- Литературный курс «Учись сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя»
- Дополнительные материалы в книгах В.Г. Кротова:
- Книги В.Г. Кротова о литературном творчестве для родителей и педагогов:
- Виктор кротов учусь сочинять
- Виктор Кротов — Учусь сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя
- Описание книги «Учусь сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя»
Литературный курс «Учись сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя»
Знакомьтесь: автор курса — Виктор Гаврилович Кротов, известный детский писатель и педагог, руководитель литературных студий для детей и взрослых, член Московского союза литераторов и Российского союза профессиональных литераторов, философ, поэт.
— «Этот видеокурс подготовлен для проекта «Алые паруса» и предназначен тому, кто хочет почувствовать на себе, что такое литературное творчество. Тому, кто хочет развивать выразительные возможности своей письменной речи. Тому, кто хочет дружить с русским языком.
Курс основан на авторской ТЖ-методике (тормошение жанром), которая уже больше пятнадцати лет применяется на нескольких литературных студиях для детей и взрослых. На этих студиях никогда не бывает скучно.
Каждое занятие сопровождается незаданием: его можно не делать. Но можно и делать, чтобы практически осваивать то, о чём идёт речь.
Мне было очень интересно подготовить этот курс. Надеюсь и тебе будет интересна каждая из наших двенадцати встреч».
Литературный курс «Учись сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя» адресован детям 10-15 лет. Но безусловно будет интересен и взрослым.
Дополнительные материалы в книгах В.Г. Кротова:
В простой выразительной форме рассказано о письменном творчестве, о его смысле и о возможностях, о том, что такое стихи и проза, какими жанрами лучше всего пользоваться, когда начинаешь сочинять. Даны разнообразные практические советы. Цель книги — помочь ребёнку, чувствующему желание сочинять, и пробудить способности в том, в ком они пока дремлют. В основу книги положена оригинальная авторская методика, подтверждённая многолетним опытом работы двух литературных студий.
Книга о литературном творчестве для подростков десяти-четырнадцати лет. В живой диалоговой форме, с привлечением сказочного героя, то и дело спорящего с автором, говорится о сути и основных принципах сочинительства. Идёт разговор о небольшом количестве «полезных жанров» — известных и малоизвестных, — позволяющих достичь наилучшего самовыражения. Приведены шутливые законы с мнемоническими сокращениями для запоминания. В качестве примеров в книгу включены десятки небольших произведений подростков.
Книга о литературном творчестве для молодёжи и взрослых. Главная мысль: каждый может написать свою книгу, и она неизбежно должна стать уникальной, как уникален и сам человек. Какие опорные свойства присущи тому или другому жанру, как нащупать свой жанр, как работать с написанным произведением, как искать издателя — эти и многие другие вопросы рассмотрены в чётких формулировках, ничем не ограничивающих подлинную творческую свободу, но позволяющих реализовать её с максимальной эффективностью.
Этот экспресс-курс был подготовлен специально для занятий по писательскому мастерству, проведённых в рамках семинара для христианских детских писателей. Этот материал не является изложением общепринятых знаний в области литературного творчества. Автор опирался на собственный опыт проведения многочисленных занятий в различных литературных студиях и на мастер-классах.
Книги В.Г. Кротова о литературном творчестве для родителей и педагогов:
Книга адресована тем родителям, чьи дети проявляют литературные склонности, а также тем, кто хочет расположить ребёнка к этому виду творчества. Здесь идёт речь о том, как создавать в семье условия для воспитания вкуса к слову, как помочь в овладении письменной речью, как построить творческое сотрудничество.
Здесь собран богатейший методический и практический материал по ведению литературной студии как для детей, так и для взрослых. Приведены многочисленные вопросы для «литературных разминок», около 150 литературных игр. Даны планы большого числа занятий по важным темам. Особое внимание уделено тому, как создать на студии атмосферу живого творчества, как избежать чисто ремесленного подхода к литературной работе, как развивать самобытную креативность, не прибегая к навязыванию своих ценностей.
Источник
Виктор кротов учусь сочинять
ДЕТИ ДОМА. ДЕТИ ЧИТАЮТ запись закреплена
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КУРС ДЛЯ ДЕТЕЙ «УЧИСЬ СОЧИНЯТЬ. КАК СТАТЬ ПИСАТЕЛЕМ»
ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ
Литературный курс «Учись сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя» адресован детям 10-15 лет. Но безусловно будет интересен и взрослым. Автор курса — Виктор Гаврилович Кротов (http://www.labirint.ru/authors/34142/?p=12321), известный детский писатель и педагог, руководитель литературных студий для детей и взрослых, член Московского союза литераторов и Российского союза профессиональных литераторов, философ, поэт. Курс основан на авторской ТЖ-методике (тормошение жанром), которая уже больше пятнадцати лет применяется на нескольких литературных студиях для детей и взрослых. На этих студиях никогда не бывает скучно.
Каждое занятие сопровождается незаданием: его можно не делать. Но можно и делать, чтобы практически осваивать то, о чём идёт речь.
Первое занятие называется «Что такое сочинять. Краски писателя».
На первом занятии состоится знакомство с писателем Виктором Гавриловичем Кротовым. Он расскажет о письменной речи: её значении для человека; о том, что сочинительство — это путешествие в смысл слова. Поведает о красках, которые есть у писателя и с помощью которых он создает свои образы — нарисованные словами картины.
= Три незадания к первому занятию:
1. Попробуй составить ОГЛАВЛЕНИЕ к своему, пусть небольшому, «СОБРАНИЮ СОЧИНЕНИЙ»: то есть перечисли в особом файле всё, что ты успел к сегодняшнему дню сочинить. Даже если ты ничего никогда не сочинял, что ж – придумай небольшой рассказик или сказочку. Пусть это будет первая строчка в оглавлении твоего «собрания». Не оставаться же ему пустым.
2. Постарайся, чтобы всё тобой написанное было введено в компьютер и хранилось в особой папке – вместе с оглавлением. Продублируй эту папку (запиши на диск или на специально выделенную для этого флешку).
3. Подбери к каждому из слов ЯБЛОКО, ЧУДО, ЛЕНЬ самые привычные для них эпитеты. Хотя бы по три-четыре эпитета для каждого. А после этого найди для каждого из этих трёх слов СВОЙ эпитет, подходящий к слову, но непривычный, не очень-то употребительный. Кстати, можно придумать самому и ДРУГИЕ СЛОВА, к которым опять подобрать привычные эпитеты и свой, необычный. Можешь считать это таким расширенным упражнением, а лучше – игрой.
Источник
Виктор Кротов — Учусь сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя
Описание книги «Учусь сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя»
Описание и краткое содержание «Учусь сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя» читать бесплатно онлайн.
Книга о литературном творчестве для подростков десяти-четырнадцати лет. В живой диалоговой форме, с привлечением сказочного героя, то и дело спорящего с автором, говорится о сути и основных принципах сочинительства. Идёт разговор о небольшом количестве «полезных жанров» – известных и малоизвестных, – позволяющих достичь наилучшего самовыражения. Приведены шутливые законы с мнемоническими сокращениями для запоминания. В качестве примеров в книгу включены десятки небольших произведений подростков.
Как стать писателем хотя бы для самого себя
Виктор Гаврилович Кротов
© Виктор Гаврилович Кротов, 2017
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Здравствуй, дорогой читатель! Разреши представиться. Меня зовут Виктор Гаврилович Кротов, я писатель. Очень люблю сочинять сказки, но у меня есть и стихи, и рассказы, и даже толстые серьёзные книги. Ещё веду литературную студию «Родник» для детей и для взрослых.
Но я и сам каждый день УЧУСЬ СОЧИНЯТЬ: ведь пишешь всегда что-то новое. Вот почему так называется эта книга. И я приглашаю тебя в свою внутреннюю сочинительскую мастерскую. Чтобы поговорить об интересном и важном писательском деле.
Словом «сочинитель» иногда пользуются насмешливо, вроде как словом «выдумщик». Но давайте прислушаемся. Сочинитель – это человек, который СОединяет слова, как художник краски, в особую словесную картину. Он уЧИНяет новый порядок слов и новый их смысл.
Учиться сочинять – значит стараться соединять слова так, чтобы им было хорошо друг с другом. Чтобы с их помощью выразить свои впечатления от жизни, свои чувства, мысли и фантазии.
Неважно, сколько лет тому, кто пришёл в литературную мастерскую. Здесь есть чем заняться, сколько бы лет тебе ни было. В любом возрасте можно проявить себя в словесном творчестве.
Каждому из нас нужно быть самим собой. И сочинять нужно тоже по-своему.
Ты походишь по этой мастерской, посмотришь на моё «по-своему», а потом вернёшься к тому, что нравится тебе. Лишнее забудется, а что-нибудь полезное пригодится. Ради этого я пишу книгу, а ты её читаешь.
В книге использованы работы участников студии «Родник». Спасибо каждому за вклад в это дело. Спасибо всем, кто помогал мне в работе студии и в подготовке этой книги.
О чём здесь написано
Оглавление для ленивых
По каким-то причинам тебе, может, и не захочется читать всю книгу. Или есть для этого причины, или нет времени, или просто лень. Тогда достаточно прочитать эту главу с описанием содержания – и считать, что с книгой знаком.
Глава 1. Похвала письменному слову. Автор (которому, правда, мешает какой-то сказочный спорщик) убеждён, что умение сочинять – это волшебная палочка, с помощью которой можно сделать свою жизнь интереснее.
Глава 2. Каждому предложено испытать на себе особый литературный жанр «эссе». Это когда можно писать что хочется и как хочется. Вот это да! Почему об этом не говорят в первом классе?
Глава 3. Стихи отличаются от прозы, оказывается, только разделением текста на строки. Можно сочинять стихи без рифм и без размера. Это называется «свободный стих» или «верлибр». А ведь так каждый может стать поэтом.
Глава 4. Здесь говорится о трёхстишиях, написанных свободным стихом. Всего три строчки – и уже стихотворение? Да к тому же рифм не надо придумывать. Что-то слишком уж просто.
Глава 5. Чтобы сочинять интересно, нужно уметь охотиться. Причём очень миролюбиво: охотиться за эпитетами, сравнениями, образами и всякой такой необычной добычей. Интересно, ружьё для этого нужно?
Глава 6. Ещё один необычный жанр называется «афоризм-определение». Можно сочинить за одну минуту – и уже считается литературным произведением. И не заметишь, как писателем станешь.
Глава 7. О том, как «слушать» то, что пишешь. Звуки языка, перекличка слов, рифмы, музыка фразы. Укрощение стихии: разделение стихов на строфы, а прозы на абзацы. Другие музыкально-словесные приёмы.
Глава 8. Из рифмованных стихов выбраны самые небольшие: двустишие и четверостишие. По ним можно представить остальное. А ещё есть смешной жанр по названию «лимерик», изобретённый одним английским поэтом.
Глава 9. Сказка. Сочинительство – это вообще чудо. Но когда дело доходит до сказки – особенно. Ведь всякий, кто сочинит сказку, становится создателем своего мира. Тут много советов, как писать сказку, но потом дано разрешение писать, как захочется.
Глава 10. Чем сочинение рассказов отличается от их рассказывания? О, тут мы узнаем много важных вещей, а главное – закон трёх «У». Но неужели литературный закон может так звучать: «У-У-У».
Глава 11. Говорится о нескольких жанрах, один необычнее другого. Дневник и записные книжки – это ещё можно понять. Но кто слышал про «лектотеку» или «собрание несочинений»? Любопытно попробовать.
Глава 12. Под конец – целый чемодан полезных советов. Даже голова идёт кругом. Потом оказывается, что они вроде и не нужны, достаточно одного слова. Да к тому же это слово заменяет и всю книгу целиком. Зачем же тогда её читать? Чтобы проверить, так ли это всё? Или всё наоборот?
Чудо человеческой речи
Зачем нам сочинительство
Каждому человеку нужно уметь говорить. Кто будет с этим спорить? Только какой-нибудь совсем отчаянный спорщик. Но и он будет доказывать свою правоту с помощью слов. Будет стараться подбирать их как можно лучше.
Иначе кто же станет его слушать или читать?
А что если придумать имя этому спорщику? Пусть его зовут Орчик. Ведь спорщики часто ОРут. Но мы к нему будем относиться нежно, поэтому присоединим ласковое «чик». И тогда уже получается сказка…
Жил-был неуёмный задиристый спорщик по имени Орчик. Он всем доказывал, что людям вовсе не обязательно разговаривать, а тем более писать. Что вполне можно и без слов обходиться.
Так красноречиво всех убеждал, что вокруг него люди один за другим стали переходить с разговоров на молчание. Орчик и статьи об этом писал, и книги. Даже самого себя наконец убедил – и перестал разговаривать, да и писать.
Тут все спохватились, вздохнули с облегчением и стали жить, как прежде, со словами. И никто их больше не отговаривал от этого.
Ну вот, не успели мы ещё ни в чём разобраться, а уже началось сочинительство. Ладно, на то и мастерская. Присоединяйся, кто хочет!
Говорить, выражать свои переживания и мысли словами, – это удивительное явление. Речь делает человека человеком. Даже немому важно, что вокруг разговаривают.
Но кроме умения разговаривать есть ещё один вид словесного общения. Ещё более удивительный. Это письменная речь. Когда-то она была тоже устной, только её запоминали, заучивали наизусть, она переходила из уст в уста. Правильнее было бы называть её сохраняемой речью. Но сейчас, чтобы сохранить сказанное, мы обычно записываем его.
Записываем не только на бумаге. Ещё, например, с помощью компьютера. Есть и другие способы сохранения речи. Какие же?
Сохранённое слово становится чем-то особенным. Даже какой-нибудь пустяк, если он был записан и надолго сохранился, приобретает большое значение. Учёные очень радуются, когда выкапывают из земли старинную записку на бересте или глиняную клинописную табличку.
Но если написать о чём-то важном (хотя бы для себя самого), это уже не пустяк. Ведь мне удалось сохранить своё переживание, свою мысль – и это так здорово! Я могу перечитать написанное, вернуться в прежнее своё настроение. Могу что-то додумать и дописать. Могу изменить написанное так, чтобы стало ещё интереснее.
Когда мне было лет десять или двенадцать, у меня была одна проблема. Неважно, в чём она заключалась. Важно, что решить её мог только я сам, но мне чего-то для этого не хватало. Наверное, того, что называют силой воли.
И вот я написал сам себе обещание, что к такому-то дню обязательно решу эту свою проблему. Записочку с обещанием я положил в маленький флакон, крышку которого залил воском. Я не откупоривал флакон. Но содержание записки помнил хорошо. То, что ОНО лежит где-то написанное, очень действовало на меня, и постепенно свою проблему я решил. Записка устарела и затерялась, но мне кажется, что она существует до сих пор. Не для меня, а для того мальчика, который живёт во мне и про неё вспоминает.
Письменное слово необходимо мне, чтобы лучше понять свой внутренний мир. И чтобы лучше понять мир внешний: лучше почувствовать вкус событий, происходящих вокруг.
Хочешь попробовать? Напиши вечером, как прошёл сегодняшний день. Какие случились события, крупные или мелкие. Какие были переживания. Что было как всегда. Что было неожиданного. Напиши как можно искреннее. А потом, позже, – просто перечитай эту запись. Завтра, через неделю, через месяц, через год. И увидишь настоящее небольшое чудо: этот день твоей жизни сохранился надолго! Можно не только перечитать. Можно записать, как ты смотришь на тот день теперь. То есть войти туда снова, уже с сегодняшним взглядом на жизнь.
Источник