Виселица для тараканов музей утюга

Из тысяч утюгов, хранящихся в музеях разных стран, некоторые не только гладили, но и музицировали, ловили тараканов и даже агитировали против великого писателя

С горячим приветом

Девица-пресс

История утюга, как и стремление человека к уюту и красоте, уходит в глубокую древность. Племена ацтеков для облагораживания ткани использовали гладкие камни: один снизу, второй как пресс сверху — и через некоторое время одежда была в порядке. На Руси нередко на стопку влажной ткани вместо пресса усаживали девиц. Греки для придания одеждам оригинальности при помощи нагретых металлических прутиков наводили складки. Римляне от лишних складок избавлялись обычными молотками.

Прообразом современного утюга в Древнем Китае стали жаровни. В чугунный ковш с длинной деревянной рукояткой насыпали раскаленные угли — и приспособление готово. Кстати, с его помощью китайцы не только делали ткань ровной и гладкой. Высокая температура обеззараживала одежду. В других местах вместо жаровен использовали обычные сковородки.

Со временем появились литые чугунные утюги, разогреваемые на открытом огне или в горячей печи. На это уходило не менее получаса. Понадобилась и прихватка. Поэтому такие утюги стали делать с одной съемной ручкой на два основания: пока одним гладили, второе нагревалось.

На смену монолитному утюгу пришел полый: внутрь корпуса насыпались горячие угли. Чтобы они лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и, размахивая таким утюгом вперед-назад, усиливали вентиляцию. Однако эти утюги были небезопасными — искры и мелкие угольки, вылетая из жаровни, оставляли на одежде следы. Поэтому в других моделях вместо углей внутрь стали класть раскаленные чугунные болванки.


В стиле модерн.

Стеклянный утюг.

Сувенирный утюжок.

Утюг с болванкой.

А еще и мышеловка

В России утюг известен с XVII века. Первое письменное упоминание о нем датировано февралем 1636 года. В книге расходов царского двора была сделана запись: «Кузнецу Ивашке Трофимову выдано 5 алтын, а он за те деньги заделал в царицыну палату утюг железный весом 10 килограммов». В XVIII веке уже было налажено промышленное производство «духовых» утюгов.

Без утюга невозможно представить портного. У хорошего специалиста их было несколько — разных размеров. Утюжки с пол-ладони использовались для тонких тканей, ими проглаживались манжеты, шляпки, детали костюмов. Специальные образцы с пятью пальцами изготавливались для облагораживания перчаток.

Вес отдельных экземпляров доходил до 12 килограммов, ими было удобно разглаживать грубые толстые швы. И не только. Тяжелыми утюгами кололи орехи, давили чеснок, отбивали мясо. Их использовали как гнет в бочке при засолке фруктов и овощей. Более того, утюгами ловили… тараканов. В морозный день хозяева открывали настежь все окна и двери, ставили теплый утюг на печь, а сами уходили к соседям. Тараканы сбегались на тепло, заползали внутрь утюга. Потом оставалось только вынести их на улицу… Использовали утюг и как мышеловку: клали внутрь приманку, и из узкого тесного чугунного пространства грызун просто не мог выбраться.


Приспособления для разглаживания перчаток.

Спиртовой утюг.

Утюг с драгоценностями.

Толстой в… огне

В России, Украине, Беларуси, принимая гостей, часто утюги ставили рядом с самоваром, словно красивую вазу или картину. В селениях, где, как правило, на несколько десятков домов был один утюг, он символизировал богатство. Нередко демонстрировал и красоту — многие утюги были настоящим произведением искусства. Ручки и боковые части выполнялись рельефными, часто украшались орнаментами, фигурами птиц и зверей.

Для знатных особ изготавливались утюги самых причудливых форм. Делалась инкрустация медью по железу, в некоторых случаях — даже серебром. Утюги оформляли разноцветными вставками, деревянными резными ручками, драгоценными камнями. Изображения иногда несли не только эстетический, но и воспитательный смысл. Например, сохранился экземпляр с задвижкой в виде лица Льва Толстого. Это была свое­образная месть великому писателю, который активно выступал против казенной церкви и был от нее отлучен. И урок для других: вероотступник будет гореть в огне!

Читайте также:  Укол от ушного клеща для собак

Изготавливали и вовсе крошечные утюжки, сувенирные. Стоили подобные изделия дорого и составляли неотъемлемую часть домашнего быта, переходившую от родителей к детям по наследству.

Сжигать спирт?!

В конце XIX века в утюгах стали использовать газ. Небольшой баллон крепился непосредственно к прибору, а внутри соединялся с горелкой металлической трубкой. Конструкция дополнялась насосом, который мог компоноваться с вентилятором. Чтобы механизм заработал, его заводили ключом. Вентилятор начинал крутиться, насос толкал топливо из бочка по металлической трубке. Газ поджигали, тепло нагревало подошву утюга. Использование такого механизма в сравнении с тяжеловесными чугунными утюгами, конечно же, облегчало работу. Но прибавляло беспокойства: нередко происходили утечки газа со взрывами, пожарами, пострадавшими.

В начале XX века все большей популярностью стал пользоваться менее опасный спиртовой утюг. Работал он, как керосиновая лампа: спирт наливали внутрь утюга и поджигали. Разогревался утюг быстро, весил не очень много, его можно было использовать вдали от дома. Новинка массово применялась в Америке и кое-где в Европе. А вот в России широкого распространения не получила. И не только потому, что стоила по цене хорошей коровы. Сжигать спирт, который приятнее принимать внутрь, многие считали кощунством.

С электрической подпиткой

Первый электрический утюг запатентовал американец Генри Сили летом 1882 года. Основа конструкции — нагревательная дуга, расположенная между двумя угольными электродами и спрятанная внутри корпуса. Но пользоваться утюгом нужно было очень осторожно, иначе можно было получить удар током. Позже дугу с электродами заменили спиралью, которая была изолирована более надежно. Эту конструкцию производители утюгов используют и в наши дни, меняя только детали и совершенствуя механизм.

Многие десятилетия слух белошвеек и гладильщиц услаждал утюг, издававший приятные уху музыкальные мелодии.

К 30-м годам прошлого столетия в конструкции электрического утюга появился термостат, который стал следить за температурой и отключать спираль при достижении необходимого нагрева. В конце 1970-х на смену металлическим основаниям утюгов пришли стеклокерамические, значительно снизившие коэффициент трения о ткань, что существенно облегчило глажку. Для забывчивых людей сконструирован утюг, который работает только тогда, когда берутся за его ручку. Пользуется спросом световой утюг: лучи находящегося внутри корпуса инфракрасного генератора проходят через изготовленную из жаростойкого стекла подошву и попадают прямо на ткань, нагревая ее.

На солидных предприятиях стало обычным гладильное оборудование с компьютерным управлением и воздухо-паровой гладильный стол с режимом втягивания воздуха.

Многие сотни интереснейших образцов утюгов разных времен и народов можно посмотреть в музеях Гродно и Минска. Подобные собрания исторических реликвий есть в России, Украине, Латвии, США, Нидерландах, Японии. Один из самых больших музеев — французский: в нем собрано около 4000 экспонатов, включая модели XVI века. Несомненно, верный спутник человека, делающий его быт красивее и комфортнее, и дальше будет модернизироваться, совершенствоваться. А коллекции «утюжных» музеев продолжат пополняться новыми экспонатами.

Источник

elhutto

Записки Петра Петровича

А знаете, как раньше крестьяне избавлялись от тараканов? Очень просто, с помощью тараканьей виселицы.

Если тараканов разводилось в доме уж очень много, крестьянин поступал следующим образом. Выбирал особенно холодный зимний день, не топил печь, растворял все окна и двери, и уходил к соседям ночевать. А чтобы тараканы тоже не пошли ночевать к соседям, на стол ставил чугунный угольный утюг, в который клал пару угольков. Тараканы все стекались к единственному теплому месту в доме – утюгу на столе, забирались внутрь – и были таковы. Уголь прогорал, а тараканы всем скопом угорали или замерзали. Крестьянке по возвращении не нужно было даже выметать тараканов из избы, хватало лишь вытряхнуть утюг.
Но что же делать, если тараканов было столько, что в утюг они не влезали? Второго утюга ни у одного крестьянина не было – дорого. Поэтому в ход шла тараканья виселица. К ручке утюга привязывали веревочку и натягивали к гвоздику у стены, на веревочку весили ниточки с петельками, а под ниточки ставили маленькие табуреточки. Те тараканы, которым не хватило места в утюге, шли и вешались со стыда. Единственный известный автору действующий экземпляр такой виселицы находится в Музее Утюгов в городе Переславле, который мы посетили во вторник с the_great и ldora .

Читайте также:  Противно что он крыса

А в следующий раз мы вам поведаем, как с помощью утюга ловили мышей.

Источник

Знакомый незнакомец. Что нового и неожиданного узнают посетители Музея утюга в Минске

Зачем утюгу «душа», как гладить жаровней и какое отношение рыба-кит имеет к космосу? Ответы на эти и многие другие вопросы корреспондент агентства «Минск-Новости» искала в минском Музее утюга.

Это учреждение культуры одинаково увлекает и взрослых, и детей. Для большинства из них увиденное и услышанное здесь становится настоящим открытием.

За полтора года со дня появления музея (он занимает основную часть помещения Центра «Карты гостя», что в Троицком предместье) число его экспонатов увеличилось более чем в два раза. Сегодня здесь можно увидеть свыше 700 утюгов и других предметов, так или иначе связанных с процессом глажки. Как рассказал директор предприятия «Мингорсправка» Борис Васильев, экспозиция пополняется с помощью коллекционеров страны.

Минувшей весной благодаря расширению площадей в музее появились тематические зоны, — рассказала Вера Курзон, ведущий специалист Центра «Карты гостя». — Раньше в основном рассказывали об эволюции утюга, а сегодня и о разных сферах его применения, и о работе портных, модисток, швейных, шляпных, обувных мастерских…

Первое, что открывают для себя многие посетители, — неожиданно богатая история такого обыденного предмета — утюга.

Конечно, чуть обработанный булыжник утюгом назвать сложно, но наши далекие предки для разглаживания одежды использовали именно плоские камни: на одном расстилали чуть влажную одежду, другим придавливали сверху и ждали, пока ткань высохнет и исчезнет часть нежелательных складок. Древние римляне тоже использовали для глажки предмет, мало похожий на современные утюги, — металлический молоток, которым «выбивали» из ткани морщины.

На Руси, как и на территории современной Беларуси, довольно долго гладили с помощью рубеля и скалки. Экспонат, который есть в минском Музее утюга, узнают многие посетители: видели в деревнях у бабушек-прабабушек. Рубель кое-где называли еще ребраком и пральником, а скалку — вальком или качалкой.

Процесс такой глажки был сложным и утомительным: на скалку наматывали сухое белье или одежду и прокатывали ее рубелем — рифленой с одной стороны доской с ручкой на конце. Когда ткань для одежды изготавливали вручную, она была такой грубой, что ее не столько разглаживали, сколько размягчали. Говорят, по тому, насколько ловко девушка на выданье справлялась с рубелем и скалкой, судили, готова ли она к семейной жизни.

Пожалуй, эти деревянные приспособления — одни из самых живучих предметов для глажки. Но в музее узнаем, что не только они. Например, еще в IV веке до н. э. древние греки изобрели способ плиссировки одежды с помощью горячего металлического прута. Плиссе и гофре на протяжении столетий интересовали представителей самых разных слоев населения — от викингов до королевских особ. В музее есть и подобные старинные приспособления.

Как рассказала экскурсовод Юлия Ржевская, однажды она объясняла англичанину принцип работы этих предметов. Быстро догадавшись, о чем речь, он радостно вскрикнул: «А-а, Шекспир!» И изобразил на себе воротник персонажей средневековья…

За сотни лет человечество изобрело множество конструкций, видов, форм утюгов. Главное их различие — в технологии подогрева. Одни из самых древних — так называемые жаровни, которые, по некоторым данным, впервые появились в Китае. По форме похожи на ковш или глубокую сковороду.

Просеянные угли засыпали в утюг-жаровню, на нее натягивали полотно и водили таким «нагревательным прибором» по ткани, — рассказывает В. Курзон. — В нашем музее представлены японская, китайская, испанская жаровни. Смотрите — на последней выгравирована пословица, в переводе означающая: «Та, которая выдержит жар и смог утюга, выдержит и свекровь».

Долгую жизнь прожили и угольные утюги разных модификаций, внутрь корпуса которых закладывали раскаленные угли. Для лучшей тяги по бокам стали делать отверстия, некоторые даже снабжали трубой. Или размахивали ими из стороны в сторону. Позже вместо углей внутрь полого корпуса начали вкладывать раскаленную чугунную болванку. Такой вкладыш назывался «душа», причем, говорят исследователи, с ударением на первом слоге.

Читайте также:  Он лошадь скорпион она крыса близнецы

«Душу» бросали в открытый огонь — печку или костер, потом извлекали оттуда специальным прутом и вставляли в полость утюга. Такие приборы называют утюгами с «душой», так что выражения «вынуть душу», «согреть душу», «душевное тепло» изначально имели совершенно прозаическое значение и не были связаны с какими-то эмоциональными переживаниями.

В музее представлено много образцов цельнолитых утюгов, которые в прежние века разогревали на печи, а позже и на плите. Нагревались они долго, а гладить ими без прихватки было почти невозможно. Со временем для них придумали съемные ручки: пока одно чугунное основание нагревалось, другим гладили.

Кстати, как рассказали в музее, в СССР цельнолитые утюги выпускались до 60-х годов ХХ века, потому что в домах некоторых населенных пунктов долго не было электричества. Большим спросом пользовались экземпляры под названием «Рыба-кит», или «Дельфин».

Правда, не совсем понятно, почему придумали такой дизайн, ведь серия подобных предметов была выпущена в 1961 г. в честь полета Гагарина в космос.

Есть здесь и редкий для Беларуси экспонат — набор от миссис Поттс. Эта женщина в середине XIX века запатентовала в Америке утюги со съемной ручкой, что произвело фурор. Перед нами в деревянном ящичке — подставка для утюга, деревянная ручка и съемные подошвы. Одна нагревается, другой гладят, а когда она остывает, владелец подхватывает горячую и продолжает работу.

Поражают своей изысканностью приборы для аристократов, которые могли сойти даже в качестве приданого, а многие были сродни настоящим произведениям искусства. Например, у испанского латунного утюга 1895 года изготовления подставки под ручку выполнены в виде витиеватых дракончиков, у другого – в образе изящных индусок.

Такие экземпляры принадлежали зажиточным семьям и стоили очень дорого. Но даже если подобные приспособления были попроще, само их наличие в доме считалось признаком достатка и благополучия хозяев.

В противовес изысканным в музее выставлены простенькие, примитивные «рабские» утюги, в ручку которых, бывало, встраивали колокольчики, чтобы хозяин слышал, трудится рабыня или нет. Или грубые казарменные со съемными ручками, каждый килограммов по десять. Ими гладили шинели.

Здесь можно увидеть опасные газовые, а также спиртовые, керосиновые, паровые, наконец, электрические. А еще — узнать о простых вещах, ставших прототипом более сложной техники. Например, в музее представлена деревянная машина для глажки, работавшая по принципу двух вальков: между ними одежда или белье отжимались от воды и проглаживались. Этот принцип позже применялся в первых стиральных машинах.

— Посетители признаются, что даже не предполагали о существовании такого разнообразия видов утюгов — деревянных, газовых, парафиновых, спиртовых, угольных; шляпных, флутеров, утюжков для волос, от которых пошли плойки, и других, — с увлечением рассказывает об экспозиции Б. Васильев.

Неудивительно, что директор «Мингорсправки» с таким энтузиазмом говорит об утюгах: в списке коллекционеров, предоставивших экспонаты для музея, есть и его фамилия. Собирательством этих предметов он увлекается уже лет 20, с тех пор как однажды в Санкт-Петербурге купил у бабушки на «поле чудес» старенький спиртовой прибор.

В общем, если к вам приехали гости из другого города или не знаете, чем увлечь ребенка в оставшиеся дни каникул, в Музее утюга вы точно не потеряете время понапрасну. Он работает, без выходных.

Фото автора, Татьяны Гуляевой и предоставлены музеем

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей