн являлся членом Ганзейского союза и специализировался на торговле зерном, даже на городском гербе в то время красовались мельничные жернова (неудивительно, что именно в этом городе, если верить легенде, так расплодились крысы). Позже этот город входил в состав Ганновера и Пруссии.

В начале ХХ столетия Гамельн с открытием «Северогерманского автомобильного завода» (1907 г.) чуть было не стал столицей немецкой автомобильной промышленности, но не выдержал конкуренции с Вольсбургом, где был построен знаменитый завод Volkswagen.

После прихода к власти Гитлера, тюрьма Гамельна стала местом казни противников режима, а после поражения Германии во II Мировой войне здесь казнили уже нацистов, признанных военными преступниками. Сейчас в здании этой тюрьмы располагается отель – не удивлюсь, если его нынешние постояльцы не только не смущаются мрачной историей этой гостиницы, но даже, наоборот, воспринимают её как своеобразный бонус, с гордостью выкладывая в «Инстаграм» фотографии бывших камер.

Исход детей Гамельна: версии и предположения

Итак, Гамельн, о котором рассказывается в немецких легендах и песнях, не вымышленный и не сказочный, а вполне реальный город, и реальным было исчезновение его детей. Это событие стало настоящей трагедией для Гамельна, его жители потом даже вели отсчет времени «от ухода детей наших». Улица, по которой шли за флейтистом дети, и теперь называется Бунгелозенштрассе («улица Молчания»), на ней до сих пор запрещается играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать.

Мистическая составляющая в этой истории появилась лишь через несколько веков после происшествия, явно наслоившись на какой-то исторический факт. В этой связи интересна австрийская легенда, которая перекликается с событиями крестового похода детей 1212 года. В том году, обманутые марсельскими купцами Гуго Ферреусом и Вильямом Поркусом, французские дети-«крестоносцы» были увезены в Северную Африку и проданы в рабство на рынках Алжира, Туниса и Александрии. А в 1464 г., если верить австрийской легенде, в городе Корнойбург дудочник Ганс Мышиная Нора обманом заманил местных детей на корабль, из трюма которого они шагнули на невольничьи рынки Константинополя. Считается, что эта легенда вторична и является отголоском более ранних событий в Гамельне. Но ведь дыма без огня не бывает, не могло ли и в Гамельне случиться чего-то подобного? Некоторые исследователи обратили внимание на витраж, украшавший Рыночную церковь Гамельна (Маркеткирхе), построенную около 1300 г. (этот витраж был утерян в 1660 году). На сохранившемся рисунке, сделанном бароном Августином фон Мёрсбергом, мы видим Флейтиста в пестрой и яркой одежде и детей в белом. А между Флейтистом и детьми почему-то стоят три оленя. Броский наряд Флейтиста может быть своеобразной униформой: так в средневековой Европе одевались вербовщики, которые обычно сопровождали свои выступления игрой на барабане или флейте. А изображение трех оленей – элемент герба местной аристократической семьи фон Шпигельбергов, которые принимали активное участие в проводимой Тевтонским орденом колонизации восточных земель. Поэтому было высказано предположение, что именно фон Шпильберги и выманили детей из города какими-то обещаниями, а потом – похитили и увезли их. Сторонники данной версии считают носителей польских фамилий «Гамелин», «Гамель» и «Гамелинк» потомками детей, ушедших из Гамельна. Любопытно, что в первом варианте сказки братьев Гримм, уведенные Флейтистом дети Гамельна не погибли, и не исчезли бесследно, а основали новый город – правда, не в Польше, а в Трансильвании.

Авторы другой версии считают, что «детьми Гамельна» в хронике названы не собственно дети, а уроженцы этого города, попавшие в плен после поражения в битве при Зедемюнде – 1259 год. Флейтист в этом случае – не Дьявол, и не таинственный маг, а обычный агитатор, завербовавших местных жителей для военной кампании. Но здесь мы видим нестыковку в датах.

Высказано также предположение, что рассказ о Флейтисте, который увел за собой детей, на самом деле – описание знаменитой «пляски смерти». На многих картинах тех лет можно увидеть этот сюжет: скелет в пестрой одежде, символизирующий смерть, играет на флейте, увлекая за собой тех, кто поддается его чарам.

То есть Гамельнская хроника, возможно, в аллегорической форме рассказывает об эпидемии чумы, поразившей город. Если «копнуть» немного глубже, можно вспомнить, что ранее германцы верили, будто души умерших вселяются в мышей и крыс. И, следовательно, под маской Флейтиста мог выступать языческий бог Смерти, уводящий за собой души умерших детей. Но слишком много времени прошло уже после принятия христианства, и, даже если предположить, что память о языческих временах еще жила в Гамельне, вряд ли местные священники позволили бы такие аллюзии и намеки.

Если говорить об эпидемиях и болезнях, можно вспомнить также загадочную болезнь, называемую «пляской святого Витта». Согласно средневековым описаниям, она была заразной и носила характер локальной эпидемии. Больные, один за другим, начинали прыгать и дергаться в каком-то ужасном подобии танца, который продолжался в течение нескольких часов, а порой — и дней – и падали на землю в полном изнеможении. Характер и причины этой болезни остаются загадкой. Некоторые уверены, что речь идет о психическом заболевании, родственном истерии. Другие считают его нейроинфекцией, вызванной неизвестным вирусом. Самая известная вспышка данного заболевания описана в немецком городе Эрфурт, где в 1237 году несколько сотен детей в таком жутком судорожном танце дошли до соседнего города, и упали там замертво. Многих не удалось спасти, выжившие всю оставшуюся жизнь страдали от дрожи в руках и ногах. Не менее страшный случай пляски Святого Витта произошел в 1518 году в Страсбурге, когда к некой госпоже Троффеа, начавшей танцевать на городской улице, присоединилось 34 человека, а к ним в дальнейшем – еще около 400. В течение месяца на улицах от сердечных приступов и изнеможения умирало до 15 человек в день. Туфли больных были пропитаны кровью, но остановиться они не могли.

Но существует и другая, более прозаичная, версия, согласно которой дети просто ушли с Флейтистом на какой-то праздник, а причиной их смерти стал оползень в горах.

Версий и предположений, как видим, достаточно, но правильный ответ на вопрос о судьбе Гамельнских детей мы уже вряд ли узнаем. Если же говорить о легенде, возникшей на основе этого случая в средневековой Германии, сразу обращает на себя внимание на её уникальность и неоднозначность. В этом рассказе есть невинные жертвы, но нет героя и нет положительных персонажей: и Флейтист, и жадные горожане – фигуры, безусловно, отрицательные. И нельзя однозначно сказать, кто пришел в Гамельн в облике никому неведомого Флейтиста: сам Дьявол, искусный маг, талантливый и незаурядный мошенник или гениальный музыкант? И какова главная тема этой, с детства знакомой всем, истории? Что это – нравоучительный рассказ о банальной расплате за жадность и обман, или притча о великой силе искусства?

Бизнес на высохших слезах

Современные жители Гамельна уже давно изжили комплекс своих предков и неплохо зарабатывают на давнем происшествии.

Помимо прочих сувениров, здесь можно купить разнообразных съедобных «крыс» из теста, ликер «Крысиный яд», по-особенному приготовленный кофе «Крысолов». И каждый год 26 июня устраивается карнавал, в котором наряженные в крыс дети и одетые в средневековые костюмы родители идут за Флейтистом – совершенно добровольно.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Мифологическое. Античное. Ангелы, феи, эльфы. (1846)
  • Музыка инструментальная.Оркестры. Ансамбли. (399)
  • Религии.Святые.Церковь.Православие.Библейские сюж (2242)
  • Фотошоп,фоторедакторы,фотоаппарат.Футажи.Видео. (288)
  • Часики, эпиграфы, календари , таймеры, погода. (222)
  • *** (160)
  • 23 февраля; 8 марта. (191)
  • David Garrett (35)
  • Аватарки. (605)
  • Австралия. Новая Зеландия. (297)
  • Австрия.Германия.Швейцария.Бельгия.Нидерланды. (1763)
  • Аквариум. (36)
  • Америка. (1162)
  • Анимированные картинки и смайлики. (568)
  • Антикварное. Винтажное. Старинные книги. Посуда. (531)
  • Аргентина. Бразилия. (103)
  • Арктика и Антарктика. (41)
  • Армения. Грузия. Азербайджан. (225)
  • Артисты.Поэты. Писатели.Звезды.Музыканты. Имена. (2887)
  • Аудиокниги. Книги. Радиоспектакли.Библиотеки. (1825)
  • Африка (143)
  • Аэропорты. Порты. Вокзалы. Станции. (83)
  • Бабочки. Насекомые. Лягушки.Ящерицы. Макрофото. (1010)
  • Башни. Мосты. Лестницы. Дороги. Метро.Тоннели. (594)
  • Белочки,зайчики,ежики,хомячки,морские свинки,мышки (901)
  • Бисероплетение. Плетение. Цветы. Вышивка лентами. (155)
  • В лучах рассвета и заката.Луна.Звездопады.Затмения (676)
  • Варенья, джемы. Фруктово-ягодные заготовки. (454)
  • Веночки. (39)
  • Весна. (1921)
  • Водопады.Гейзеры.Пещеры.Каньоны.Вода.Ледники. (487)
  • Вокруг света (365)
  • Волки. (496)
  • Волшебство. (12)
  • Восток. (309)
  • Вся наша Россия. (5245)
  • Выпечка.Тесто. Запеканка. (6303)
  • Вязание. (4487)
  • Гонконг. (71)
  • Города мира, деревни, пейзажи городские и сельские (8962)
  • Города России, деревни, пейзажи городские и сельск (3137)
  • Грибы. (280)
  • Дельфины. Киты. Касатки. (65)
  • Десерты. Сладости. Кремы для тортов. Из молока. (1477)
  • Дети в живописи. (3180)
  • Дети.Школа. Девушки. Выпускницы. Молодежь. (484)
  • Дикие кошки: барсы, тигры, леопарды, львы. (1208)
  • Диснейленд и аквапарки. Аттракционы. (70)
  • Для детей. (о детях) (1130)
  • Для кошек и собак. (43)
  • Дождь,снег,туман,свет в лучах, иней, лед, капли. (567)
  • Дома,домики.Дача,сад,огород,агроуход.Двор.Дизайн. (1094)
  • Домашние животные. (647)
  • Драгоценности. Бижутерия. Камни. Минералы. (1842)
  • Древнерусское. Славянское. Кельтское. Народное.. (658)
  • Друзьям. Дружба. (103)
  • Европа. (952)
  • Женский образ.Счастье, любовь, настроение, эмоции. (9289)
  • Живопись. Прикладное искусство. Искусство АРТ.-1 (20311)
  • Живопись. Прикладное искусство. Искусство АРТ.-2 (19638)
  • Живопись. Прикладное искусство. Искусство АРТ.-3 (19682)
  • Животные. Зоопарки. (2610)
  • Замки.Дворцы. Сады. Парки. Крепости. Музеи. (3767)
  • Звезды Голливуда. (50)
  • Здоровый образ жизни. Домашняя аптечка. (1701)
  • Здоровье.Красота.Советы.О продуктах и растениях. (2013)
  • Землетрясения,наводнения,вулканы,тайфуны,грозы. (180)
  • Зима. (3521)
  • Игрушки. Авторские работы. Музеи игрушек. (481)
  • Из книг. Литературное. Театральное. О художниках (5367)
  • Из мяса, курицы и рыбы. (1022)
  • Известные имена. (8)
  • Изделия из полимерной глины и холодного фарфора. (55)
  • Израиль.Евреи.Обычаи.Праздники. История.Иордания.. (1131)
  • Иконы. Молитвы. Библейские сюжеты. Таинства. (1205)
  • Иллюстрации , рисунки, акварели, графика. (7075)
  • Имена (89)
  • Индия.Непал.Шри-Ланка.Маврикий.О-ва Индийского оке (590)
  • Интересно.Любопытно.Памятно.Ностальгично.Неопознан (2271)
  • Интересные сайты, ссылки. Энциклопедии, словари. (474)
  • Искусство и музыка Китая, Вьетнама, Тайланда. (2251)
  • Искусство Японии, Кореи. (1033)
  • Испания. Андорра. Португалия. Мадейра. (1001)
  • История вещей, событий, обычаев. Факты.Музеи. (5281)
  • История.Имена в истории.События.Память.Музеи. (2408)
  • Италия. Кипр. Крит. Капри. Сицилия. Сардиния. (1287)
  • Казахстан. Узбекистан. Таджикистан. Киргизия. (157)
  • Календарь. (120)
  • Канада и Аляска. (235)
  • Канзаши.Из лент. Квилинг (72)
  • Карнавал.Фестиваль.Парад.Праздник.Игры.Спорт.Салют (227)
  • Картинки СПАСИБО и разные СИМПАТИИ. (13)
  • Кинотеатр.О кинофильмах.Конкурсы.Детские конкурсы (1350)
  • Китай.Тибет.Монголия.Гималаи.Бутан.Корея. (6293)
  • Клипарт.Фотообои. Скрап. Картинки.Коллажи.Фоны. (1449)
  • Клипы. Флеш и муз. открытки. Игры. Слайдфильмы. (2219)
  • Коллекции. (7)
  • Конфеты. (194)
  • Космос. Вселенная. Астрономия.Планеты.Астрология. (322)
  • Кошки. (7410)
  • Красавицы со всего света. и Индийское сари. (225)
  • Краски подводного мира.Рыбы. Ракушки. Светлячки. (561)
  • Крэйзи-квилт и шеби-шик. Пэчворк. (35)
  • Куба.Карибы.Багамы.Гавайи.Канары.Мартиника.Доминик (155)
  • Куклы.( Игрушки.) Авторские работы. (989)
  • Кулинарные рецепты. (6)
  • Легенды.Мифы. Предания. Приметы. (588)
  • ЛЕТО*** (3966)
  • Лисички. Еноты. Выдры. Барсуки. Мангусты. Сурки. (533)
  • Личное. Семейный альбом. Родня. Корни. (609)
  • Лошади. (1433)
  • Маме. Материнство. (бабушки, дедушки). (309)
  • Масленица. Вербное воскресенье. Пасха. (743)
  • Маяки. (41)
  • Медведи. Панды. Росомахи. Коалы. (973)
  • Мексика. (81)
  • Мелодии танго, вальса.Романтические мелодии.Марши. (305)
  • Мода.Стиль. Наряды. Купальники. Духи. Ароматы. (2107)
  • Море. Океан. Волна. Серфинг. Парусники. (1414)
  • Москва. (819)
  • Музыка для души и настроения. Релаксация. (870)
  • Музыка из кинофильмов. (78)
  • Музыка.О музыкантах.Муз. в живописи.Муз.инструмент (1157)
  • Музыка: Адажио. Аллилуйя. Аве Мария. (41)
  • Музыка: аккордеон! баян. Фортепиано.Балалайка. (231)
  • Музыка: гитара, скрипка, саксофон, труба. (381)
  • Музыка: Джаз. Блюз. Баллада. (224)
  • Музыка: классика. (1349)
  • Музыка: ретро. (176)
  • Музыка: Рок-н-ролл. Твист. Фокстрот. (25)
  • Мультики, музыка , видео, кино, песни для детей. (320)
  • Напитки. (872)
  • Настроения. Увлечения. Мечты.Развлечения. Игры. (409)
  • Натюрморты. Букеты. Милые вещицы. Маски (14296)
  • Небеса. (150)
  • Нежное. (213)
  • Новогодне-рождественская музыка и фильмы. Стихи. (625)
  • Новогодне-рождественские города и базары. (284)
  • Новогодне-рождественские рецептики. (242)
  • Новогодне-рождественское.И новогодние поздравления (944)
  • Новогодние карнавальные костюмы. (26)
  • Новогодние поделки.Украшения.Оформления.Игрушки. (1398)
  • Новогодняя анимация.Флэш,плееры,разделители.Рамочк (276)
  • Новогодняя живопись, картинки, открытки, клипарт, (2510)
  • Норвегия. Швеция.Дания. Исландия. (456)
  • Ночные города..Дороги. Зеркальные отражения. (278)
  • Нужные ссылки, уроки,сайты . (компьютер, Ли.ру, и (481)
  • О войне.О победе.Память. (593)
  • Обряды.Симорон.Приметы.Суеверия.Гороскопы. (1180)
  • Ода музыке. (16)
  • Одри Хепберн. (40)
  • Озера.Реки. Фьорды. Острова. Каналы. (1086)
  • Омар Хайям. Ошо. Конфуций. Н.Рерих. Кипплинг. (215)
  • Оперы. Мюзиклы. Оперетта. Цирк. (247)
  • Оптические иллюзии. (5)
  • Оранжевое настроение. (11)
  • Осень. (3810)
  • Открытки и картинки С Днем Рождения! (47)
  • Открытки, картинки. (1496)
  • Памятники. Скульптуры. Кладбища. Мемориалы. (688)
  • Пасхальные идеи и поделки. Открытки, живопись. (844)
  • Песни, исполнители, сборники, группы (Зарубежное). (1361)
  • Песни, исполнители,сборники, группы ( Наше.) (1457)
  • Петушиный двор. (399)
  • Плейкасты. Мои плейкасты. Плееры. Плейлисты. (128)
  • Подарки.Поделки, украшения, импровизации.Увлечения (1503)
  • Позитив от животных и не только. (1406)
  • Полезные свойства трав, деревьев,сборы чайные,ягод (491)
  • Полезные советы. Бабушкины приметы. (1840)
  • Полет над городом. (9)
  • Предновогодние хлопоты. (2)
  • Приветствия, пожелания, благодарности, симпатии. (161)
  • Прикладное искусство, творчество мастеров.Выставки (1152)
  • Природа. Пейзажи. Городской пейзаж, дворики. (25903)
  • Проза, рассказы, притчи, сказки, истории, басни .. (1825)
  • Птицы. (3947)
  • Путешествия. Земля. (19576)
  • Радуга.Северное сияние.Звездопад.Млечный путь. (90)
  • Размышления. Разное. (1328)
  • Разноцветье. (269)
  • Разные праздники.Памятные даты.Народный календарь. (2276)
  • Рамочки.Кнопочки. Баннеры. Разделители. (936)
  • Религиозные праздники и дни. (1265)
  • Ретро. (322)
  • Рецепты. Меню. Кулинарные секреты.Дизайн еды. (4381)
  • Родной край. Мой город. (137)
  • Рождество. (59)
  • Романсы..Вокал. Хоры. Народные песни и музыка. (267)
  • Рукоделие . Декор. Идеи к праздникам.Интерьер. (896)
  • Русалка. (80)
  • С Днем Рождения. (240)
  • Салаты. Закуски. Бутерброды. Паштеты. (4645)
  • Самые. (70)
  • Санкт-Петербург и его окрестности. (946)
  • Свечи. Мыло. (10)
  • Святой Валентин (день влюбленных). (32)
  • Семейное. Родство. Предки. Свадебное.Обычаи. (598)
  • Сергей Рахманинов. (61)
  • Сказочное. Детское. Детские игры, забавы. (3650)
  • Сны. Ночь. Спокойной ночи. Колыбельные. (361)
  • Собаки. (2803)
  • Совы. (532)
  • Соленья. Маринады.Заморозки.- Заготовки. (898)
  • Соусы, кетчупы, специи, пряности,подливки, майонез (489)
  • Спорт,отдых, развлечения, победы. (14)
  • Статуэтки. Фигурки. Шкатулочки. Часы. Посуда. (2218)
  • Стихи.Сонеты.Баллады.Колыбельные.И стихи-детям. (5958)
  • Схемы. (4233)
  • Таиланд.Вьетнам. Камбоджа. Мьянма. Сингапур. Лаос. (811)
  • Танцы. Балет.Театр. (722)
  • Татьянин день (79)
  • Тихий океан. Острова в Тихом океане. (114)
  • Торты. (944)
  • Традиции, обряды, игры, развлечения, колыбельные. (4)
  • Транспорт. (Машины, корабли, самолеты) Дороги. (261)
  • Турция.Египет.Эмираты.Афганистан.Иран.Ирак.Сирия (343)
  • Тюлени. Морские котики. Пингвины. Выдры. (127)
  • Украина, Беларусь, Прибалтика.Молдова. (523)
  • Уроки. (347)
  • Уход за волосами, прически. (194)
  • Уход за собой. (265)
  • Уютный дом. Декор. Интерьер дома, в саду, в офисе. (2247)
  • Фаина Раневская. (20)
  • Фарфор. Керамика. Стеклянные фантазии. Хрусталь. (1956)
  • Филиппины. Индонезия. Малайзия. Бали. Ява. (268)
  • Фиолетово! (57)
  • Флеш-Моб (14)
  • Фонтаны. Фонари. Скамейки. Лазерные шоу. (99)
  • Фото.Компьютерная графика.Цифровая живопись. (997)
  • Фотографии (мои, семейные, личные) (601)
  • Франция. Монако. (1629)
  • Фруктово- ягодно- овощное. (1267)
  • Фэнтези. Фотоарт. Живопись. Сюрреализм. Аниме. (2126)
  • Храмы. Соборы. Монастыри. Церкви. Часовни. (2513)
  • Цветущие:Сакура.Багульник.Сирень.Черемуха.Сады. (416)
  • Цветы комнатные. Советы по цветоводству. (979)
  • Цветы. Растения. Легенды о цветах. Всё о цветах. (6830)
  • Цитаты, мудрости, высказывания, афоризмы, заповеди (1820)
  • Чайно- кофейное. (871)
  • Черно-белое фото и черно-белый рисунок карандашом. (254)
  • Шитье. Переделки. Вышивка. (428)
  • Школьное. Дошкольное. «Хочу все знать. (360)
  • Шляпки. Тюрбан. Чалма. Головные уборы. (215)
  • Шоколад. (130)
  • Шотландия. Великобритания. Ирландия. (752)
  • Этикет. Психология. Культура. Воспитание.Отношения (723)
  • Юмор. Приколы. Позитив. Веселое настроение. (1573)
  • Юридическая помощь. Консультации. (44)
  • Япония. (527)
Читайте также:  Как ругается водитель школьного автобуса жеваный крот

Музыка

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Статистика

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность

Воскресенье, 12 Мая 2019 г. 10:37 + в цитатник

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность

Надпись на балке Дома Крысолова (Гамельн). «В 1284 году в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёструю одежду флейтист вывел из города сто тридцать рождённых в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали.»

Гамельнский крысолов , гамельнский дудочник — персонаж средневековой немецкой легенды. Согласно ей, музыкант, обманутый магистратом города Гамельна, отказавшимся выплатить вознаграждение за избавление города от крыc, c помощью колдовства увёл за собой городских детей, сгинувших затем безвозвратно.

Легенда о крысолове, предположительно возникшая в XIII веке, является одной из разновидностей историй о загадочном музыканте, уводящем за собой околдованных людей или скот. Подобные легенды в Средние века имели весьма широкое распространение, при том, что гамельнский вариант является единственным, где c точностью называется дата события — 26 июня 1284 года, и память о котором нашла отражение в хрониках того времени наряду c совершенно подлинными событиями.

Рисунок барона Августина фон Мёрсперга (1595)

Всё это вместе взятое заставляет исследователей полагать, будто за легендой о крысолове стояли некие реальные события, уже со временем приобретшие вид народной сказки, однако не существует единой точки зрения, что это были за события или даже когда они произошли. В позднейших источниках, в особенности иностранных, дата по непонятной причине замещается иной — 20 июня 1484 года или же 22 июля 1376 года. Объяснения этому также не найдено.

Гамельнский крысолов уводит детей из Гамельна. Иллюстрация Кейт Гринуэй (1910) к поэме Роберта Браунинга

Легенда о крысолове, изданная в XIX веке Людвигом Иоахимом фон Арнимом и Клеменсом Брентано, служила источником вдохновения для многочисленных писателей, поэтов, композиторов, среди которых стоит назвать Роберта Браунинга, Иоганна Вольфганга Гёте, братьев Стругацких, братьев Гримм и Марину Цветаеву.

городской фонтан скрысоловом

В 1284 году, через 72 года после несчастных детских крестовых походов, история с массовым исходом детей вдруг повторилась в немецком городе Гамельне (Хамельне). Из дома тогда ушли и пропали 130 местных детей. Именно этот случай стал основой знаменитой легенды о Крысолове.

городские улочки

Легенда о крысолове в самом известном варианте читается так: однажды город Гамельн подвергся крысиному нашествию. Никакие ухищрения не помогали избавиться от грызунов, наглевших с каждым днём вплоть до того, что стали сами нападать на кошек и собак, а также кусать младенцев в люльках. Отчаявшийся магистрат объявил о награде любому, кто поможет избавить город от крыс. «В день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня», появился «одетый в пёстрые покровы флейтист». Неизвестно, кем он был на самом деле и откуда появился. Получив от магистрата обещание выплатить ему в качестве вознаграждения «столько золота, сколько он сможет унести», он вынул из кармана волшебную флейту, под звуки которой все городские крысы сбежались к нему, он же вывел околдованных животных прочь из города и утопил их всех в реке Везере.

Читайте также:  Клещ дермацентор что переносит

Магистрат, однако же, успел пожалеть о данном им обещании, и когда флейтист вернулся за наградой, отказал ему наотрез. Музыкант через какое-то время вернулся в город уже в костюме охотника и красной шляпе и вновь заиграл на волшебной флейте, но на этот раз к нему сбежались все городские дети, в то время как околдованные взрослые не могли этому помешать. Так же, как ранее крыс, флейтист вывел их из города — и утопил в реке (или, как гласит легенда, «вывел из города сто и тридцать рождённых в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали»).

Ещё позднее этот последний вариант был переделан: нечистый, притворившийся крысоловом, не сумел погубить невинных детей, и перевалив через горы, они обосновались где-то в Трансильвании, в нынешней Румынии.

Вероятно, несколько позднее к легенде было добавлено, что от общего шествия отстали два мальчика — устав от долгого пути, они плелись позади процессии и потому сумели остаться в живых. Позднее, якобы, один из них ослеп, другой — онемел.

крыски в городе представлены в самых разных вапиантах

Ещё один вариант легенды рассказывает об одном отставшем — хромом ребёнке, который сумел вернуться в город и рассказать о произошедшем. Именно этот вариант положил позднее в основу своей поэмы о Крысолове Роберт Браунинг.

Третий вариант рассказывает, что отставших было трое: слепой мальчик, заблудившийся в пути, ведший его глухой, который не мог слышать музыки и потому избежал колдовства, и, наконец, третий, выскочивший из дома полуодетым, который, устыдившись затем собственного вида, вернулся и потому остался жив

Как легенда стала сказкой

Впервые в знакомом всем виде эта легенда была записана середине XVI века. Она содержится в хронике графов фон Циммерн из Вюртенберга. В 1806 году уже существовала песня «Крысолов из Гамельна», которую Людвиг Иоахим фон Арним и Клеменс Брентано включили в составленную ими антологию немецкой поэзии. А потом была написана всем известная сказка братьев Гримм, которые, с одной стороны, сделали этот сюжет знаменитым во всем мире, но, с другой, окончательно низвели старинную легенду до уровня детской сказки.

В городской хронике Гамельна, написанной в 1375 г., ничего не говорится о крысах, но сообщается следующее:

Гамельн, Дом Крысолова

В Хронике княжества Люнебургского (написанной около 1440-1450 г.г.) сообщается:


В 1553 году бургомистр Бамберга, который ознакомился с этой историей, пока находился в Гамельне заложником, дополняет рассказ: оказывается, Флейтист, который запер детей в горе Коппенбург, обещал вернуться через тридцать лет. И многие люди в Гамельне, действительно, ожидали его возвращения, которое, по их расчетам, должно было состояться в 1583 году.

И только в 1559 году в уже упоминавшейся хронике графов фон Циммерн появляется рассказ о крысах, от которых избавил город бродячий школяр. До этих пор появление Флейтиста в Гамельне с крысами никак не связывалось. Предполагают, что вся эта неприглядная история с армией крыс и глупыми жадными горожанами является клеветой на гамельнцев со стороны завистливых соседей – такой вот образец «чёрного пиара» XVI столетия.

История города Гамельн

Hameln um 1900
В исторических документах небольшой город Гамельн (Хамельн) впервые упоминается в 851 г. Сейчас он является административным центром региона Хамельн-Пирмонт (восточная Вестфалия), в нем проживают около 58 тысяч человек. Выгодно расположенный на берегах реки Везер, Гамельн являлся членом Ганзейского союза и специализировался на торговле зерном, даже на городском гербе в то время красовались мельничные жернова (неудивительно, что именно в этом городе, если верить легенде, так расплодились крысы). Позже этот город входил в состав Ганновера и Пруссии.

Гамельн в 1662 г.

В начале ХХ столетия Гамельн с открытием «Северогерманского автомобильного завода» (1907 г.) чуть было не стал столицей немецкой автомобильной промышленности, но не выдержал конкуренции с Вольсбургом, где был построен знаменитый завод Volkswagen.

После прихода к власти Гитлера, тюрьма Гамельна стала местом казни противников режима, а после поражения Германии во II Мировой войне здесь казнили уже нацистов, признанных военными преступниками. Сейчас в здании этой тюрьмы располагается отель – не удивлюсь, если его нынешние постояльцы не только не смущаются мрачной историей этой гостиницы, но даже, наоборот, воспринимают её как своеобразный бонус, с гордостью выкладывая в «Инстаграм» фотографии бывших камер.

Исход детей Гамельна: версии и предположения

Итак, Гамельн, о котором рассказывается в немецких легендах и песнях, не вымышленный и не сказочный, а вполне реальный город, и реальным было исчезновение его детей. Это событие стало настоящей трагедией для Гамельна, его жители потом даже вели отсчет времени «от ухода детей наших». Улица, по которой шли за флейтистом дети, и теперь называется Бунгелозенштрассе («улица Молчания»), на ней до сих пор запрещается играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать.

Гамельн, Маркеткирхе, современный витраж

Современный витраж в университете Байлора

Мистическая составляющая в этой истории появилась лишь через несколько веков после происшествия, явно наслоившись на какой-то исторический факт. В этой связи интересна австрийская легенда, которая перекликается с событиями крестового похода детей 1212 года. В том году, обманутые марсельскими купцами Гуго Ферреусом и Вильямом Поркусом, французские дети-«крестоносцы» были увезены в Северную Африку и проданы в рабство на рынках Алжира, Туниса и Александрии. А в 1464 г., если верить австрийской легенде, в городе Корнойбург дудочник Ганс Мышиная Нора обманом заманил местных детей на корабль, из трюма которого они шагнули на невольничьи рынки Константинополя.

Считается, что эта легенда вторична и является отголоском более ранних событий в Гамельне. Но ведь дыма без огня не бывает, не могло ли и в Гамельне случиться чего-то подобного? Некоторые исследователи обратили внимание на витраж, украшавший Рыночную церковь Гамельна (Маркеткирхе), построенную около 1300 г. (этот витраж был утерян в 1660 году). На сохранившемся рисунке, сделанном бароном Августином фон Мёрсбергом, мы видим Флейтиста в пестрой и яркой одежде и детей в белом. А между Флейтистом и детьми почему-то стоят три оленя. Броский наряд Флейтиста может быть своеобразной униформой: так в средневековой Европе одевались вербовщики, которые обычно сопровождали свои выступления игрой на барабане или флейте.

А изображение трех оленей – элемент герба местной аристократической семьи фон Шпигельбергов, которые принимали активное участие в проводимой Тевтонским орденом колонизации восточных земель. Поэтому было высказано предположение, что именно фон Шпильберги и выманили детей из города какими-то обещаниями, а потом – похитили и увезли их. Сторонники данной версии считают носителей польских фамилий «Гамелин», «Гамель» и «Гамелинк» потомками детей, ушедших из Гамельна. Любопытно, что в первом варианте сказки братьев Гримм, уведенные Флейтистом дети Гамельна не погибли, и не исчезли бесследно, а основали новый город – правда, не в Польше, а в Трансильвании.

Авторы другой версии считают, что «детьми Гамельна» в хронике названы не собственно дети, а уроженцы этого города, попавшие в плен после поражения в битве при Зедемюнде – 1259 год. Флейтист в этом случае – не Дьявол, и не таинственный маг, а обычный агитатор, завербовавших местных жителей для военной кампании. Но здесь мы видим нестыковку в датах.


Нашествие крыс. Иллюстрация к поэме Роберта Браунинга

Высказано также предположение, что рассказ о Флейтисте, который увел за собой детей, на самом деле – описание знаменитой «пляски смерти». На многих картинах тех лет можно увидеть этот сюжет: скелет в пестрой одежде, символизирующий смерть, играет на флейте, увлекая за собой тех, кто поддается его чарам.

Любекская пляска смерти, Мариенкирхе, 1463 год

То есть Гамельнская хроника, возможно, в аллегорической форме рассказывает об эпидемии чумы, поразившей город. Если «копнуть» немного глубже, можно вспомнить, что ранее германцы верили, будто души умерших вселяются в мышей и крыс. И, следовательно, под маской Флейтиста мог выступать языческий бог Смерти, уводящий за собой души умерших детей. Но слишком много времени прошло уже после принятия христианства, и, даже если предположить, что память о языческих временах еще жила в Гамельне, вряд ли местные священники позволили бы такие аллюзии и намеки.

Если говорить об эпидемиях и болезнях, можно вспомнить также загадочную болезнь, называемую «пляской святого Витта». Согласно средневековым описаниям, она была заразной и носила характер локальной эпидемии. Больные, один за другим, начинали прыгать и дергаться в каком-то ужасном подобии танца, который продолжался в течение нескольких часов, а порой — и дней – и падали на землю в полном изнеможении. Характер и причины этой болезни остаются загадкой. Некоторые уверены, что речь идет о психическом заболевании, родственном истерии.

Другие считают его нейроинфекцией, вызванной неизвестным вирусом. Самая известная вспышка данного заболевания описана в немецком городе Эрфурт, где в 1237 году несколько сотен детей в таком жутком судорожном танце дошли до соседнего города, и упали там замертво. Многих не удалось спасти, выжившие всю оставшуюся жизнь страдали от дрожи в руках и ногах.

Не менее страшный случай пляски Святого Витта произошел в 1518 году в Страсбурге, когда к некой госпоже Троффеа, начавшей танцевать на городской улице, присоединилось 34 человека, а к ним в дальнейшем – еще около 400. В течение месяца на улицах от сердечных приступов и изнеможения умирало до 15 человек в день. Туфли больных были пропитаны кровью, но остановиться они не могли.

Но существует и другая, более прозаичная, версия, согласно которой дети просто ушли с Флейтистом на какой-то праздник, а причиной их смерти стал оползень в горах.

Catherine Greenaway, «Пестрый Дудочник». Флейтист на этой картине выглядит вполне мирно и очень похож на детского аниматора из дорогого 5-звездочного отеля в Турции

Версий и предположений, как видим, достаточно, но правильный ответ на вопрос о судьбе Гамельнских детей мы уже вряд ли узнаем. Если же говорить о легенде, возникшей на основе этого случая в средневековой Германии, сразу обращает на себя внимание на её уникальность и неоднозначность. В этом рассказе есть невинные жертвы, но нет героя и нет положительных персонажей: и Флейтист, и жадные горожане – фигуры, безусловно, отрицательные. И нельзя однозначно сказать, кто пришел в Гамельн в облике никому неведомого Флейтиста: сам Дьявол, искусный маг, талантливый и незаурядный мошенник или гениальный музыкант? И какова главная тема этой, с детства знакомой всем, истории? Что это – нравоучительный рассказ о банальной расплате за жадность и обман, или притча о великой силе искусства?

Читайте также:  Может ли клещ сам отцепится

Гамельн, Фонтан Крысолова

Бизнес на высохших слезах

Современные жители Гамельна уже давно изжили комплекс своих предков и неплохо зарабатывают на давнем происшествии.

Карильон на «Свадебном доме» в Гамельне

Помимо прочих сувениров, здесь можно купить разнообразных съедобных «крыс» из теста, ликер «Крысиный яд», по-особенному приготовленный кофе «Крысолов». И каждый год 26 июня устраивается карнавал, в котором наряженные в крыс дети и одетые в средневековые костюмы родители идут за Флейтистом – совершенно добровольно.

Флейтист-Крысолов, скульптура в Гамельне

Ирландия также знает историю о волшебном музыканте, впрочем, не флейтисте, но волынщике, уведшем за собой молодёжь.

Иногда предполагается также, что крысы, пришедшие в легенду позднее, навеяны не только реальными обстоятельствами, так как в Средние века они действительно представляли собой бедствие для многих городов, хотя и не в столь драматической форме, как рассказывает легенда, но и древними германскими верованиями, будто души умерших переселяются именно в крыс и мышей, собирающихся на зов бога Смерти. В виде последнего, при такой интерпретации, представляется дудочник

История о неизвестном, который появился ниоткуда и без каких-либо объяснений увёл за собой городских детей, есть и в Бранденбурге. Единственное отличие состоит в том, что колдун играл на органиструме и, выманив свои жертвы, навсегда скрылся с ними в горе Мариенберг

В городе Нойштадт-Эберсвальде также бытовала легенда о колдуне-крысолове, избавившем от нашествия грызунов городскую мельницу. Если верить рассказу, он спрятал внутри «нечто» и такое же «нечто» положил в одному ему известном месте. Околдованные крысы немедленно покинули прежние жилища и ушли из города навсегда. Эта легенда, впрочем, заканчивается мирно — колдун получил свою плату и также исчез из города навсегда.

Известна история о том, как поля в окрестностях города Лорха подверглись нашествию муравьёв. Епископ Вормса организовал шествие и молился об избавлении от них. Когда процессия достигла озера Лорха, ей навстречу вышел отшельник и предложил избавить от муравьёв и попросил за это возвести часовню, потратив на неё 100 гульденов. Получив согласие, он достал свирель и заиграл на ней. Насекомые сползлись к нему, он повёл их к воде, куда погрузился и сам. Затем он потребовал вознаграждения, но ему отказали. Тогда он опять заиграл на своём инструменте, к нему сбежались все свиньи в округе, он повёл их к озеру и скрылся в воде вместе с ними.

На острове Умманце (Германия) есть свой рассказ о крысолове, с помощью колдовства утопившем в море всех местных крыс и мышей. Место, где это случилось, с того времени получило название Rott, и земля, взятая оттуда, якобы, долгое время служила надёжным средством против грызунов.

В Корнойбурге вблизи Вены (Австрия) есть собственный вариант истории о Крысолове. Действие в этом случае разворачивается в 1646 году, в разгар Тридцатилетней войны, когда разорённый шведами город кишел крысами и мышами. Флейтист в костюме охотника также вызвался избавить город от беды. В отличие от гамельнского, этот персонаж имел имя — Ганс Мышиная Нора, и, по его собственным словам, был родом из Магдаленагрунд (Вена), где исполнял должность городского крысолова. Обманутый магистратом, отказавшимся платить на основании того, что не желал иметь дела с «безродным бродягой», Ганс, играя на дудочке, выманил из города детей и отвёл их к Дунаю, где на пристани ожидал их корабль, готовый к отплытию.

Впрочем, в этот раз дети не исчезли никуда, но прямиком отправились на невольничьи рынки Константинополя. Считается, что до недавнего времени в память об этом в Корнойбурге на улице Pfarrgässchenstraße находился мраморный барельеф, изображавший крысу, поднявшуюся на задние лапы, в окружении затейливой готической надписи, повествовавшей о случившемся, и обозначения года, с течением времени совершенно стёршегося, так что различить стало возможно лишь IV римскими цифрами. По местной традиции, пастухи отказались от употребления рожков для сбора стад, но вместо этого щёлкали кнутом.

Существует предположение, что речь в этом случае идёт о военном наборе, который производил некий горнист или дудочник, причём никто из рекрутов не смог вернуться домой.

Легенда, весьма схожая с историей Гамельнского крысолова, бытует также в городе Ньютоне на английском острове Уайт. Здесь, пытаясь избавиться от нашествия крыс, обнаглевших настолько, что мало кто из городских детей смог избегнуть укусов, магистрат нанял в помощь «странного типа в костюме всех цветов радуги», представившегося как Пёстрый флейтист. Крысолов, договорившись, что плата за его услуги составит 50 фунтов стерлингов — то есть внушительную сумму, благополучно выманил из города и утопил в море крыс и мышей, но, обманутый магистратом, начал наигрывать на дудочке иную мелодию. Тогда же к нему сбежались все городские дети, и в их сопровождении крысолов навсегда исчез в дубовом лесу.

В горах Гарца однажды появился музыкант с волынкой: каждый раз, когда он начинал играть, умирала какая-то девушка. Таким образом он погубил 50 девушек и исчез с их душами.

Похожая история существует в Абиссинии — в поверьях фигурируют злые демоны по имени Хаджиуи Маджуи, которые играют на дудках. Они разъезжают верхом на козлах по деревням и при помощи своей музыки, которой невозможно сопротивляться, уводят детей, чтобы их убить

В песне «My Fairy King» (Мой сказочный король) — музыкальном творении из дебютного альбома группы Queen, написанной Фредди Меркьюри, присутствуют прямые параллели с текстом поэмы Роберта Браунинга, в частности, первые строки песни содержат отсылки к этому произведению.

Память о крысолове в современном Гамельне

Современный Гамельн — «город Крысолова» — хранит память о древней легенде. В первую очередь стоит упомянуть о Bungelosenstraße («Улица, где запрещено бить в барабан», «Улица Молчания»), на которой по сию пору законодательно запрещено исполнять любую музыку, танцевать и веселиться. Согласно легенде, Крысолов вёл заколдованных детей прочь из города именно по этой улице, и траур о погибших сохраняется до сих пор. Запрещение распространяется также на свадебные кортежи, которые по этой причине стараются обходить Бунгелозенштрассе стороной.

Для туристов в Гамельне организованы экскурсии под предводительством Крысолова.

Palace Hotel Pied Piper Mural

Знаменитый Дом Крысолова (Остерштрассе, 28), выходящий фасадом на Бунгелозенштрассе, на 2010 год является гостиницей и рестораном, принадлежащими семье Фрике. Помещения ресторана, расположенные на нескольких этажах, носят экзотические названия «Комната Флейтиста», «Гамельнская комната» и, наконец, «Крысиная нора». Здесь находится также вырезанная из дерева скульптурная группа, изображающая Крысолова и детей. В меню ресторана входят блюда с экстравагантными названиями, например, фламбе «Крысиные хвосты», «Шнапс истребителя крыс» и полный «Обед флейтиста». Можно попробовать также и специально выпеченные булочки-мышки.

Город украшают многочисленные скульптуры крыс, часто разрисованные узорами или цветочками. По местному законодательству, любой горожанин имеет право за собственные деньги выкупить 1 метр городской земли и, украсив его очередной крысиной статуей, разрисовать её по собственному вкусу.

На местном вокзале есть панно с изображением Крысолова. Указатели к центру города от вокзала выполнены в форме крысиных силуэтов.

Той же теме посвящён «Фонтан Крысолова» с чугунными изображениями флейтиста и детей, созданный по проекту архитектора Карла-Ульриха Нусса в 1972 году. Фонтан располагается возле городской ратуши. О том же напоминает восстановленный витраж в церкви на рыночной площади — Маркткирхе. Ещё один фонтан с тем же мотивом, подаренный городу в 2001 году издательством C. W. Niemeyer, располагается на Остерштрассе, неподалёку от Дома Крысолова.

В механических часах на местном Дворце бракосочетания три раза в день (в 13:05, 15:35 и 17:35) разыгрывается небольшой спектакль — флейтист, появившись из открывшихся дверок, уводит за собой крыс, затем толпу детей. Те же часы в 9:35 утра исполняют «Песню Крысолова» и в 11:35 — «Песню реки Везер». Свой современный вид часы приобрели в 1964 году, фигурки выполнены Вальтером Фолландом по эскизам брауншвейгского профессора Гарри Зигеля. Впрочем, в отличие от древней легенды, всё заканчивается хорошо, Крысолов получает деньги, и дети возвращаются домой[.

Лайстхаус (нем. Leisthaus), то есть дом Лайста, выстроенный в стиле везерского ренессанса архитектором Кордом Тёнисом, принадлежал когда-то зажиточному купцу Герду Лайсту. В настоящее время в нём располагается Музей города, где одна из экспозиций посвящена истории Крысолова.

Rattenkrug — «Крысиная таверна» — каменное здание, датируемое XIII веком, было перестроено и снабжено каменным фасадом в 1568 году Кордом Тёнисом в стиле везерского ренессанса. Изначально Раттенкруг был домом купца Иоганна Райка, ныне ресторан, один из старейших в городе, где посетителю предлагают баварское пиво и блюда традиционной кухни.

Дворец Крысолова — Rattenfänger-Hall — представляет собой здание современной постройки, где проходят спортивные состязания, фестивали и выставки.

В городском саду Bürgergarten присутствует барельеф, изготовленный профессором Иле в 1961 году, также посвящённый истории Крысолова.

С 1956 года и по нынешнее время с начала мая по начало сентября на террасе Дворца бракосочетаний каждое воскресенье разыгрывается пьеса о Крысолове, поставленная на основе сказки братьев Гримм. В спектакле заняты около 80 актёров — взрослых и детей. Последние, кроме самих себя, изображают крыс, причём для них шьются специальные серые или коричневые мохнатые комбинезончики с крысиными масками.

Юмористическую интерпретацию старой легенды даёт мюзикл «Крысы» на музыку Найджела Хесса и слова Джереми Брауна, исполняемый в центре Старого Города. Вход для всех желающих свободный.И наконец, 26 июня 2009 года в ознаменование 725-летия событий, о которых рассказывает легенда, в городе состоялся Фестиваль Крысолова. Среди прочего, он сам вновь вывел детей из города по улице Бунгелозенштрассе и далее, вплоть до горы Коппен, по маршруту, указанному легендой

Nobert Humburg. Der Rattenfänger von Hameln. Die berühmte Sagengestalt in Geschichte und Literatur, Malerei und Musik, auf der Bühne und im Film. Niemeyer, Hameln 2. ed. 1990, p. 44.
Shiela Harty. Pied Piper Revisited // Education at the Market Place. — Routledge, 1994. — 178 p
Emma S. Buchheim. The Pied Piper of Hameln // The Folklore Journal. — Folklore Society, 1884. — Vol. IV. — P. 207—210

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей