Вербер про муравьев по порядку

Вербер. Книги по порядку – как читать?

Любителям хороших интересных произведений, конечно же, знакома такая фамилия как Вербер. Книги по порядку этого автора необходимо читать, или же вразнобой? Этот вопрос стоит перед многими поклонниками его литературных шедевров.

Сам Вербер (книги по порядку будут перечислены далее) рекомендует читать произведения по хронологии, так как его внутренний мир с каждым годом менялся, сюжеты – тоже, хоть и незначительно. Тем более соблюдать очерёдность необходимо, если дело касается отдельной серии.

Вербер.: книги по порядку читать, или вразнобой?

Итак, рассмотрим вопрос подробнее. Перед нами такой автор как Бернар Вербер. Книги по порядку? Так ли их стоит читать? Сам автор утверждает, что это вовсе не обязательно. Вообще интересной и экстравагантной персоной является Вербер. Книги по порядку в определённых сериях, в принципе, являются некоторым продолжением друг друга, они помогают увидеть становление автора, проследить ход его мыслей и т. д.

В каждом произведении автор представляет небольшое описание предыдущих событий. В принципе, сюжеты также бывают не слишком связанными. Но читая произведения не по порядку, вы не получите истинного удовольствия от полного понимания задумки автора.

Серия «Муравьи» (самая известная)

Начать стоит с самых знаменитых творений автора. О чём писал Вербер книги? По порядку «Муравьи» являются первой серией. В этих книгах читатель узнаёт о самых трудолюбивых в мире существах, об их умении подчиняться правилам. Одним словом, муравьи являются мечтой любого диктатора. Автор рассуждает о том, чья цивилизация окажется жизнеспособнее, насекомых или людей. Первая книга вышла в 1991 году. Она так и называется – «Муравьи».

Следующая книга опубликована была в 1992 году. Это продолжение трилогии под названием «День муравья». Действия здесь происходят спустя год после событий первой части. Муравьи организовывают поход против людей, ате в свою очередь разрабатывают яд против этих маленьких, но грозных существ. В мире людей убивают химиков. Дело берутся расследовать детектив и журналистка.

Третья книга – «Революция муравьёв» 1996 года выпуска. Сюжет ещё интереснее. Молодая девушка находит в пещере таинственную книгу. В это же время один бесполый старый муравей возвращается домой, чтобы кое-что рассказать о людях. Одним словом, вся серия придётся по душе любителям фантастики.

Прочие книги

Между двумя последними томами «Муравьёв» автор писал и другие произведения. Итак, о чём ещё рассказывал читателям Бернар Вербер? Все книги по порядку, за исключением вышеупомянутой серии, рассмотрим подробно.

В 1993 году была опубликована «Энциклопедия относительного и абсолютного знания». Именно эту книгу в последнем томе «Муравьёв» находит юная лицеистка. Отсюда она черпает разнообразные мудрости, делая определённые выводы. Здесь содержатся статьи на разные темы, что собирал Бернар Вербер (книги по порядку рассматриваются в статье). У них нет ни алфавитного указателя, ни хронологии. Одним словом, энциклопедия является простым сборником занятных историй и забавных сведений.

В 1994 году на свет появилась книга «Танатотавты». Это произведение о лётчиках-испытателях, которые вынуждены отправляться на тот свет. Роман способен поменять представление человека о рождении, смерти, мифологи, любви, странствиях, возвращениях, смехе, печали…

В 1997 году вышла «Книга путешествия». Она увлекает читателя в странствия, делая его главным героем. Не может не понравиться книга любителям дальних стран.

1998 год – время выхода книги «Отец наших отцов». Это самый любимый роман самого Вербера. Изначально он похож на детектив, но дальше переходит в фантастический вариант эволюции человека.

В 2000 году публикуется «Империя ангелов». В книге на первой же странице погибает главный герой. На небесах его «устраивают работать» ангелом-хранителем трёх абсолютно разных людей.

В 2001 году появилась книга «Последний секрет». В ней писатель предлагает читателю проникнуть в тайны сознания человека. Учёный играет с компьютером в шахматы и внезапно погибает. Начинается расследование.

2002 год – выходит сборник рассказов «Древо возможного». Здесь автор выдвигает гипотезы о том, каким бы стал мир, если бы…

В 2003 году Вербер пишет книгу «Наши друзья человеки». Автор предлагает читателю так называемый вариант реалити-шоу «За стеклом». Мужчина здесь находится под стеклянным колпаком вместе с женщиной. Оба они являются жертвами таинственного эксперимента.

2004 год – книга «Мы Боги». Ангелу-хранителю Мишелю необходимо стать учеником бога. Он будет снова следить за своими друзьями-смертными, встретит старых знакомых и новую любовь.

В 2005 году автор издаёт книгу «Дыхание богов». Всё тот же Мишель попадает в опасность. Ему приходится столкнуться с жестоким «богоубийцей».

Следующая книга называется «Звёздная бабочка». Вышла она в 2006 году. Книга повествует о людях, отправившихся на поиски нового дома в Космос.

2007 год – «Тайна Богов». 2008 – сборник рассказов «Рай на заказ». В 2009 году появляется книга «Зеркало Кассандры». Это произведение о юной предсказательнице особо по душе приходится женскому полу.

В 2010 году вышла книга «Смех циклопа» о лучшем в мире комике, погибшем при странных обстоятельствах. Последний шедевр Вербера – «Третье человечество» — был опубликован в 2012 году. Великолепный фантастический роман, как и предыдущие, завоевал множество поклонников.

Читатели довольны

Одним словом, в действительности талантливым автором является Бернар Вербер. Книги по порядку или же вразнобой будут читать любители фантастики – не так уж и важно. Главное, этими произведениями они остаются довольны. Писатель умеет делать свои романы и рассказы захватывающими, увлекательными, невероятными. Именно потому у его творчества и продолжает появляться всё больше и больше почитателей.

Источник

Бернар Вербер «Муравьи»

Муравьи

La trilogie des fourmis

Язык написания: французский

  • Жанры/поджанры: Фантастика( «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
  • Общие характеристики: Приключенческое | Философское
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Европа( Западная ) )
  • Время действия: 21 век
  • Сюжетные ходы: Приключения в микромире | Путешествие к особой цели
  • Линейность сюжета: Линейно-параллельный
  • Возраст читателя: Любой

Этот многомиллионный город занимает на поверхности земли всего два квадратных метра!

Читайте также:  Крыса съела отраву от крыс что делать

Его жильцы — самые трудолюбивые существа в мире!

Их умение подчиняться правилам — мечта любого диктатора!

Их интеллекту можно только позавидовать!

И они живут среди нас.

Или это мы живем среди них?

Чья цивилизация окажется жизнеспособнее?

Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.

Издания на иностранных языках:

zoomser, 27 октября 2021 г.

Классная подростковая трилогия получилась, сыну как раз 14 лет исполнилось,буду ему рекомендовать:) Для взрослых серьёзных мужчин и женщин порекомендовал бы пройти мимо!

ВладимирВас, 19 марта 2021 г.

В отличии от Танатонавтов (первых 3-х книг) не зашло от слова совсем. Возможно мне просто неинтересно фантазировать на тему: «а как бы жили муравьи, если бы их мозг был бы более сложным» Вот совсем неинтересно мне читать о муравьях и, как следствие, я не смог дочитать книгу до конца, а это редкость. Обычно я склонен дочитать любую книгу до конца, но тут не смог 🙂 И людей, вместо муравьев, в отличии от того же «Скотного двора» я не захотел/не заинтересовался воображать))

Light Sign, 2 сентября 2017 г.

Цикл прочитал с удовольствием. Единственное, что расстроило — каждый следующий роман был слабее предыдущего. Первая книга читалась как нечто необычное, оригинальное. Верберу удалось мастерски описать муравьиный мегаполис, и повседневную жизнь его обитателей. Правда таинственность происходящего на поверхности немного омрачила слабоватая концовка. В следующих двух книгах автор стал постоянно повторять свои идеи, описывая их по несколько раз, рекламировать свои книги (поначалу были интересны такие вставки, но затем их регулярность стала заметно раздражать), и кроме того напрочь лишил концовку каждой из книг интриги. В Революции муравьев и вовсе центральной фигурой выступают подростки-бунтовщики, а не муравьи.

Впрочем, это всё неважно, потому что трилогия о муравьях читается легко и с интересом. И если бы Вербер остановился на первой книги, и не стал писать продолжение, сделав её самостоятельным произведением, непременно поставил бы десятку.

lee_si_tsin, 10 февраля 2017 г.

Романтические настроения автора затмевали здравый смысл, но если расширить ячейки критики сознания, то и так сойдет.

avazgaziz, 31 мая 2014 г.

большое спасибо автору. прочитал весь цикл на одном дыхании. в книге человечность и погружение в философию Урсулы Ле Гуин, романтичность Пулмана, восхищение природой Докинза. всем советую! вдохновляет!

tkatchev, 3 ноября 2010 г.

Первая книга — изумительная, муравьи классные и просто лапочки.

Дальше автор начал отрабатывать положенную ему тему и все скатилось туда, куда оно обычно скатывается.

Red_Flame, 21 июля 2009 г.

Поставила 10ку за все книги и за трилогию в целом.

Очень необычная книга. Впрочем Вербер во всех книгах нестандартен. Интересно будет любому: и начинающему энтомологу и любителю поискать глубокую философию в муравьиной кучке.

Stout, 14 февраля 2010 г.

Первая книга произвела сильное впечатление. Вторая показалась чуть менее интересной, но все равно на высоте. А вот дальше. Эх, такое впечатление, что Вербер уже в самом начале последнего тома «исписался» — сказал всё, что хотел и даже больше. Повторы идей и действий. Кстати, то же самое в цикле о танатонавтах, хотя интерес к произведению держался чуть дольше.

Okapi, 26 октября 2008 г.

Оценку «7» за трилогию поставила только потому, что очень интересно было читать «муравьиную» часть первой книги. Тем более, что у меня дома есть муравьиная ферма. Все, что касается человеческой сюжетной линии, мне не понравилось. «Революцию» так и не не смогла домучить до конца.

Источник

Бернар Вербер «Муравьи»

Муравьи

Роман, 1991 год; цикл «Муравьи»

Язык написания: французский

Перевод на русский: — Ю. Ватагина (Муравьи) ; 2006 г. — 1 изд. — К. Левина (Муравьи) ; 2008 г. — 5 изд. — И. Алчеев (Муравьи) ; 2021 г. — 1 изд. Перевод на болгарский: — К. Петров (Мравките) ; 2014 г. — 1 изд.

  • Жанры/поджанры: Фантастика( «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
  • Общие характеристики: Приключенческое | Философское | Психологическое
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Европа( Западная ) )
  • Время действия: 21 век
  • Сюжетные ходы: Контакт
  • Линейность сюжета: Линейно-параллельный
  • Возраст читателя: Любой

Их цивилизация существует уже много миллионов лет. У них есть свои города объединенные в федерации. Они во много раз меньше человека и живут практически везде. Это муравьи. Кто мы для них и кто они для нас?

Номинации на премии:

номинант Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1998 // Неанглоязычная переводная книга (Франция)

Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

Robot3000, 18 октября 2018 г.

Вербер – один из самых читаемых писателей во Франции, да и в России тоже. Его книги печатают многомиллионными тиражами, а читатели не прекращают восторгаться его творчеством. Но вот, почему-то, литературные критики и любители серьезной литературы относятся к писателю с пренебрежением, премий не вручают и на конференции не зовут. Давайте попробуем разобраться, почему творчество Вербера воспринимают столь неоднозначно.

Признаюсь, я Вербера, как писателя, тоже недолюбливаю, но на это есть вполне веские причины. Когда-то почитать книги писателя мне посоветовали коллеги на работе. Начал я с «Империи Ангелов». Честно сказать, особых восторгов книга не вызвала, хотя была вполне читабельна и, временами, даже захватывающа. Но уже тогда я отметил очень скудный язык, на котором написан роман, обилие «развесистой клюквы», банальные мысли и какой-то наивный взгляд на мир.

Позже, чтобы лучше понять мое отношение к автору, я прочитал трилогию «Мы-боги», являющуюся продолжением «Империи Ангелов». Честно сказать, лучше бы не читал – только время потратил. Помимо вышеназванных недостатков, в книгах обнаружился довольно стандартный, банальный и, временами, противоречащий самому себе, сюжет. А также, совершенно нелепая концовка. Вербер попытался разобраться в теме взаимоотношений писателя и его творения – персонажа, но получилось настолько нелепо, что роман Пелевина «Т», исследующий ту же тему, кажется, в сравнении с трилогией, вообще шедевром.

Прошло много лет. Неоднократно в сети я встречал информацию, что роман «Муравьи» является одним из первых и самым лучшим произведением писателя. И наконец я решился.

Читайте также:  Как избавиться от запаха если кот нагадил

В книге рассказывается две истории, происходящие параллельно. Первая – про бывшего хиппи, уволенного с должности слесаря. Герой уже впал в уныние, ведь семью надо как-то кормить, но вот по счастливой случайности он получает в наследство дом от своего покойного дядюшки. В доме есть дверь в подвал, который невообразимо огромен и плавно переходит в древние катакомбы. Где-то в этих катакомбах дядюшка, бывший видным ученым, спрятал главный труд своей жизни – «Энциклопедию абсолютного и относительного знания». В поисках книги герой каждый день спускается все глубже в подземелье и становится, буквально, одержим исследованиями покойника, в частности, муравьями. Однажды он не возвращается из подвала и на его поиски отправляется жена, которая тоже пропадает.

Второй сюжет рассказывает о жизни рыжих лесных муравьев. По Верберу, муравьи разумны и каждый обладает индивидуальностью. Однажды молодой самец отправляется с экспедицией в поисках запасов пищи. На обратном пути все члены экспедиции внезапно и необъяснимо погибли, и лишь самцу удалось спастись. Самец предполагает, что другие виды муравьев разжились секретным оружием и пытается предупредить родной муравейник об опасности. Но никто его не слушает, а вскоре он начинает понимать, что существует некий заговор среди своих же соплеменников, целью которого – не допустить распространение информации о внезапной гибели отряда.

Книга, надо сказать, очень увлекательна, но вот все недостатки верберовской прозы в ней проявляются в полной мере. Язык автора достаточно беден на метафоры и, в какой-то степени, даже примитивен. Идеи поданы очень прямолинейно и с какой-то детской наивностью.

Еще в «Мы-боги» меня раздражали постоянные врезки, типа статей из Википедии, рассказывающие о разных банальных вещах, а иногда и совершенно антинаучных, например, о ясновидении или сохранению информации в воде. Потом я узнал, что у писателя, с детства, проблемы с памятью, поэтому он постоянно выписывает всякие короткие заметки, интересные факты, статьи из энциклопедий и бульварной прессы. И эти же статьи он использует в своих произведениях.

В романе «Муравьи» также существуют главы, стилизованные под энциклопедические статьи, но здесь они представлены как выписки из «Энциклопедии Абсолютного и Относительного знания». Многие из них довольно интересны, но большая часть из них достаточно спорна и при этом, подается с пафосом истины в первой инстанции. Например, утверждение, что все в мире развивается от простого к сложному, достаточно неоднозначно и можно привести много примеров, когда оно нарушается. Или утверждение, что муравьи и термиты изначально были малы и слабы и поэтому стали собираться в колонии. На самом же деле, как раз из-за общественного образа жизни, .данные насекомые и обзавелись небольшими размерами и довольно простым строением. И таких статей в книге множество.

Из-за проблем с памятью, автор не способен понимать идеи и научные факты с достаточной глубиной. Заметно, что он, прежде чем написать книгу, прочитал очень много о муравьях и о насекомых вообще, однако он то и дело допускает забавные перлы. То у него паук боится упасть с ветки и разбиться (сколько же весит этот паук?), то у него муравьи шлепают по лужам, а через какое-то время автор вспоминает о силе поверхностного натяжения жидкостей. При увеличении температуры восприятие времени муравьев, якобы, становится быстрее, хотя, на самом деле, чем быстрее работает мозг, тем медленнее воспринимается время.

Или, например, муравьиная кислота, которую насекомые используют в качестве оружия. По Верберу, она способна в мгновение ока прожечь кожу, растворить хитин и вообще воспринимается, как сильнейшая из кислот. Видимо, автор не слишком разбирается в химии, ведь даже концентрированные серная и соляная кислоты не способны мгновенно растворить органику и при разбрызгивании вызовут лишь сильные ожоги. Муравьиная кислота, хоть и достаточно едкая, но не способна, как в одном из эпизодов, мгновенно проделать в коже птицы отверстия.

Достаточно странное у автора и отношение к технике. Масс-спектрометр он называет спектрометром массы и явно не понимает его принцип работы, или, упоминает, например, компактный ядерный реактор, способный работать без обслуживания 500 лет.

Что самое удивительное, я не могу назвать книгу плохой. В ней много недостатков, но заметно, что она писалась долго и с любовью. Вербер не скрывает своего восхищения муравьями, да и вообще миром насекомых, и щедро делится этой любовью с читателем. Сюжет интересен, имеет почти детективную интригу. И даже несмотря на то, что разгадка секрета подземных катакомб несколько разочаровывает, концовка удалась. Открытый финал романа, с одной стороны, завершает историю, а с другой, дает задел на продолжение.

В целом, проза Вербера, это эдакая недофантастика. С одной стороны, автор использует приемы и проблематику фантастических книг, а с другой не может развить ее достаточно глубоко. При этом он, каким-то образом, маскируется под автора серьезной литературы и его книги читают те, кто фантастику на дух не переносит, считая ее макулатурой про инопланетян и путешественников во времени. В какой-то степени, прозу Вербера можно назвать литературой для домохозяек – с одной стороны, она имеет неглупый сюжет и интересные идеи, а с другой, достаточно проста и, местами, примитивна для понимания.

Моя оценка 8/10. Автор явно старался и изобретательно подошел к сюжету и композиции книги. Но вот продолжения (романы «День муравьев» и «Революция муравьев») я точно читать не буду.

VovaZ, 14 ноября 2018 г.

На мой вкус, довольно удачный роман. Особенно, в сравнении с эпатирующими «Тантонавтами». Автор пытается представить себе цивилизацию муравьев, будь насекомые разумные. В отличии от «ангельской цивилизации» из тантонафтского цикла, здесь Веберу удается проявить фантазию, в значительной степени избавиться от антропоцентризма. Муравьиная сюжетная линия вышла интересной, сценизм высок и самобытен. Муравьиные персонажи живые, колоритные и, в достаточной степени, нечеловеческие.

Человеческая линия вышла слабее, в связи с неумением автора строить диалоги, и обилием в тексте дешёвой и противоречивой патетики. Вместе с тем, сюжетная интрига захватывающая.

Читайте также:  Как быстро избавится от поноса при отравлении

В результате, роман понравился, прочелся с интересом!

prismatic, 21 октября 2017 г.

Автор как википедия — выдает набор знаний в заданной области облепленный «мясом» событий и отношений. Кому понравится такой стиль и сама тема могут почитать и другие книги — стиль сохраняется и в них и горячая любовь к муравьям в частности и насекомым вообще тоже никуда не пропадает. По мне этот взгляд изнутри несколько скучноват и изысканно вычурный. Параллели с людьми притянуты под нужные выводы, а сама канва плосковата. Не хватает глубины и атмосферы характерных для качественного художественного произведения.

Тем не менее все доступные его произведения мною изучены и хоть второй раз к ним можно обращаться только как к источнику знания («где-то вроде эта информация у него проскакивала») все равно было интересно.

anagor1, 12 апреля 2015 г.

Глубокое естественнонаучное образование накладывает свой неумолимый отпечаток на всё, чем бы человек в дальнейшем не занимался. Это как след сапожной подошвы на спине (для физиков поясняю — ударение на второй слог). «Главное в жизни — вовремя продифференцировать» — так нам искренне казалось в младости. Но годы идут. И понимаешь помаленьку, что всё относительно, что есть время брать дифференциал, и есть время интегрировать по объему. Это я к тому, что применение методов математической статистики порой помогает в жизни вообще и в выборе литературы для чтения в частности.

В отношении русскоязычной прозы ярко выраженная отрицательная корреляция между размахом популярности автора и своей способностью прочесть до конца его шедевр была мною выявлена давно. Скажем, при поглощении романов Донцовой рвотные позывы начинаются уже где-то на десятой странице, а страниц через пятьдесят сблевать прочитанное тянет настолько неудержимо, что далее вкушать чтиво сие невозможно даже под обильную запивку.

Но закралось в душу хитрое подозрение: а вдруг зря я так — всех одним мерилом; вдруг мировую «классику» иначе следует оценивать? А то все, понимаешь ли, всё читали, а я – нет! Закомплексовал как бы слегка недостатком собственной эрудиции. Дай, думаю, прочту что-нибудь этакое, над чем все ахают да охают, неспроста ж небось. Взял да купил две книжки: Зюскинда и Вербера.

На «Парфюмера» меня хватило (см. отзыв тут https://fantlab.ru/work58620) А вот на «Муравьев» — уже нет. Лишь через месяц, продышавшись, я домучил наконец-то со скрипом и этот «шедевр мировой литературы».

Бррр! Теперь меня не то чтобы терзает, но слегка интригует один вопрос: заслуживает ли книга Вербера переиздания в серии «Жизнь животных» рядом с Бремом и Фабром? Уж больно фамилии созвучны! Издателям стоило бы об этом подумать. Ибо с точки зрения биологии роман весьма познавателен — во всяком случае, одна из его линий, типа фантастическая, посвященная жизни муравьев. (Я, правда, отнюдь не уверен, что в ней всё научно, ну да по нынешним временам кого это волнует?) Но позвольте, я ведь не научпоп по биологии покупал, я все же художественную литературу читать намеревался. А вот ее-то, литературы, в «Муравьях», как оказалось, нет ни на грош, не то что на полторы сотни потраченных рублей. Ни сюжета, ни стиля… да вообще ничего там нет, кроме нескольких сотен тысяч буковок, подозрительно похожих на неких насекомых. Кислятина и пустышка! Вот только не надо мне втирать про всякие там метафоры с аллегориями! Бред, знаете ли, порой выглядит аллегорично, да, но от этого не перестает быть бредом.

И если «муравьиная» линия романа хотя бы вправду любопытна, то от «человеческой» меня просто коробит. Это ж кошмар какой-то! Сначала нормальные вроде бы люди по одиночке и группами лезут сдуру в некий подвал, где, конечно же, счастливо пропадают. (Это типа детектив. Кагбэ негритята.) Потом (конечно же) оказывается, что они вовсе и не совсем пропали, а лишь частично, ибо в процессе преодоления подземных препятствий, включая решение крутейших философско-математических головоломок, почему-то вдруг принципиально и полностью переменили свои взгляды на жизнь с человечьих на муравьиные, резко и, видимо, необратимо одебилившись. Вы только представьте: люди, на поверхности вроде бы признаков помутнения разума и прогрессирующего безволия не проявлявшие, оказавшись в подземной ловушке, даже не пытаются(!) найти выход наверх. Вместо этого они искренне и единодушно предпочитают всё бросить и положить свою жизнь на алтарь общения с муравьями. Тут, на мой взгляд, скрыто куда более фантастичное допущение, нежели разумность муравьиного сообщества.

У автора очень туго с жизненной психологией. Может, он всю жизнь просидел в подвале, живых людей не встречая? А ведь, между прочим, замкнутый узкий круг особей человечьего рода – интереснейшая модель, там такие шутки бессознательное начинает выкидывать! Да и с математикой у автора тоже весьма туго. Иначе б не стал он делать культа из элементарной задачки на уровне олимпиад для 8 класса школы, превратив ее в какую-то мистическую супер-головоломку. (Четыре правильных треугольника шестью спичками — ах, держите меня, какой парадокс! Дайте два! В смысле, две. Две минуты максимум на решение любому, знакомому со стереометрией.)

Насчет Зюскинда у меня родилась-таки некая гипотеза о том, почему сей «гениальный» текст приобрел вдруг такую дикую популярность. Изучать с таких же позиций Вербера, откровенно говоря, лень. Кроме эпатирующей темы, я не нашел там ничего такого, что объясняло бы перевод на тридцать языков и продажу миллионов экземпляров. И решил считать данный факт очередной необъяснимой гримасой современного мира искусства. (Видимо, экранизация гримасы неизбежна.)

А все-таки, пожалуй, время и деньги потрачены не зря! Теперь ясно, что мое «правило отрицательной корреляции» для иностранной литературы работает столь же неукоснительно, как и для отечественной. Отныне, если роман переведен более чем на двадцать языков и выпущен общим тиражом более миллиона экземпляров — тратить на него время не буду. Читайте всю эту дрянь сами, дорогие адепты массовой моды! А я останусь неэрудированным болваном, зато буду ловить от каждой прочитанной книжки кайф!

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей