О песне Цоя Муравейник
А какой смысл имеет песня «Муравейник», если не социально-политический? Может быть кто-то считает, что это любовная лирика или праздничный марш? Кому-то ещё непонятно, что это острая политическая сатира на современное Виктору перестроечное общество, а не добренький юмор?
Как понимать слова Виктора:
«Я не умею писать о любви,
Я не умею писать о цветах,
А если я пою, значит, я вру.
Я не верю сам, что всё это так».
О чём эти слова? — Давайте говорить что Виктор врал, когда он сам пел, что не умеет «петь о любви»!
Это же будет очень логично. Но ведь у него же есть «Восьмиклассница», «Братская любовь», «Проснись — это любовь», «Сосны на морском берегу», «Когда твоя девушка больна».
Я это четверостишие понимаю только так, что Виктор не хотел «писать о любви» и «цветах» в лицемерном обществе, где всё не так, как надо. Потому не хотел он врать, что социально-политические вопросы не были чуждыми для него, как они чужды для многих «жрецов» и «жриц» современности и особенно в андеграундной приспособленческой среде.
«Процент сумасшедших на данный час» где? — В перестроечном обществе. «Деньги не лезут в карман» у кого? — У советских людей. «Утром вставать кому?» — Рабочим и технической интеллигенции.
А само название песни «Муравейник»?! Что, Цой о муравьях пел? — Нет, о людях в социуме, который свободных когда-то людей превратил в муравьёв, без собственного жизненного пути и воли.
Начинается новый день ,
И машины туда-сюда.
Если солнцу вставать не лень,
И для нас значит ерунда.
Муравейник живёт:
Кто-то лапку сломал — не в счёт,
А до свадьбы заживёт,
А помрёт, так помрёт.
ПРИПЕВ: Я не люблю, когда мне врут.
Но от правды я тоже устал.
Я пытался найти приют,
Говорят, что плохо искал.
И я не знаю, каков процент
Сумасшедших на данный час.
Но если верить глазам и ушам —
Больше в несколько раз.
И мы могли бы вести войну
Против тех, кто против нас.
Так как те, кто против тех, кто против нас,
Не справляются с ними без нас.
Наше будущее — туман.
В нашем прошлом то ад, то рай.
Наши деньги не лезут в карман.
Вот и утро — вставай. ПРИПЕВ:
А вот о муравейнике у святителя Феофана Затворника: «Сами себя будем делать достойными небесного водительства, через смиренную покорность богоучреждённому на земле порядку. Надо войти в дух его и во всём надо всеусердно быть внимательными и послушными к указаниям и распоряжениям Отца нашего, попечительного о нас. а общие единодушные труды из всех нас сделают как бы один муравейник. «
Как видим между муравейником св. Феофана и муравейником Цоя есть большая разница! В корне различное понимание свободы и труда, исходящее из глубочайшего расхождения в основах мировоззрения.
Кто же прав? Булат Окуджава со своим «простым» религиозным муравьём, которому «нужно на кого-нибудь молиться, вдруг захотелось в ноженьки валиться — поверить в очарованность свою» и св.Феофан, или Виктор Цой?
Кто ближе к социуму и экономической западной цивилизации, а кто к свободе и любви в искреннем нравственном общении ближних?
Кто пребывает на Древе Жизни с порядковым номером и группой крови на рукаве, а кто в машинах, и сам как машина «туда-сюда» всегда готов делать, что прикажут?
Мало того, что Виктор входит в спор с религиозным пониманием социума, он ещё прямо полемизирует со словами Евангелия.
У Матфея: » Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и лживых» (гл.5, ст. 45), а у Виктора Цоя: «Раз уж солнцу вставать не лень, и для нас, значит, ерунда».
Какая же во всём этом жалком социальном «устроении жизни» бессмыслица! В мелочных заботах хлопочут о своём личном благе мелкие, как муравьи, люди — и если и устроятся в «этой » жизни , или помрут — их не заметят.
А в припеве о том, что «если верить глазам и ушам» в разы с каждым годом увеличивается количество тех, кто в погоне за благами социума сходит с своего ума и теряет нравственность, которая «не в счёт» в современном образе жизни, где «наше будущее — туман», а в прошлом, либо превозношение до райских высот всякой гнусности, либо низвержение во ад всякой правды.
Кто-то сверху пользуется и ложью и правдой, и нет спасения от власти социума, нет приюта — некуда скрыться от вездесущей лжи и лести начальству.
Рай с коммунистами в прошлом так же лжив, как и ад с «правыми» — с которыми окончательно утеряна Мера — деньги не лезут в карман, а это означает — иди и с утра работай на кого-то.
Виктор поёт о том, что он не любит ложь, но ещё больше устал от «правды», угодной подлецам — любителям подлога.
Единственная «правда» состоит в том, что «вот и утро — вставай» — пора идти и продавать себя со всеми потрохами на работе, чтобы существовать, приспосабливаясь к социуму, — «становясь человеком», хватая других, менее ловких, за горло, «ставя им ногу на грудь».
Можно, конечно, воевать, но не с кем, всё погрязло в обмане, используется под себя, как левыми, так и правыми.
Вот по этой формуле «так как те, кто против тех, кто против нас, не справляются с ними без нас» и произошли августовские события 1991 года, когда одураченный народ поддержал Ельцына против ГКЧП.
Виктор Цой «как в воду глядел» на то, что должно было произойти и очевидно уже происходило на его глазах.
Цой не искал «приют» среди тех, кто обманывал и окрадывал «свой» народ. По мнению Виктора, нужно было ещё разобраться, против кого вести войну. Это необходимо было потому, что советские люди слишком уж привыкли к тому, что враг их — партийная номенклатура, а дело в то время было гораздо сложнее.
«Дети минут» были куда опаснее.
А теперь, мало ли кто и о чём говорит с кем-либо на кухне, тщась приспособить под собственное завистливое обывательское восприятие Цоя?
Что касается г-на А.Житинского, то на вопрос журналистки Светланы Евсюковой киевского модного журнала «Е-motion/internet — глянец»: «Как Вы думаете, о чём сейчас пел бы Цой, если бы он остался жив?» — почтенный мэтр ответил: «Если бы Цой остался жив, он был бы сейчас толстым обрюзгшим мужиком, приближающимся к 45 годам. И пел бы песенки о любви, довольно нелепые в этом возрасте. Слава Богу, мы не знаем его таким. Он навсегда остался трагическим молодым романтиком и ценою жизни спас своё имя и свои песни. Впрочем, скорее всего, он просто ничего бы не пел».
Ну и что ? Многим так удобно думать, только признаться не хотят. Славят «Витю» и хоронят великого поэта и композитора. Вот именно после того, как г-н Житинский дал такое замечательное интервью, он и решил написать книгу «Цой forever». где и осуществил свой замысел до конца.
Источник
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
КИНО — «Муравейник» (В. Цой)
Входит в альбом «Черный альбом» (1990)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
Как удалось узнать, художнику Василию Гаврилову (скончавшемуся 2 мая 2002 года), который вкупе с Евгением Ганеевым занимался реставрацией, оформлением и выпуском материалов «КИНО», кто-то передал кассету, взятую когда-то у Наталии Разлоговой…
Андрей Дамер:
Он (Василий Гаврилов) меня удивил, рассказав об истории последних «летних» записей Цоя. Это акустика, потом целиком вошла в диск «Последние записи» («Сосны», «Вопрос», «Малыш», «Муравейник» и т. д.). Гаврилов говорил, что эту запись дала Наташа Разлогова. Песню «Муравейник», он утверждал, Цой пел несколько раз. То есть спел один раз. Плохо. Другой. Третий. Раз пять пел (нам известен только один вариант).
Рабочая демозапись, сделанная на портастудии «Yamaha MT-44D» летом 90 года в посёлке Плиеньциемс под Юрмалой, Латвия СССР:
Виктор Цой — Муравейник (акустика) 1990
_______________________________________________________________________
D A
Начинается новый день
Hm G A
И машины туда-сюда…
Раз уж солнцу вставать не лень,
И для нас, значит, ерунда.
Муравейник живёт,
Кто-то лапку сломал — не в счёт,
А до свадьбы заживёт,
А помрёт, так помрёт.
G A
Я не люблю, когда мне врут,
D Hm
Но от правды я тоже устал,
Я пытался найти приют,
Говорят, что плохо искал.
И я не знаю, каков процент
Сумасшедших на данный час,
G A
Но, если верить глазам и ушам —
D
Больше в несколько раз…
И мы могли бы вести войну
Против тех, кто против нас,
Так как те, кто против тех, кто против нас,
Не справляются с ними без нас.
Наше будущее — туман,
В нашем прошлом то ад, то рай,
Наши деньги не лезут в карман,
Вот и утро, вставай.
_______________________________________________________________________
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий
Источник
Новое в блогах
О песне Цоя «Муравейник»
А какой смысл имеет песня «Муравейник», если не социально-политический? Может быть кто-то считает, что это любовная лирика или праздничный марш? Кому-то ещё непонятно, что это острая политическая сатира на современное Виктору перестроечное общество, а не добренький юмор?
Как понимать слова Виктора:
«Я не умею писать о любви,
Я не умею писать о цветах,
А если я пою, значит, я вру.
Я не верю сам, что всё это так».
О чём эти слова? — Давайте говорить что Виктор врал, когда он сам пел, что не умеет «петь о любви»!
Это же будет очень логично. Но ведь у него же есть «Восьмиклассница», «Братская любовь», «Проснись — это любовь», «Сосны на морском берегу», «Когда твоя девушка больна».
Я это четверостишие понимаю только так, что Виктор не хотел «писать о любви» и «цветах» в лицемерном обществе, где всё не так, как надо. Потому не хотел он врать, что социально-политические вопросы не были чуждыми для него, как они чужды для многих «жрецов» и «жриц» современности и особенно в андеграундной приспособленческой среде.
«Процент сумасшедших на данный час» где? — В перестроечном обществе. «Деньги не лезут в карман» у кого? — У советских людей. «Утром вставать кому?» — Рабочим и технической интеллигенции.
А само название песни «Муравейник»?! Что, Цой о муравьях пел? — Нет, о людях в социуме, который свободных когда-то людей превратил в муравьёв, без собственного жизненного пути и воли.
Начинается новый день ,
И машины туда-сюда.
Если солнцу вставать не лень,
И для нас значит ерунда.
Муравейник живёт:
Кто-то лапку сломал — не в счёт,
А до свадьбы заживёт,
А помрёт, так помрёт.
ПРИПЕВ: Я не люблю, когда мне врут.
Но от правды я тоже устал.
Я пытался найти приют,
Говорят, что плохо искал.
И я не знаю, каков процент
Сумасшедших на данный час.
Но если верить глазам и ушам —
Больше в несколько раз.
И мы могли бы вести войну
Против тех, кто против нас.
Так как те, кто против тех, кто против нас,
Не справляются с ними без нас.
Наше будущее — туман.
В нашем прошлом то ад, то рай.
Наши деньги не лезут в карман.
Вот и утро — вставай. ПРИПЕВ:
А вот о муравейнике у святителя Феофана Затворника: «Сами себя будем делать достойными небесного водительства, через смиренную покорность богоучреждённому на земле порядку. Надо войти в дух его и во всём надо всеусердно быть внимательными и послушными к указаниям и распоряжениям Отца нашего, попечительного о нас. а общие единодушные труды из всех нас сделают как бы один муравейник. «
Как видим между муравейником св. Феофана и муравейником Цоя есть большая разница! В корне различное понимание свободы и труда, исходящее из глубочайшего расхождения в основах мировоззрения.
Кто же прав? Булат Окуджава со своим «простым» религиозным муравьём, которому «нужно на кого-нибудь молиться, вдруг захотелось в ноженьки валиться — поверить в очарованность свою» и св.Феофан, или Виктор Цой?
Кто ближе к социуму и экономической западной цивилизации, а кто к свободе и любви в искреннем нравственном общении ближних?
Кто пребывает на Древе Жизни с порядковым номером и группой крови на рукаве, а кто в машинах, и сам как машина «туда-сюда» всегда готов делать, что прикажут?
Мало того, что Виктор входит в спор с религиозным пониманием социума, он ещё прямо полемизирует со словами Евангелия.
У Матфея: » Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и лживых» (гл.5, ст. 45), а у Виктора Цоя: «Раз уж солнцу вставать не лень, и для нас, значит, ерунда».
Какая же во всём этом жалком социальном «устроении жизни» бессмыслица! В мелочных заботах хлопочут о своём личном благе мелкие, как муравьи, люди — и если и устроятся в «этой » жизни , или помрут — их не заметят.
А в припеве о том, что «если верить глазам и ушам» в разы с каждым годом увеличивается количество тех, кто в погоне за благами социума сходит с своего ума и теряет нравственность, которая «не в счёт» в современном образе жизни, где «наше будущее — туман», а в прошлом, либо превозношение до райских высот всякой гнусности, либо низвержение во ад всякой правды.
Кто-то сверху пользуется и ложью и правдой, и нет спасения от власти социума, нет приюта — некуда скрыться от вездесущей лжи и лести начальству.
Рай с коммунистами в прошлом так же лжив, как и ад с «правыми» — с которыми окончательно утеряна Мера — деньги не лезут в карман, а это означает — иди и с утра работай на кого-то.
Виктор поёт о том, что он не любит ложь, но ещё больше устал от «правды», угодной подлецам — любителям подлога.
Единственная «правда» состоит в том, что «вот и утро — вставай» — пора идти и продавать себя со всеми потрохами на работе, чтобы существовать, приспосабливаясь к социуму, — «становясь человеком», хватая других, менее ловких, за горло, «ставя им ногу на грудь».
Можно, конечно, воевать, но не с кем, всё погрязло в обмане, используется под себя, как левыми, так и правыми.
Вот по этой формуле «так как те, кто против тех, кто против нас, не справляются с ними без нас» и произошли августовские события 1991 года, когда одураченный народ поддержал Ельцына против ГКЧП.
Виктор Цой «как в воду глядел» на то, что должно было произойти и очевидно уже происходило на его глазах.
Цой не искал «приют» среди тех, кто обманывал и окрадывал «свой» народ. По мнению Виктора, нужно было ещё разобраться, против кого вести войну. Это необходимо было потому, что советские люди слишком уж привыкли к тому, что враг их — партийная номенклатура, а дело в то время было гораздо сложнее.
«Дети минут» были куда опаснее.
А теперь, мало ли кто и о чём говорит с кем-либо на кухне, тщась приспособить под собственное завистливое обывательское восприятие Цоя?
Что касается г-на А.Житинского, то на вопрос журналистки Светланы Евсюковой киевского модного журнала «Е-motion/internet — глянец»: «Как Вы думаете, о чём сейчас пел бы Цой, если бы он остался жив?» — почтенный мэтр ответил: «Если бы Цой остался жив, он был бы сейчас толстым обрюзгшим мужиком, приближающимся к 45 годам. И пел бы песенки о любви, довольно нелепые в этом возрасте. Слава Богу, мы не знаем его таким. Он навсегда остался трагическим молодым романтиком и ценою жизни спас своё имя и свои песни. Впрочем, скорее всего, он просто ничего бы не пел».
Ну и что ? Многим так удобно думать, только признаться не хотят. Славят «Витю» и хоронят великого поэта и композитора. Вот именно после того, как г-н Житинский дал такое замечательное интервью, он и решил написать книгу «Цой forever». где и осуществил свой замысел до конца.
Источник