Возможно ли избавиться от картавости взрослому

Картавость у взрослых: мне уже 20, 30, 40 лет – не поздно ли исправить картавость?

Одной из наиболее частых причин обращения к логопеду является просьба исправить «картавость». В этой статье мы поговорим о том, что же такое «картавость» и можно ли ее исправить во взрослом возрасте.

Под «картавостью» понимаются любые нарушения произношения звуков Р и Рь. Исходя из названия «картавость» — звук при этом напоминает голос вороны, т.е. он не звонкий, неприятный на слух.

В логопедии это нарушение звукопроизношения называется «ротацизм» и может проявляться в самых разных вариантах.

Обычно звук «Р» появляется к 5-6 годам, т.к. он довольно сложный для произнесения и речевые мышцы ребенка должны быть крепкими и хорошо координированными. Для правильного произнесения этого звука необходимо поднять широкий язык к верхним зубам и сильно подуть на кончик языка, тогда получится то самое желаемое дрожание (вибрация)кончика языка и человек «зарычит».

Однако в силу разных причин (слабые мышцы языка, короткая подъязычная связка, пример неправильного произношения звука в окружении и др.) самостоятельно овладеть этим сложным умением ребенок оказывается не в состоянии. Тогда в качестве замены человек ищет звук, похожий на рычание, горловой, который образуется довольно просто и даже трехлетний ребенок может его воспроизвести.

В том случае, если родители заметили эту проблему и отвели ребенка на занятия к логопеду, «картавость» уберут, т.е. научат произносить звук правильно и закрепят в речи нормативное звучание.

Однако не всегда все складывается так удачно. Очень часто в детском возрасте (до школы) картавость не удалось исправить (не было времени, возможности, желания и т.д), и взрослым людям кажется, что время уже упущено, поздно что-то менять.

Однако опыт показывает, что это совсем не так, и в 15, 20 ,30, 40 лет — все поправимо, если у человека есть сильное желание изменить свою речь и избавиться от «картавости».

Конкретные жизненные истории показывают, что картавость устранима, однако в силу индивидуальных особенностей, время и усилия по преодолению этой проблемы будут отличаться. Каждый человек уникален, неповторима и его «картавость».

Ниже мы приведем несколько реальных истории из логопедической практики по исправлению картавости во взрослом возрасте.

16 лет: на прием пришла девушка Юлия, она в детстве ходила к логопеду, но ленилась заниматься и исправить звук «р» не удалось. В старших классах школы она начала вести свой блог в интернете и поняла, что картавость ей мешает. После обследования стало понятно, что никаких физиологических препятствий для того, чтобы поставить звук, нет, но мышцы языка очень слабые. В течении 3-х недель шел этап постановки звука (артикуляторная гимнастика, дыхательная гимнастика), занятия проходили 2 раза в неделю с логопедом + дома Юля делала упражнения сама. После того, как звук «Р» был сформирован, началась его автоматизация. Было непросто, в основном из-за того, что девушка часто пропускала домашние речевые тренировки. Но через 5 месяцев после первого занятия проблема была решена. Юля научилась правильно и бегло использовать новый звук. Важно отметить, что в непростой работе над закреплением нового звука ей помогали мама и подруга. Помощь близких людей в работе над звуками, как и вообще в любых начинаниях, очень важна.

19 лет: студентка второго курса Евгения обратилась с просьбой помочь ей избавиться от картавости. Она активно участвовала в студенческих конференциях и очень стеснялась своей речи. В ходе осмотра оказалось, что Евгения может правильно произнести звук «Р», т.к. в детстве немного занималась с логопедом, но потом семья переехала в другой город и там не получилось продолжить занятия. За 6 занятий, которые растянулись на 2 месяца, т.к. у девушки была сессия, а потом каникулы, звук «Р» был полностью автоматизирован и введен в речь. Такие быстрые результаты объясняются тем, что звук Р уже был сформирован, поэтому не пришлось его ставить, и огромной работоспособностью Евгении. Каждый день по 1.5 часа она занималась дома, «рычала» по дороге в институт, т.е. использовала все возможности, чтобы потренировать новое звучание. Через 1 месяц на контрольном занятии она рассказала, что теперь не стесняется выступать и знакомиться с новыми людьми.

20 лет: студентка второго курса Александра. Была направлена на консультацию после прохождения мед. комиссии в Академии, где учится на диспетчера полетов. Девушке поставили условие – либо избавляется от картавости, либо отчисляется. Изначально была настроена очень негативно, т.к. картавость ей никогда не мешала в общении. После беседы с логопедом решила попробовать . и смогла «зарычать» на первом занятии, без спец. приспособлений, после речевой гимнастики и показа правильной артикуляции. Такой быстрый результат воодушевил девушку, она пришла на повторное занятие, а потом пропала на 1.5 месяца. После этого в течении месяца занималась очень нерегулярно, то отменяла занятия, то переносила их. После очередной беседы с логопедом выяснилось, что девушка уже психологически готова к занятиям, но при этом параллельно принимает участие в конкурсе игровых костюмов (она талантливо шьет) и сейчас у нее мало свободного времени. После завершения конкурса Александра стала регулярно заниматься и через 3 месяца звук полностью автоматизировался в речи, вопрос об отчислении из института больше не вставал.

Читайте также:  Как избавиться от горького привкуса во рту после приема антибиотиков

29 лет: Алексей, программист, был недоволен своей картавостью, т.к. она мешала работе. После осмотра выяснилось, что он неправильно произносит еще и свистящие звуки, из-за чего речь приобретает нечеткий характер. Алексей решил, что уж если исправлять речь, то всю сразу, но захотел начать именно с «картавости». Звук «Р» был сформирован быстро, за 2 занятия, а через 26 занятий полностью введен в речь. Через 1 месяц после завершения интенсивных занятий молодой человек пришел на контрольный осмотр, рассказал о своих ощущениях от нового звука. После этого мы приступили к исправлению свистящих звуков. Работа над ними прошла также легко, т.к. Алексей регулярно занимался 2 раза в неделю в центре и ежедневно тренировался дома самостоятельно.

29 лет: Артем, химик. Был недоволен своей дикцией и картавостью. Несколько уроков по дикции получил у педагога по технике речи, а за исправлением картавости обратился к логопеду. Смог зарычать на первом же занятии, после гимнастики и по подражанию правильной артикуляции. Через 2 занятий, когда звук Р был легким, началась его автоматизация, т.е. закрепление в слогах, словах, фразах. Регулярно занимался 2 раза в неделю и записывал своих тренировки на диктофон или компьютер (совет от логопеда, чтобы лучше контролировать процесс). Через 2 месяца новый звук был введен в речь и полностью автоматизирован.

35 лет: Виктор, специалист в области масс-медиа. Всю свою жизнь переживал из-за того, что не может правильно произносить звуки Р, Рь. Наконец решился и пришел на занятие. Первые 2 занятия был очень напряжен, стеснялся, что надо сидеть перед зеркалом и «кривляться» (гимнастика для мышц языка является необходимым этапом постановки правильного произношения). После того, как звук был поставлен и началась его автоматизация, расслабился и стал получать удовольствие от процесса. Занимался в течении 5 месяцев, 2 раза в неделю с логопедом и каждый день дома.

Эти истории показывают, что если у человека есть желание преодолеть свои речевые трудности и избавиться от картавости, то взрослый возраст не помеха, а плюс.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Работа в Fidem

Наша группа ВКонтакте

Наша группа в Facebook

Fidem в Instagram

Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда

Источник

Картавость – что это и как исправить?

В этой статье мы поговорим о самом распространенном нарушении звукопроизношения – картавости. Разберемся, что же это такое — «картавость», какие виды этого нарушения существуют и как эту проблему преодолеть.

Под понятием «картавость» подразумевается неправильное произношение звуков «Р, Рь». Научное название этого нарушения звукопроизношения – ротацизм.

Прежде чем говорить о видах картавости, необходимо остановиться на том, как же произносится звук «р» в норме. Звук «р» один из самых сложных, поэтому в речи он появляется к 5-6 годам и, к сожалению, очень часто произносится неправильно.

При произнесении звука «р» рот раскрыт, зубы разомкнуты, язык широкий в форме «ложечки» поднимается к бугоркам за верхними зубами, при этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Т.е. необходимо не только четко и высоко поднять язык, сделать его широким, но и очень сильно выдохнуть, чтобы кончик языка задрожал и получилось заветное «р-р-р». Если же у человека мышцы языка развиты не очень хорошо, либо он не может достаточно сильно выдохнуть, а чаще всего эти две трудности объединены, то получаются самые разнообразные искажения звучания – картавость.

Выделяют 3 основных группы картавости:

1 – звуки «р,рь» отсутствуют.

Пример: рак – ак; рыба – ыба, корова – коова.

2 – звуки «р, рь» заменяются другими звуками (чаще всего – л, ль, д, г, в).

Пример: рак – лак, дорога – довога, ромашка — гомашка и т.д.

3 – звуки «р, рь» произносятся искаженно.

Наиболее распространенный вид нарушения звуков «р, рь» – горловой, когда вибрирует не язык, а мягкое небо (велярный ротацизм) или маленький язычок – увула (увулярный ротацизм).

Существуют еще: боковой ротацизм – дрожит боковой край или края языка, а не кончик; носовой ротацизм – он редко встречается, звук произносится с носовым оттенком; кучерской или губно-губной – произносится как «тпру», дрожат губы; и одноударный ротацизм – при нем язык стоит правильно, но вибрирует очень слабо.

Читайте также:  Можно ли избавиться от гэрб навсегда

Пока ребенок маленький и осваивает произношение звуков, родителям необходимо следить за тем как говорит их малыш. Очень важно вовремя заметить «картавость» и постараться ее исправить, пока психика ребенка пластична. Если малыш правильно произносит все звуки речи и только «р» не получается (пропускает или заменяет на «л», «в»), то можно подождать до 5-6 лет, звук может появиться самостоятельно. Но! Если у ребенка есть другие нарушения звукопроизношения или звук «р» начал произноситься картаво, вероятность того, что малыш вырастет и научится правильно говорить, очень мала. Если у кого-то из родителей есть картавость, то не исключено, что ребенок будет подражать маме или папе и тоже будет картавить. Оптимальное время начала занятий по исправлению картавости у детей, если она есть, 5-5.5 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно взрослый, чтобы заниматься и к школе успеет исправить все свои трудности.

Я бы рекомендовала каждому родителю перед тем, как отправлять ребенка в школу, отвести его на консультацию к логопеду, потому что не во всех садах есть специалисты, которые могут вовремя заметить и исправить картавость. И если вдруг эта проблема обнаружится, то за время летних каникул ее можно успешно решить и сформировать правильное звукопроизношение.

Довольно часто говорят, что если в детстве не получилось избавиться от картавости, то в подростковом и взрослом возрасте уже поздно что-то делать. Верно ли это?

Практика логопедии показывает, что картавость не только можно исправить у подростков и взрослых, но и возможно сделать это довольно быстро. На консультации логопед определит вид картавости, найдет причину проблемы (какие именно мышцы языка плохо работают и т.д) и поможет научиться правильно произносить сложные звуки «р,рь». Как правило, если у человека нет нарушения тонуса мышц, то исправление картавости занимает в среднем 10-30 занятий.

Если картавость мешает вам достигать поставленных целей, вызывает стеснение при общении с окружающими, то начинайте работать над своей речью, а опытные логопедынашего центра помогут решить эту проблему.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

Источник

Коррекция картавости у взрослых

Неправильное произношение слов у многих формируется с детства и при отсутствии лечения остается на всю жизнь. Многие люди не обращают внимания на свою картавость, другие при этом ощущают дискомфорт и стеснение при общении с окружающими. Лечением картавости у взрослых занимается логопед, который с помощью специальных упражнений и гимнастики для развития артикуляционного аппарата устраняет речевой дефект.

Определение

Картавость – это неспособность человека воспроизвести четко букву «р». По статистическим данным, такое нарушение речи является наиболее распространенным среди детского и взрослого населения. Как правило, коррекцию дефекта производят в детском возрасте, когда устранить его легче. Однако многие родители не считают это патологией и не обращаются за лечением, несмотря на то, что дети в последующем испытывают трудности при общении со сверстниками.

Этиология

В нормальных условиях язык поднимается вверх к небу в районе передних зубов, и с помощью вибрации образуется звук «р». Чаще всего у взрослых людей, страдающих картавостью, нарушение речи возникло в детстве. Возможные причины при этом следующие:

  • травматическое поражение языка – дефект кончика, уздечки и др.;
  • травмы шейного отдела или гипоксия во время родов;
  • гидроцефалия или повышение внутричерепного давления;
  • патологии слухового анализатора – врожденные заболевания, воспалительные изменения, тугоухость и сниженный слух, нарушение фонематического восприятия;
  • приобретенные и врожденные нарушения прикуса;
  • отсутствие некоторых зубов;
  • непропорциональный размер челюсти – слишком длинная или короткая;
  • укороченная уздечка языка;
  • атония или паралич мышц языка;
  • неправильное формирование твердого неба;
  • задержка речевого или психического развития;
  • врожденное аномальное формирование губ – «заячья губа»;
  • генетическая предрасположенность − наличие патологии у родителей.

Другая важная причина − взросление ребенка и формирование речи в среде, где многие люди имеют нарушения слуха и произношения. В этом случае малыш с детства воспринимает искаженное звукопроизношение как правильное.

Картавость не является серьезным логопедическим заболеваниям. С помощью курсового лечения произношение звуков можно нормализовать даже во взрослом возрасте.

Классификация

Специалисты разделяют ротацизм (картавость) на несколько типов:

  • увулярная форма – когда нарушение речи происходит в результате анормальной вибрации язычка неба;
  • велярный тип – патология связана с близко расположенным корнем языка и твердым небом;
  • боковая форма – при произношении язык вибрирует в боковой части;
  • двугубный тип характеризуется только вибрацией губ;
  • проторная форма объясняется неверным взаимодействием языка и альвеол при образовании звука.

Выявление конкретной формы картавости необходимо для подбора логопедических упражнений.

Логопедическая диагностика

На начальном этапе родителям следует обратиться на консультацию к педиатру. Он проведет необходимые медицинские исследования и при необходимости порекомендует записаться на прием к логопеду, неврологу, психиатру, оториноларингологу, челюстно-лицевому хирургу или дефектологу. Список рекомендаций зависит от причины, вызвавшей нарушение речи. Обследование включает в себя: логопедические тесты на произношение «р» и других букв, определение вида дислалии, осмотр ротовой полости, оценку подвижности языка и губ, исследование электрической активности мышц.

Читайте также:  Кто ест красных тараканов

При выявлении неврологического заболевания врачи рекомендуют провести электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию мозга и оценить уровень кровотока в сосудах головы. Если причина дефекта связана с короткой уздечкой языка или патологией твердого неба, то родителей с ребенком или взрослого человека направляют к челюстно-лицевому хирургу для обсуждения хирургической коррекции.

Способы устранения речевых дефектов

Для того чтобы исправить ротацизм необходимо пройти все исследования, отыскать причину патологии и узнать у специалиста, по какому плану лечиться. Обычно, для коррекции используют терапию причины болезни (операции, реконструкции частей неба, прием ноотропных средств и витаминов группы В при неврологических болезнях, удаление аденоидов, сосудорасширяющие средства), занятия с дефектологом, логопедический массаж, домашнюю тренировку с помощью вибрационных упражнений и профилактические мероприятия.

Логопедические упражнения

Консультация логопеда нужна для оценки состояния и функции речи. Опираясь на результаты исследования, специалист составляет индивидуальный план занятий и упражнений для исправления дефекта, которые взрослый человек может выполнять в домашних условиях.

Несмотря на высокую стоимость уроков, первый месяц стоит посещать логопеда и проводить занятия под его контролем. Специалист поможет выявить ошибки в звукопроизношении и выработать правильную фонетику. После этого, можно продолжать тренировки дома. Взрослому человеку придется потратить немного больше времени для коррекции дефекта по сравнению с ребенком.

Для занятий с детьми и взрослыми специалисты используют похожие упражнения. Они помогают укрепить мышцы языка и вернуть им физиологический тонус, отработать правильный двигательный стереотип образования буквы «р» и отучиться неправильно говорить ее путем исправления и подражания. Примеры:

  • «Улыбка» − потребуется широко открыть рот и изобразить улыбку. Затем, не закрывая рта, языком гладить твердое небо. Повторяют движения 8-10 раз.
  • «Поглаживание губ» − нужно открыть рот, положить на нижнюю губу язык и совершать им поглаживающие движения вниз и вверх. После того как движения будут даваться легко, к упражнению добавляют звук «р».
  • «Поглаживание зубов» − губы растягивают в улыбке, кончиком языка поглаживают верхний зубной ряд с внутренней стороны. Сначала медленно влево, затем вправо.
  • «Трубочка» − взрослому нужно открыть рот, язык свернуть в трубочку, пытаясь в такой позиции произносить букву «ф», выпуская струю воздуха через «трубочку». Вибрация, которая образуется во время упражнения, благоприятно воздействует на артикуляционный аппарат.
  • Медленное произношение слогов «тэ», «лэ» и «дэ» по отдельности, затем слитно. Упражнение повторяют по 10 раз. После того как тренироваться стало легко, к заданию добавляют подъем языка вверх и прикосновение его к верхнему зубному ряду. При этом необходимо громко произносить звуки. Когда становится легко делать и данное упражнение, логопеды советуют в таком режиме проговаривать слова с буквой «р».
  • Частое произношение слов с буквой «р» − рыбаки, рис, пирожок, раковина, разборка, работа, ролики, ремарка и так далее.
  • Тренировка скороговорок, стихотворений с «р» − «в грозу от груза арбузов развалился кузов» или «кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок».
  • Даже для взрослых людей хорошо подходят звуковые игры, выполняемые с участием специалиста.
  • Логопедический массаж положительно воздействует на тонус мышц языка, губ и щек.

Опытный логопед составит подходящую программу обучения индивидуально для каждого пациента. Из-за большей податливости артикуляционного аппарата детей им легче освоить новые стереотипы речи. Однако взрослые люди тоже могут обучиться, если увеличат количество тренировок в день, а также количество занятий в течение недели. После одного месяца регулярных занятий появляется результат – мягкая буква «р» приобретет твердость. А через один год человек может окончательно перестать картавить.

Занятия с психологом или психотерапевтом

Индивидуальные консультации помогут пациенту не потерять надежду на устранение дефекта, быть мотивированными к тренировкам и постепенно избавляться от стеснения или неловкости. Важно, чтобы человек перестал считать себя «картавым». Посещение психотерапевта взрослым человеком во время лечения речевого нарушения рекомендуется всем больным. Обычно, такие консультации непродолжительные – от 2 до 6 встреч.

Профилактика

Профилактические мероприятия заключаются в наблюдении за речью ребенка в процессе его взросления и своевременном обращении к специалисту. Кроме того, крайне важно своевременно выявлять и корректировать хронические патологии слуха, заболевания ротовой полости, неврологические и психические болезни.

К методам профилактики относят приверженность принципам здорового образа жизни: рациональное питание, занятия спортом, развивающие игры для детей, соблюдение рекомендаций врача, выполнение логопедических упражнений и уроков для развития речи. Придерживаясь профилактических рекомендаций, удается не допустить развитие картавости во взрослом возрасте, быстро вылечивать сформировавшийся дефект и предупреждать рецидивы речевых нарушений.

Картавость – один из наиболее распространенных типов дефектов речи, который может встречаться как у взрослых, так и у детей. Он не считается опасным заболеванием, приводящим к негативному воздействию на нервную систему человека. Для коррекции используют различные методы, имеющие общие черты для всех возрастных групп. Во взрослом возрасте избавление от дефекта происходит дольше, чем у детей. Важно отметить, что человек не должен забрасывать занятия при длительном отсутствии эффекта. Регулярные логопедические тренировки приносят положительный результат уже через месяц занятий самостоятельно или с логопедом.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей