Крыс и Весельчак У
Крыс (Крысс) и Весельчак У — главные злодеи фантастических книг Кира Булычёва об Алисе Селезнёвой. Космические пираты, грабители и авантюристы.
Одни из самых популярных персонажей Булычёва, они встречаются во многих его книгах и двух экранизациях. Крыса и Весельчака У часто называют среди известных космических пиратов [1] или даже известных пиратов вообще [2] .
Содержание
Крыс с планеты Крокрыс (в некоторых книгах имя пишется как «Крысс») — «правая рука» Весельчака У. Способен менять облик по своему усмотрению. Часто принимает обличье своих врагов, чтобы обмануть их друзей. Крыс неуловим, он постоянно сбегает из заключения благодаря своим способностям.
Истинный облик Крыса и его способности описаны в разных книгах по-разному [3] [1] . В книге «Путешествие Алисы» он меняет телесные оболочки, как Фантомас — маски, а под оболочками скрывается обитатель с планеты Крокрыс, чьё население истребило друг друга в междоусобных войнах. Это насекомое с мохнатыми ногами, круглым тельцем и острыми тонкими клешнями, похожее на скорпиона. На спине у него небольшие крылья, но летает он плохо, крылья нужны крокрысам для того, чтобы жужжать и оглушать противника. Кроме того, у Крыса есть хвост с ядовитым жалом на конце, правда, действует этот яд только на других крокрысов. В книге «Сто лет тому вперёд» вдобавок к оболочкам он может создавать иллюзии, благодаря чему мог работать кинодублёром. Утверждал, что может создавать фальшивые деньги, но Весельчак У сомневался в стабильности иллюзии на расстоянии. В повести «Миллион приключений» Крыс — метаморф, полностью меняющий свой облик по желанию, обычно принимая облик маленького худого человека. В «Детях Динозавров» облик умеет менять не только Крыс, но и Весельчак У, и, теоретически, кто угодно — достаточно принять специальную таблетку. Некоторая попытка установить «канон» предпринята Булычёвым в книге «Война с лилипутами»: Крыс — настоящий метаморф, его истинный облик всё-таки «скорпион», но другим он предпочитает являться в виде маленького, худенького, печального человека.
У Крыса есть мать — предыдущая атаманша шайки, которая тоже скрывается за маской. Другим она предстает в облике прекрасной молодой женщины. Она появляется только в «Миллионе приключений», хотя упоминается много раз в других книгах.
Весельчак У
Весельчак У — главарь шайки. Очень толстый лысый человечек, возможно, землянин, но точно сказать трудно, потому что, согласно роману «Гай-До», гуманоидная внешность очень распространена среди инопланетян. О его происхождении ничего не известно [4] [1] , но в повести «Сто лет тому вперед» сказано: «Он в молодости продал в рабство собственную мать на одну отсталую планету. Через какое-то время, когда он разбогател, то вспомнил о матери, полетел на ту планету и попытался её выкупить, но выяснилось что она к тому времени сама выкупила себя из рабства, стала королевой княжества Муравьиного Холма и встретила любимого сына так, что он и его корабль еле ноги унесли.». Вторично он (уже вместе с Крысом) обращался к ней за помощью после одной из своих неудач и был выгнан с позором. Какое-то время они с Крысом были врагами, но после действий Трех Капитанов и противопиратских акций правительств Галактики были вынуждены объединиться.
Трус, склонен к предательству и заискиванию перед сильными. Легко предаёт Крыса, оказавшись в руках правосудия. Своим статусом пирата он гордится (называет себя «благородным пиратом») и презирает работорговцев, таких как семейство Панченга. Заявляет, будто любит пытать и убивать, но в книгах это непосредственно не показано. Отмечают, что, несмотря на заявления Весельчака и Крыса о собственной подлости и злобности, их действия по отношению к героям вполне вписываются в образ «благородных пиратов»: они почти никогда не пытаются убить Алису или её друзей, но только захватывают в плен и угрожают [1] . А в поздних произведениях они даже несколько раз вступают с Алисой в союз против общего врага [5] .
Появления в книгах
- Первое появление Крыса и Весельчака У — в 1974 году в повести «Путешествие Алисы». Пираты захватили в плен Второго и Третьего капитанов, чтобы выпытать у них секрет абсолютного топлива. Крыс большую часть книги скрывается под маской доктора Верховцева, друга капитанов. Тайное укрытие пиратов раскрывают Алиса и её папа благодаря птице говоруну.
- В повести «Миллион приключений» (1976) пираты под командой Крыса и его Мамаши захватывают планету Брастак. Пашка и Алиса, которые были туристами на Брастаке, срывают планы негодяев. В этой повести нет Весельчака У.
- В повести «Сто лет тому вперёд» Крыс и Весельчак У пытаются завладеть миелофоном, прибором для чтения мыслей. Ради этого они преследуют Алису, перемещаясь за ней в XX век.
- В двух повестях, рассчитанных на читателей младшего возраста:
- «Королева пиратов на планете сказок» — пираты под командой Мамаши захватили планету, где живут сказочные существа. Крыс и Весельчак У похищают минимизатор (уменьшитель) из повести «Ржавый фельдмаршал».
- «Дети динозавров» — Крыс и Весельчак У пытаются похитить золотые яйца динозавров с планеты Стеговия.
- Последнее появление парочки пиратов — в повести «Война с Лилипутами». Здесь пожилые Крыс и Весельчак У уже отошли от дел и стали владельцами Пиратской планеты — надежного укрытия для всех негодяев Галактики (они приобрели её у банды Трёхглавого Кавра). Они занимаются скупкой и перепродажей награбленного другими пиратами. Прежняя вражда к Алисе уже в прошлом, они встречают девочку почти с радостью и помогают героям.
Командиром является Весельчак У, но в повести «Планета для тиранов» Орел-Хохотуша говорит, что скоро приземлится корабль капитана Крыса и заберет тиранов с планеты Тишина.
В экранизациях
- В мультфильме Романа Качанова «Тайна третьей планеты» Крыс переименован в «Глота с планеты Катрук». Вместо скорпионообразного монстра он выглядит в мультфильме как гибкий гуманоид, похожий на червя. В финале пытается отравить себя какой-то красной таблеткой, но выживает и вывозится с Третьей планеты экипажем «Пегаса». Весельчак У изображён в виде очень толстого, шарообразного гуманоида с бледной кожей и большими ушами.
- В телесериале «Гостья из будущего» роль Крыса исполнил Михаил Кононов, роль Весельчака У — Вячеслав Невинный. В сериале оба пирата наделены способностью свободно менять облик. Фигурируют почти исключительно в человеческом облике, а свою истинную внешность демонстрируют только в первой, во второй и последней сериях (гуманоиды со сморщенными, словно оплавленными лицами) [6] . Кроме того, в этом фильме именно Крыс, судя по его поведению по отношению к партнеру, является главарём, а Весельчак У — его помощником.
Примечания
- ↑ 1234Александр ГагинскийВеселый Роджер в небе. Космические пираты // Мир фантастики. — 2011. — № 9. — С. 106-110.
- ↑ Fanbio.ru. Самые известные пираты в кино и литературе
- ↑Крыс — энциклопедия «Романтики.ru»
- ↑Весельчак У — энциклопедия «Романтики.ru»
- ↑Сергей ЛобовСказка о будущем. Алиса Селезнёва // Мир фантастики. — 2009. — № 7. — С. 115-119.
- ↑«Гостья из будущего». Пираты XXI века.
Персонажи | Алиса Селезнёва • Пашка Гераскин • Профессор Селезнёв • Громозека • Крыс и Весельчак У • Механик Зелёный • Говорун • Рррр • Вертер |
---|---|
Книги Кира Булычёва | Девочка, с которой ничего не случится · Заповедник сказок · Козлик Иван Иванович · Путешествие Алисы · День рождения Алисы · Миллион приключений · Лиловый шар · Пленники астероида · Ржавый фельдмаршал · Конец Атлантиды · Гай-до · Город без памяти · Сто лет тому вперёд · Алиса и крестоносцы · Древние тайны · Пашка-троглодит · Чулан Синей Бороды · Опасные сказки · Звёздный пёс · Подземная лодка · Планета для тиранов · Вампир Полумракс · Война с лилипутами · Узники «Ямагири-мару» |
Места | Шелезяка • КосмоЗоо |
Техника | Миелофон |
Экранизации | Тайна третьей планеты (1981) • Гостья из будущего (1984) • Лиловый шар (1987) • Остров ржавого генерала (1988) • Узники «Ямагири-мару» (1988) • День рождения Алисы (2009) • Приключения Алисы. Пленники трёх планет (2011) |
Игры | Путешествие Алисы (2005) • Тайна третьей планеты (2005) |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Гостья из будущего (телесериал) — Гостья из будущего Гостья из будущего Обложка DVD Жанр фантастика, мелодрама Режиссёр Павел Арсенов Сценарист … Википедия
Гостья из будущего (фильм) — Гостья из будущего Гостья из будущего Обложка DVD Жанр фантастика, мелодрама Режиссёр Павел Арсенов Сценарист … Википедия
Война с лилипутами — Автор: Кир Булычёв Жанр: Фантастика, детская литература Язык оригинала … Википедия
Тайна третьей планеты — Обложка DVD Тип мультфильма рисованный Жанр … Википедия
Сто лет тому вперёд — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Путешествие Алисы — Алиса и три Капитана, Тайна третьей планеты … Википедия
Приключения Алисы — … Википедия
Война с Лилипутами — Автор: Кир Булычёв Жанр: Фантастика, детская литература Язык оригинала: Русский Оригинал издан: 1989 Оформление: Евгений Мигунов … Википедия
Список персонажей книг Кира Булычёва об Алисе — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Источник
Война с лилипутами (с иллюстрациями) (53 стр.)
— Выпить, закусить, с девушкой потанцевать, — ответил пират.
— Но у вас, наверное, есть консерватория и театры? — спросил Вага, который до этого момента молчал — переживал унижения, которым ему пришлось подвергнуться в лапах адмирала Панченги.
— Чего? — не понял вопроса пират.
— Малыш шутит! — воскликнул его товарищ, и оба долго смеялись шутке молодого индейца.
Огромное кладбище кораблей закончилось, но не закончилась свалка. Пираты охотно объяснили, что с захваченных кораблей снимают все ценное, а пустые ящики и контейнеры сваливают у дворца, может, еще пригодятся.
Тем временем танки и бронетранспортеры добрались до дворца. Дворец оказался громадным зданием из желтого мрамора, окна в нем были лишь на третьем этаже и выше, а вход представлял собой дуло гигантской пушки. Пираты объяснили, что пушка эта — вовсе не декорация, а самое настоящее орудие калибром в три метра. Там в глубине есть снаряд. И если в эту дверь войдут враги, пушка выстрелит, и тогда враг верхом на снаряде улетит в небеса.
Один за другим танки въехали в дуло пушки и, миновав метров сто по сверкающему металлическому туннелю, оказались перед открытым отверстием, куда уже свернул первый танк. Последовав за ним, бронетранспортер остановился в обширном зале — вестибюле пиратского дворца.
Овальное помещение размером с футбольный стадион было уставлено танками, бронетранспортерами и другими военными машинами, а поближе к стенам высились груды ящиков и контейнеров.
Весельчак У и Крыс уже вылезли из своего танка и поджидали гостей. Весельчак У был грузным, толстым, с круглым, даже симпатичным и добрым лицом, что совсем не соответствовало его коварному и подлому характеру. Крыс принял облик молодого человека с золотистыми кудрями, спадающими на плечи. Только глаза у него были свои, крысиные, их ведь ничем не изменишь.
— Добро пожаловать, — сказал он. — Сейчас вас проводят в отведенные вам покои, накормят, правда, не очень хорошо, потому что у нас опять трубы прорвало и клубничные плантации затопило. А потом, когда отдохнете, вы мне расскажете, что же вас привело в наши отдаленные края. Ведь, наверное, не только туризм?
Тут Крыс расхохотался, и Весельчак У вторил ему. Но глаза у пиратов оставались холодными и трезвыми. Им на самом деле было интересно, зачем прилетели к ним люди, но показывать своих опасений они не хотели.
— Мы совсем не устали, — сказал Вага Бычий Хвост. — Нам бы скорей освободить родителей моей любимой Заури, и мы от вас улетим.
Алиса хотела дернуть Вагу за рукав, чтобы он не говорил лишнего. Чем меньше пираты будут знать, тем лучше. Но раз уж не успела остановить рвущегося к подвигам юношу, ничего не поделаешь.
— Это становится интересным, — сказал Весельчак У. — Оказывается, вы к нам прилетели по делу?
— По делу, — согласился Пуччини-2. — Но прежде чем обсуждать важные проблемы, нам бы хотелось привести себя в порядок. У меня до сих пор все лицо в клее от этой паршивой ленты.
— Разумеется, разумеется! — Весельчак У постарался поклониться, но живот ему не позволил этого сделать. — Отдыхайте, мойтесь, пейте минеральную воду! Не спешите. Мы будем покорно ждать наших друзей, новых и старых, в музыкальном салоне нашего дворца. Отвести гостей в парадную туалетную залу!
Крыс сделал знак пиратам, и те повели гостей по узкому высокому коридору, кое-как освещенному голыми электрическими лампами. Процессия остановилась у грязной, некогда белой двери. Старший пират, прикрывая спиной дверь, набрал на ее замке комбинацию цифр, и со страшным скрипом она отворилась. Внутри горел яркий свет.
— Заходите, делайте что надо, — сказал пират. — Мы за вами придем.
Он пропустил Алису и мужчин внутрь, захлопнул дверь, и гости остались одни.
Они стояли в типичном общественном туалете, каких на Земле уже не осталось, но которые еще встречаются порой на некоторых отсталых планетах. С одной стороны к кафельной стене были прикреплены чугунные умывальники, а вдоль стены напротив тянулись кабинки с унитазами. Из кранов капала или лилась вода, пол был скользким, в углах — паутина.
Полотенце было одно на всех, и то сомнительной чистоты.
— Это и есть дворец? — спросил Вага, ни к кому не обращаясь.
— Я думаю, — сказал Пуччини, — что в покоях хозяев дворца ванные комнаты устроены получше.
— Я отказываюсь мыться в таких условиях! — заявил Вага. — Я житель цивилизованной Земли, а не дикарь какой-то.
— Я советую вам не капризничать, — возразил Пуччини. — Нас с вами никто сюда не приглашал. Если вам такое обращение нравится меньше, чем полет на корабле адмирала Панченги, то, наверное, вы сможете туда вернуться!
— Еще чего не хватало! — обиделся Вага, который не любил неприятной правды.
Алиса между тем открыла кран и стала ждать, пока стечет ржавая вода. Дверь приоткрылась, и в ней показалась физиономия пирата.
— Ну, скоро вы там? — спросил пират. — Мы заждались!
Хотя прошло всего две минуты с тех пор, как Алиса вошла в эту комнату.
Глава 3 Музыкальный салон барабанов
Минут через двадцать (больше охранники не пожелали ждать) Алиса, Пуччини и возмущенный Вага Бычий Хвост прошли другим, тоже узким коридором в другую часть дворца. На этот раз коридор вывел их к лестнице, по которой они поднялись на следующий этаж, в длинный зал, освещенный дневным светом, проникавшим сквозь стрельчатые окна. На этом этаже было более оживленно, то и дело встречались пираты, а то и слуги или просто люди непонятного звания и назначения. Они прошли мимо кухни, где на широких плитах стояли кастрюли, а повара в белых колпаках помешивали в них половниками. И эта кухня была бы точно такой же кухней, как на любой нормальной планете, если бы на колпаках поваров не были вышиты черными нитками черепа и кости.
Алиса выглянула в окно — оно выходило во двор дворца, где среди редких деревьев и кустов стояли пушки, танкетки и даже вертолет. По двору по направлению к дворцу решительно следовали папа и сын Панченги, а также Боевая Подруга. Они были недовольны и не скрывали своего плохого настроения.
Шедший впереди пират толкнул двустворчатую дверь, и перед Алисой открылась большая комната, стены которой были покрашены в оранжевый цвет.
— Музыкальный салон! — объявил пират.
Алиса увидела, что на полу комнаты, а также на нескольких столах стояли или лежали различного размера и формы барабаны и тамтамы. Крыс сидел на табурете перед громадным барабаном, втрое больше его самого, а перед стоявшим в другом углу Весельчаком У выстроились в ряд мал мала меньше двенадцать барабанчиков, перетянутых посередине ремешками, словно старинные красавицы в широких юбках.
При виде Алисы Крыс бухнул колотушкой по барабану, и утробный глухой грохот прокатился по дворцу. Вторя ему, Весельчак У дробно и часто принялся колотить по барабанам, словно по паркету бежало стадо оленей.
Вага Бычий Хвост заткнул уши, но Алиса и Пуччини, имевшие куда больший жизненный опыт, понимали, что каждый человек имеет право заниматься искусством и не следует делать вид, что тебе его занятия отвратительны.
Крыс бухал по большому барабану, Весельчак У молотил по маленьким, а Алиса подумала: как же мы мало знаем людей, включая собственных врагов. Всю свою сознательную жизнь она борется с пиратами, казалось бы, видела их уже много раз, но никогда не задумывалась, есть ли у них увлечения, слабости и чудачества. Ведь именно из этого состоят люди. Если человек любит стучать на барабане, то он еще не совсем потерян для Галактики. Он не автомат и не машина.
Видно, то же самое подумал и Пуччини-2. И когда последние гулкие удары прокатились по комнате, а исполнители опустили палочки и колотушки и с трудом перевели дух, не в силах сдержать удовлетворенных улыбок, он захлопал в ладоши и закричал:
Алиса поддержала его. Она тоже хлопала в ладоши. А Вага громко спросил:
— Вы что, с ума посходили?
И Весельчаку У, который услышал эти неприятные слова, стало так грустно, что он поморщился, как будто нечаянно разжевал лимон, а в глазах у него блеснула ненависть к юному индейцу.
— Спасибо! — искренне произнесла Алиса. — Я совсем не ожидала, что вы устроите здесь оркестр.
— В самом деле понравилось? — спросил Крыс, поправляя золотые кудри.
«Как жаль, — подумала Алиса, — что я знаю, как он выглядит на самом деле. Он похож на настоящую крысу и притом смахивает на скорпиона. Может быть, для своей мамы он был самым изящным и очаровательным ребенком на свете, но нам, к сожалению, этого не понять».
Крыс, словно прочел ее мысли, отвернулся и насупился.
Алиса только хотела сказать ему, чтобы пират не обижался, как двери снова растворились и в музыкальный салон вошли Панченги в сопровождении Боевой Подруги. Внимание тут же переключилось на них, и Алиса вздохнула с облегчением. По крайней мере, теперь пираты забудут о нетактичных словах Ваги и слишком красноречивом взгляде Алисы.
Источник