- Вы избавитесь от ответственности
- Вы избавитесь от ответственности
- Как избавиться от чувства излишней ответственности?
- Причины гиперответственности
- Воспитание ответственности: когда, зачем и как
- Возраст ответственности
- Друзья ответственности
- Тянет ли своя ноша?
- Дети с повышенным чувством ответственности консультация (старшая группа) на тему
- Где заканчиваются границы ответственности?
- Причины гиперконтроля
- Ребенку дали больше обязанностей и ответственности, чем он мог вынести
- Родители, не давшие опоры
- Контрзависимый «убегающий» родитель,
- Треугольник Карпмана, где вы были спасателем
- Вы зеркалите значимого взрослого из детства
- Родом из детства: гиперответственность у ребенка
- Почему гиперответственность — это плохо?
- Последствия: Чем опасна гиперответственность?
- Как чрезмерный или недостаточный контроль связан с тревожностью?
- О правильном отношении к страху и тревоге и о том, как избавиться от беспокойства, читайте в статье по ссылке.
- Трудный, но важный шаг
- Для чего нужен контроль?
- Внутренний контроль
- Внешний контроль
- Лечение, или, как избавиться от гиперответственности
- Откуда “растут ноги” у гиперответственности?
- Тест на гиперответственность
- Что получает человек, который все контролирует?
Вы избавитесь от ответственности
Сослуживица Танечка опять легкомысленно отнеслась к поручению Ларисы Петровны: в отчете явно прослеживаются неувязки. Татьяна Петровна знает за ней такую слабость, поэтому всегда лично перепроверяет, пересчитывает: эта молодежь порой такая безответственная… Приходится сидеть проверять.
«Хочешь что-то сделать хорошо — сделай это сам» — таков девиз людей, которые привыкли брать на себя ответственность за других. Они совершают большую ошибку. Ведь у каждого есть свои обязанности и своя личная ответственность. Одни люди это осознают и сознательно манипулируют другими, перекладывая свои дела на них. Другим добровольные помощники навязывают свою помощь, внимание, лишая тех права на самостоятельность.
Если вам кажется, что никто, кроме вас, не выполнит задание лучше, если считаете, что ваш долг во все вникнуть, во всем разобраться, всех опекать, выручать, значит, вы страдаете синдромом гиперответственности. Что это такое, хорошо это или плохо, где искать ее корни, как с ней совладать — об этом наш разговор.
ГИПЕРОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
Причины гиперответственности, как и многие другие, стоит искать в детстве.
– В твоей комнате всегда должен быть порядок!
– Твоя одежда всегда должна быть чистой!
– Ты должен учиться только на пятерки!
– Все, за что берешься, должно быть доведено до идеала!
Эти требования родителей делают детство невыносимым. Когда другие дети бегают, играют, ребенок вынужден стоять в сторонке, боясь испачкать или помять одежду. Если же темперамент не позволяет ему быть паинькой, он позволяет себе ослушаться, но потом с боязнью идет домой, готовясь получить «по первое число» за испачканную или (о, ужас!) порванную одежду.
Повзрослевший ребенок будет бесконечно занят уборкой комнаты, расставляя вещи в идеальном порядке. Потом ему предстоит многократное переписывание домашнего задания, в попытке довести его до совершенства. Если он не принесет завтра очередную пятерку, то огорчит родителей. Ему так хочется получить одобрение… Долгожданная игрушка (велосипед, планшет) тоже обещана только при выполнении условий. Кроме того, очень не хочется снова выслушивать получасовой монолог папы о том, что быть ему дворником или грузчиком — позором для всей высокоинтеллектуальной семьи.
Родители, искренне желая ребенку лучшей судьбы, вгоняют его в рамки ограничений и требований. Ребенок, пытаясь им соответствовать, привыкает жить в этих рамках, взращивая в себе, казалось бы, такое полезное чувство — личную ответственность. Но если требований к себе в избытке, любое несоответствие им будет восприниматься на свой счет, а чувство вины за это несоответствие станет постоянным спутником.
Повзрослевший человек, воспитанный в таких условиях, станет столь же требовательным к окружающим. Или, чтобы не создавать внутреннего конфликта, будет брать на себя ответственность за других.
Так появляются Ларисы Петровны с удобной для окружающих способностью брать на себя ответственность за невнимательность коллег, разгребать завалы на работе. Вместо того, чтобы вернуть отчет на доработку и потребовать от Танечки качественного выполнения задания, она самостоятельно доводит отчет до совершенства, жертвуя личным временем.
Из этих детей вырастают жены, готовые недостатки мужа принимать на свой счет. Муж опоздал на работу — она его не разбудила, муж не навестил родителей, — она не напомнила. Хотя, стоило бы осознать, что ответственность бывает только личной. Муж — взрослый человек — должен уметь отвечает за свои совершенные или несовершенные действия, нести личную ответственность, а не перекладывать на маму, жену, друзей, сослуживцев.
КОГДА ПОРА БИТЬ ТРЕВОГУ
Источник
Вы избавитесь от ответственности
Порой я встречаю таких людей, кто задается вопросом: что делать, если чувствуешь себя гиперответственным человеком и не можешь расслабиться, не можешь пропустить что-то, передоверить другим людям? Как поступать, если это уже доставляет внутренний дискомфорт и отражается в жизни неприятными ситуациями?
Я глубоко уверена, что в жизни нет ничего бессмысленного и если человек столкнулся с каким-то своим качеством, которое приносит сложности, но в тоже время не может от этого качества освободиться, это говорит о том, что имеется какой-то бонус из-за которого проблема пока не может легко решиться.
Если Вам знакомы ощущения жизни в цейтноте, под огромным грузом ответственности, а список дел всё растёт и растёт, и при этом нет отдачи – нет чувства удовлетворенности или благодарности в Ваш адрес, то я предлагаю в первую очередь задуматься – а почему вы такая гиперответственная?
Возможно, гиперответственность позволяет избегать упрёков в бездействии? Или даёт возможность почувствовать себя лучше других? Или Вы считаете, что это показатель Вашей наследственной ценности (например, папа был такой ответственный)? Найдя ответ на этот вопрос, найдя свой бонус, Вам легче будет принимать решения по поводу каждой отдельной ситуации, например, стоит ли моё время и силы того, чтобы включаться в это дело, чтобы почувствовать себя хорошей – может я и без того могу чувствовать себя хорошо?
Кроме того, я хочу сказать, это неминуемый закон жизни, что если Вы напряженно-ответственный человек (если перегнута палка) – всегда будет складываться так, что Вы не будете иметь вокруг себя безопасного пространства, вокруг всегда будут безответственные люди для поддержания равновесия в жизни. Не люди, так какие-то обстоятельства будут притормаживать Вас, мы видим подобные примеры сплошь и рядом… Во всех религиях мира есть такой тезис – не сотвори себе кумира, ни одно качество человека не может быть абсолютным.
Нужно понять, что в жизни нет ничего, ради чего стоит жертвовать счастьем и радостью. Поэтому бывают ситуации, когда вам нужно вместо того, чтобы пойти на нужную кому-то другому встречу, просто оставить всё и полежать дома с любимой книжкой.
Что нужно делать?
Нужно разрешать себе быть безответственной. Для начала составьте список того, что вы можете НЕ делать прямо сейчас. И запишите то, что вы хотите делать, но не делаете, потому что все Ваше время занято ответственными делами.
Запишите, сколько раз в день Вы посвящаете время себе, для хорошего настроения и жизнерадостности? Сколько внимания Вы уделяете своему телу? Танцам? Гимнастике? Ванне с аромомаслом? В какие моменты Вы бываете Женщиной (потому что ответственность, в том понимании, которое мы сейчас обсуждаем, это перегиб в мужское качество). Важно, чтобы в Вашей жизни имели место приятные «бесполезные» дела.
Я знаю женщин, которые гладили мужские носки. И из-за этого испытывали претензии к своему мужчине, потому что она делает кучу дел, да еще и носки гладит! А когда задаешь вопрос: «Зачем ты это делаешь?», выясняется, что мужчина об этом даже не просил, что она не может этого не делать, потому что у нее гипераккуратность. Аналогично с ответственностью: вы не можете пропустить что-то или сделать что-то по-другому, потому что у Вас такая гиперответственность, а в результате, вы не живете своей жизнью. В какой-то моменты Вы легко можете обнаружить, что 30% дел могут и не делаться вообще, а еще 30% – передоверяться другим людям, кто будет рад взять их на себя.
У меня есть такой пример, когда женщина, изнемогая от безучастности супруга, долго не могла доверить мужу ничего из бытовых дел, а потом решила что он мог бы покупать определенные продукты (3 вида) и забирать вещи из прачечной. И в тот самый момент, когда она это решила, её супруг позвонил по телефону и сообщил что забрал вещи из чистки!
Не берите на себя ответственность, которую могут взять другие люди. Даже если знаете, что можете лучше, чем они, если знаете, что человеку по силам справиться с задачей – пусть он делает её!
А если на Вас навешивают дела, замечайте это, и продумывайте, как можно уклоняться – Вы с удивлением обнаружите, что по мере того как Ваша гиперответственность отступает, будет всё меньше и меньше желающих Вас нагрузить!
Итак, 3 вопроса, ответы на которые помогут Вам изменить ситуацию:
- Что я пытаюсь компенсировать гиперответственностью? Список того что я делаю (в вычеркнуть то, что можно не делать и отметить то что можно передоверить) Список приятностей, которыми надо раскрасить свою жизнь и сознательно выделять на них время каждый день (хотябы по 5 минут на массаж ладоней или ванночку для ног).
На протяжении всех веков человечество задавалось вопросом о смысле жизни – когда-то считалось что люди рождаются для борьбы за выживание, чтобы побеждать, стать сильнейшим… Когда-то считалось что смысл жизни – посадить дерево, вырастить сына, построить дом…
А теперь мы видим, что даже люди, успешно достигшие этих целей, не чувствуют себя удовлетворенными, есть потребность в чём-то большем! И сейчас как никогда очевидно, что смысл жизни – только в счастье!
Все свои дела, все свои цели имеет смысл достигать именно в радостном состоянии, в потоке вдохновения, только тогда они действительно украшают нашу жизнь и делают её по-настоящему заполненной.
Источник
Как избавиться от чувства излишней ответственности?
Поделитесь с друзьями:
У любого дела есть ответственный – тот, кто отвечает за организацию процесса и конечный результат. У ответственности есть много оттенков и мест применения. Есть материально ответственное лицо. Бывает уголовная ответственность, юридическая, командная, гражданско-правовая. Ответственность имеется даже тогда, когда человек о ней не знает (“незнание закона не освобождает от ответственности”). С другой, всегда есть люди, которые берут на себя больше, чем могут и должны. Таких людей называют гиперответственными. Что же делать с этим качеством и как от него избавиться, чтобы не брать чужую ответственность?
Причины гиперответственности
Разве плохо быть человеком, отвечающим за свои поступки и слова? Напротив, замечательно. Ответственность – это показатель истинной, а не паспортной взрослости. Надо – значит, надо! Сказал – выполнил. Эти люди составляют золотой фонд незаменимых профессионалов и вдохновенных семьянинов.
Работать с таким человеком спокойно и надежно: всегда и все сделает вовремя, да и другим плечо подставит. Он лучше не доспит лишний час, но родной цех не подведет! Семейный быт человек с обостренным чувством ответственности явно не превратит в свалку: совесть замучает! Картошки принесет с рынка в двух руках, чтобы родных не обездолить. Не поедет с друзьями на природу, хоть и собирался с зимы, потому что с сыном двоюродной племянницы посидеть некому. И, если данный абстрактный человек еще и отличается большим терпением и уравновешенным нравом – окружающим от этого одно удовольствие!
Можно вообще не беспокоиться за исход дела! Все будет на высоте. Потому что гиперответственный товарищ и за себя, и за того парня отработает. А вот легко ли ему при этом?
Воспитание ответственности: когда, зачем и как
Ответственность — это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут.
Возраст ответственности
Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, т. е. знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции. Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы нашего взрослого общества, и именно это знание — основа ответственного поведения в будущем. Родители часто склонны думать, что ребенок — это просто маленький взрослый, который «все понимает», но не делает то ли из вредности, то ли от лени, то ли из упрямства. И требуют от ребенка того, что он дать не в состоянии, исходя из особенностей своего возраста.
До 2 лет — возраст, когда ребенок не способен проследить связи между своими действиями и наступившими последствиями. Для него всякое последствие наступает «вдруг». Он ориентируется на то, какую реакцию выдает его мама и другие близкие, и постепенно «заучивает» то, что делать не стоит, но лишь потому, что это многократно вызывало негативную реакцию. Подлинной ответственности ни за внешний вид, ни за игрушки быть не может, и не стоит ее требовать.
От 2 до 3,5 лет — это период, в который у большинства детей наступает так называемый «кризис трех лет». Как правило, он начинается около 2,5 лет. Поведение ребенка часто похоже на провокацию: он, зная запреты, «проверяет», действительно ли нельзя то, что «нельзя». В этот период очерчиваются границы желательного и порицаемого поведения, и чем четче они будут обозначены, тем больше будет у ребенка «опор», чтобы понять, какое поведение считается ответственным, а какое — нет.
Пока ребенок находится в кризисе, может казаться, что он стал полностью безответственным. Не стоит пугаться и думать, что ребенок окончательно «испортился» и будет расти безответственным человеком. Этот период пройдет, и личностный рост малыша станет очевидным.
ДЕТИ И ДЕНЬГИ
3,5−5 лет. Это время хорошо подходит для начала развития ответственного поведения. Конечно, остается много областей, где родители должны продолжать контролировать поведение ребенка и подсказывать ему, как следует поступить. Но уже можно выделить несколько областей, за которые ребенок должен нести ответственность. Это может быть, например, ответственность за собственные игрушки и вещи («сам потерял, сам и ищи»), простые домашние обязанности (перед семейным обедом положить на стол ложки для всех).
В этом возрасте большинство детей уже посещают детские сады, и там им прививается определенная ответственность: за сохранность своих вещей, за обращение с общими игрушками, за соблюдение правил группы. Если малыш не посещает сад, то родители обязательно должны признавать его личную ответственность в некоторых делах. Если родители считают его еще «слишком маленьким» и не позволяют иметь личных зон ответственности, то это может привести к тому, что малыш привыкнет быть ведомым.
КАК «ЗАСТАВИТЬ» РЕБЕНКА СМОТРЕТЬ ТЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ, КОТОРЫЕ ХОТИТЕ ВЫ
Стоит отметить, что ребенок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие) только по последствиям, которые они несут. Если внешне правильный поступок несет для ребенка проигрыш, а не выигрыш, то это поведение не закрепится.
Например, 4-летний Саша сам убирает свои игрушки, но у него своя «система», которая не нравится маме. После Сашиной уборки мама, ворча, перекладывает все игрушки. Очевидно, что после правильного поведения (уборки игрушек) для Саши наступают негативные последствия (мама ругается). Чувство ответственности за свои вещи угасает, Саша сразу предпочитает перепоручить уборку маме.
Возраст 5−7 лет характеризуется тем, что ребенок становится все более ответственным. В большинстве случаев он отдает себе отчет в том, какое поведение будет одобряться, а какое — нет. В этом возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок.
Например, в старшей группе детского сада обсуждается рассказ о том, как девочка, решив помочь маме, стала протирать пыль и случайно разбила вазу, за что мама ее ругала. Дети, которые пока находятся на более ранней ступени и умеют оценивать поведение лишь по последствиям, скажут, что девочка совершила однозначно плохой поступок, учитывая лишь разбитую вазу и недовольство ее мамы. Дети, у которых уже начала формироваться данная способность, скажут, что поведение девочки было правильным, т.к. она старалась помочь маме, делала доброе дело.
Именно эта формирующаяся способность понимать собственные и чужие внутренние мотивы поведения является основой будущей ответственности.
У кого-то из детей она начинает (только начинает!) формироваться в 5−7 лет, а у кого-то лишь ближе к 10−11 годам. Требовать от дошкольника 5−7 лет слишком большого уровня ответственности было бы неправильно. В этом возрасте ребенок должен иметь собственные «зоны ответственности», связанные с личными вещами, сохранением достойного внешнего вида и собственного здоровья. Но все это еще далеко не на нашем, взрослом уровне. Эти понятия только формируются, и ошибки неизбежны. Например, малыш вполне может не учесть, что не стоит ставить сок рядом с клавиатурой компьютера. Или что не нужно «помогать» маме, самостоятельно попытавшись пересадить цветы.
МОЙДОДЫР: ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ КУПАТЬСЯ
Взрослый сейчас должен быть внимательным наставником, к которому ребенок может обратиться, направляющий (но не толкающий!) в нужном направлении, Взрослого уровня ответственности все дети достигают в разном возрасте. Для кого-то это 17−18 лет, но гораздо чаще это возраст около 25 лет. Именно в этот период происходит осознание полной личной ответственности за собственную жизнь.
Друзья ответственности
5-летний Витя — застенчивый мальчик, обычно он ведет себя тихо и незаметно. Если Витя вдруг попадает в компанию заядлых озорников и принимает участие в какой-то проказе, то, будучи наказанным вместе со всеми товарищами, начинает жаловаться и говорить, что это не он все придумал, называет имена «зачинщиков». А вот Кирилл — частый организатор разного рода озорства — никогда не жалуется и тем более не плачет, когда его наказывают. Очевидно, что озорник Кирилл готов нести ответственность за свое поведение, а тихий Витя — нет.
Характер ребенка, без сомнения, влияет на то, будет ли развиваться ответственность. Но характер — это не что-то «заданное» изначально, по факту рождения. Воспитательная позиция родителей развивает или подавляет развитие качеств, которые заложены природой. Итак, какие же качества влияют на то, чтобы ребенок рос ответственным?
- Инициативность. Ребенок, опасающийся проявить собственную инициативу, никогда не станет по-настоящему ответственным взрослым. Он будет тянуть время, не принимая никакого решения, и иногда такое поведение принимают за сверхответственность, но на деле это просто боязливость. Поэтому ребенку-дошкольнику стоит позволять проявлять инициативу в различных делах. Часто эти дела воспринимаются взрослыми как «безобразие» или проказы, но они необходимы для детского развития.
- Стремление к самостоятельному принятию решений. Если ребенок хочет надеть синие джинсы, а не бежевые шорты, стоит ему это позволить. Пусть даже ему будет немного жарко, он поймет, что его решения не всегда верны и нужно учитывать информацию, которую он может получить от других. Очень важно, чтобы у ребенка накапливался опыт самостоятельного принятия решений и последствий, которые они за собой несут.
- Умение анализировать свое поведение с точки зрения социальной правильности. Следование многим нормам усваивается с раннего возраста бессознательно. Но, ближе к школьному возрасту, ребенок начинает задумываться, правильно ли он поступает в общении со своими сверстниками и взрослыми. Не обиделась ли бабушка, когда я с ней не поздоровался? Такие вопросы начинают волновать детей, особенно после 5 лет. Они начинают понимать, что их поведение влияет на настроение близких людей.
- Осмотрительность. Не стоит путать это качество с боязливостью. Здоровая осмотрительность просто необходима для того, чтобы принимать ответственные, продуманные решения.
- Хороший самоконтроль. Люди, способные контролировать свое поведение, проявление чувств, ответственнее, чем импульсивные и порывистые. Контроль связан с процессами возбуждения и торможения в головном мозге. Если они уравновешены, то самоконтроль хороший. У детей до 3,5 лет процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому им трудно контролировать свои желания и эмоции. Именно поэтому от детей этого возраста еще очень трудно требовать ответственного поведения. Но дальше самоконтроль становится лучше, хотя сильно зависит от особенностей темперамента ребенка.
- Умение быть критичным к собственным действиям и воспринимать критику других. Сначала ребенок учится воспринимать критику близких взрослых, а затем (в возрасте около 5 лет) становится более критичным к своим собственным поступкам. Сначала малыш начинает понимать: его действия привели к определенному (например, негативному) результату, а уж потом развивается способность предугадывать результат.
Родителям детей-дошкольников нужно обращать внимание, чтобы эта оценка действий ребенка не была слишком резкой, чтобы не снизить инициативность или самостоятельность. Критика необходима, но она должна быть доброжелательной и завершаться на позитивной ноте.
Интересное по теме:Преступления без наказанияДневной сон малыша. Отказ от дневного сна
Тянет ли своя ноша?
Кто же не знает русской пословицы «Своя ноша не тянет», аналоги которой есть в других языках. В ноше, оттягивающей плечи и замедляющей движение, вряд ли есть много позитива. Но если ты несешь это, потому что это твое, нужное тебе или твоим близким, как воздух, как солнечный свет, как дыхание, ноша автоматически становится невесомой. И нести становится радостно, по силам. А если нерадостно и тяжело, может быть, ты погорячился и взвалил на себя то, что тебе не принадлежит, да еще и слишком много?
Дети с повышенным чувством ответственности консультация (старшая группа) на тему
ДЕТИ С ПОВЫШЕННЫМ ЧУВСТВОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Этих детей легко «проглядеть» потому что их проблема не проявляется в каких-либо нарушениях дисциплины или плохом поведении. Это дети, которые принимают все нужды окружающих слишком близко к сердцу, гораздо ближе, чем это было бы естественно в их возрасте. Ребенок просто бросается выполнять любое дело «для» и часто «за» другого ребенка или взрослого.
На первый взгляд, такое поведение кажется положительным и полным альтруизма, но если это происходит слишком часто и навязчиво, когда другие не хотят, чтобы им кто-то помогал и если сам «опекун» не забывает о своих делах и нуждах и у него не возникают серьезные проблемы.
Как предотвратить проблемы:
— помочь ответственному ребенку получить позитивную самооценку, основанную на проявлениях творчества: «Что из сделанного за сегодня заставляет гордиться собой?»
— следить, чтобы дети менялись ролями в играх, — ты уже была мамой, теперь мамой будет Ира.
— объяснить детям, как они могут помочь другим, ничего не делать за них, — «помоги» найти ботинок, ноне надевай ему на ногу»; «положи одну часть головоломки», но не составляй ее всю.
Как справиться с проблемой, если она уже есть:
— непременно вмешиваться, если увидите примеры проявления гиперответственности. Скажите ребенку, что вы очень цените его помощь, но что сейчас ему надо заниматься своими делами.
— скажите ребенку, что вам нравятся его рисунки, и вы будете рады увидеть его новую работу (рисунок, поделку).
— помогите ребенку, который стал объектом опеки, научите его отстаивать свою независимость: «Спасибо, я справлюсь сам», «Давай мы обе будем мамами/врачами, а куклы будут нашими дочками/пациентами».
— поговорите с ребенком тогда, когда он спокоен и вас никто не слышит.
— Объясните ему, что вы его любите, цените. Выбирайте слова, характеризующие другие его положительные качества (не помощь).
Где заканчиваются границы ответственности?
Пытаться прожить за других их жизнь – дело неблагодарное и бесполезное. Вы не сможете поднять с дивана и найти высокооплачиваемую работу своему великовозрастному отпрыску, если все его телодвижения ограничиваются ленивым переключением каналов телевизора. Вас изматывает тревога за взрослую дочь, которая встречается с женатым мужчиной, но, кажется, ее все устраивает.
Да, больно и обидно, но это ее жизнь. Вы понимаете, что муж с его-то талантами явно должен был получить должность начальника отдела, но случилось иначе, а он не протестует. И что вы можете изменить? В лучшем случае устроить скандал, да и то не начальнику. Да, родители стареют, и чувство вины за сказанное и несделанное душит колючим шарфом так, что невозможно просто спокойно заснуть.
Может быть, эти ночные бдения как-то уменьшат тревогу? Вряд ли! А вот бессонницу заработать дважды два. И погода накануне выходных так неожиданно испортила планы, поэтому все ходят хмурые. Но вам ведь тоже невесело? Почему вы думаете, что должны взять на себя роль домашнего клоуна?
Причины гиперконтроля
Давайте разбираться, откуда ноги растут у гиперконтролирующих.
Начнем, как всегда, с детства.
Ребенку дали больше обязанностей и ответственности, чем он мог вынести
Вот это как раз про меня — в 8 лет я уже ездила на гастроли без родителей. Конечно, за мной приглядывали мамы подруг, но нужно же было самой собирать вещи и одеваться на сцену, краситься, постараться не потеряться в чужой стране и т. д.
Родители, не давшие опоры
Например, мама, которую бросил муж (или депрессия, или увольнение) и которая не может теперь собрать себя по кускам — разваливается, как алиби Клинтона в деле с Моникой Левински. Последствия для ребенка трагичны, поэтому я всегда говорю: если вы потеряли опору и уверенность в себе, не бойтесь обратиться к психологу или записаться на курс «PROкачай себя»! Вы только представьте, как страшно детям, когда они видят и чувствуют, что главный человек в их жизни, их опора и поддержка, растеклась, как мороженое на солнце.
Контрзависимый «убегающий» родитель,
Который часто обманывал или не сдерживал обещание. Что в таком случае остается ребенку? Правильно, самостоятельно позаботиться о себе, а еще проконтролировать родителя, чтобы он не подвел. О доверии стоит говорить? Я тоже думаю, что не стоит, потому что доверия в таких отношениях нет.
Треугольник Карпмана, где вы были спасателем
При чем не важно, кого и от чего спасали — папу от алкоголя, маму от усталости, родителей от развода или ухаживали за сильно больной бабушкой.
Вы зеркалите значимого взрослого из детства
Например, папу военного, у которого все ходили по струнке, или маму, завуча в школе, которая привыкла управлять, наставлять и контролировать тупых детишек.
Я перечислила всего 5 причин, но они основные.
Теперь же перейдем к главному.
Родом из детства: гиперответственность у ребенка
Откуда взялось это истощающее желание быть в ответе за то, что «солнце всходит и заходит»? У всех по-разному. Но я не ошибусь, если скажу, что обычно еще в детстве, подогреваемый амбициозными желаниями родителей, ребенок стремился быть правильным и ответственным , выполняя все «от и до».
Кому-то семейные обстоятельства взвалили на спину тяжелую ношу – быть родителем для своих инфантильных пап и мам. Вот и пришлось малолетнему бедолаге мирить своих расшумевшихся «деток», увещевать, выслушивать, жалеть и взрослеть не по годам. Да мало ли какие были непростые жизненные истории? Да только детство прошло, а потребность тащить на себе Вселенную из последних сил осталась.
Почему гиперответственность — это плохо?
Гиперответственные люди живут чужой жизнью, постоянно переживают, не находят покоя, не чувствуют радостей жизни, много нервничают, болеют и быстрее умирают. Я серьёзно.
Нужно жить с комфортом в душе. С осознанием того, что прелесть жизни — в её непредсказуемости. Что её нужно принимать такой, какая она есть. Что и беды нужно принимать, как бы тяжело не было, а разрешимые трудности решать по мере сил и возможностей.
Нужно видеть рамки своей ответственности и не покушаться на чужую. У родственников проблемы? Помогай им, но с пониманием того, что проблемы не твои, не тебе их решать. И не твои ошибки привели к развитию этих проблем.
Последствия: Чем опасна гиперответственность?
Создается впечатление, что гиперответственные люди готовы решать все проблемы, кроме тех, непосредственно за которые нужно браться и в первую, и во вторую очередь тоже.
Это ситуации и проблемы собственной жизни, связанные со здоровьем, профессиональным и личностным развитием, настроением и самопониманием. Отказ от реализации своих интересов и потребностей – это духовное дезертирство, которое обязательно даст о себе знать предательскими недугами и ощущением внутренней пустоты. Однажды утром, взглянув в зеркало, можно просто увидеть уставший взгляд незнакомого человека. И вам нечего ему будет сказать.
Как чрезмерный или недостаточный контроль связан с тревожностью?
Причина чрезмерного контроля обычно – недоверие миру и себе. И частым спутником чрезмерного контроля является сильное чувство тревоги. Именно его человек пытается компенсировать постоянной проверкой всего и вся.
Контроль отчасти решает проблему – в конкретный момент. В очередной раз убедившись, что все более или менее в порядке, человек успокаивается – до следующего приступа паники. Но общее ощущение постоянного беспокойства не проходит. И конечно, сказывается не очень хорошо на нашем характере, здоровье и общем состоянии.
Нежелание что-либо контролировать, как ни странно, тоже может быть связано с недоверием. Человек настолько не верит в свою способность что-то изменить, что предпочитает делать вид, будто ему и не хочется. Он усваивает притворно легкий взгляд на свою жизнь, но эта легкость не настоящая: в реальности человек просто опустил руки.
О правильном отношении к страху и тревоге и о том, как избавиться от беспокойства, читайте в статье по ссылке.
Трудный, но важный шаг
Нужно понимать, что испытывать время от времени трудности, проблемы и даже желание «послать все к черту» — нормально. Не хватит столько соломки, чтобы обезопасить наших дорогих людей от бед. Да и мы всего лишь люди: обычные смертные с ограниченным запасом времени пребывания на земле. У нас нет дара предвидения. И даже если бы он был, другой человек вправе поступить по-своему только потому, что он другой. Выбор близких может удивить, расстроить и даже шокировать. Но, мы должны признать: они имеют на это право.
Для чего нужен контроль?
Внутренний контроль
Его функция – сводить к минимуму неизбежные ошибки, а также уменьшать неизбежное сопротивление новому при реализации планов.
Когда мы что-то запланировали, то результат, которого мы хотим добиться, выглядит в нашем воображении определенным образом. Но в процессе воплощения жизнь вносит свои коррективы. Порой вмешиваются обстоятельства, иногда – другие люди. А время от времени у нас просто возникают другие дела, которые заставляют отвлечься и вовсе забыть о первоначальной цели.
Именно для подобных случаев существует внутренний контролер. Он проверяет, насколько успешно мы претворяем в жизнь запланированное, подталкивает нас и мотивирует, если что-то пошло не так.
Внешний контроль
Внешняя часть контролера тоже необходима. Мы следим за миром вокруг себя хотя бы в целях самосохранения, и это вполне разумно. Мы давно уже не живем в дикой природе, где постоянный «мониторинг» окружающей среды – залог выживания, но, тем не менее, смысл в контроле по-прежнему есть. Мы следим за машинами, когда переходим улицу, смотрим под ноги, чтобы не споткнуться, обращаем внимание на часы, чтобы прийти вовремя, и так далее.
Если говорить о психологической сфере, контроль помогает нам отслеживать реакции людей вокруг, получать обратную связь.
То есть контроль – необходимая часть нашей личности, которая «следит за порядком».
Лечение, или, как избавиться от гиперответственности
Когда мы берем ответственность за других людей, мы предполагаем, что они недостаточно умны, опытны, чтобы решить свою проблему. Но ведь это может быть только в одном случае: если человек не полностью дееспособен в силу своего юного или престарелого возраста, а также из-за некоторых недугов. Если это не так, передайте ответственность за свою жизнь их владельцам.
Не взращивайте гордыню, нашептывающую вам о всемогуществе. Просто раскройте свой тяжелый мешок и начните раздавать то, что вам никогда не принадлежало. Да, будет буря возмущения, обид и претензий. Вас обвинят в эгоизме и равнодушии. Но вы-то точно знаете, что помочь человеку взять ответственность за свои поступки и даже мысли – это и есть любовь. Вас, кстати, это касается в первую очередь.
Ремизова Лиана · 23 май, 2016
Откуда “растут ноги” у гиперответственности?
Брать обязательства должен не только каждый взрослый человек, но и ребенок. К примеру, уголовная ответственность у ребенка в РБ наступает с 16-летнего возраста (на момент совершения преступления). Но часто вместо обычного “отвечай за свои слова!” образуется гиперответственность. Самые частые варианты:
- человек эмоционально “обслуживает” другого, т.е. заботится о самочувствии, настроении близкого;
- ребенок обрабатывает (“контейнирует”, выдерживает) чувства и переживания родителя;
- от ответственности за состояние/настроение другого зависит жизнь, здоровье, благополучие.
Гиперответственность у детей встречается чаще там, где им либо выдвигают непомерные требования (задачи не по возрасту), выдают ответственность за состояние родителя (“ты пойдешь гулять, и у меня сердце разорвется”), либо бросают. Второй вариант тоже плох, несмотря на самостоятельность ребенка. Ведь вместо того чтобы полагаться на родителей, взрослых, они вынуждены сами себя останавливать, сами себе “выставлять границы”.
Фактически дети становятся “маленькими взрослыми”.
Главная причина гиперответственности – непонимание своих границ. Где я, где мое, где начинается другой человек и его границы. Какие действия (чьи) вызвали вот такие последствия. А продавливать границы “помогают” такие чувства, как:
- страх (последствия страшны, нужно сделать все, чтобы избежать страшного события);
- вина (особенно токсическая, чрезмерная, “все из-за меня”);
- тревога (незнание будущего порождает попытки его контролировать).
Тест на гиперответственность
Если вы подозреваете у себя синдром гиперответственности, не торопитесь делать поспешные выводы. Протестируйте себя. Ответьте на простые вопросы:
- Часто ли вы нагружены массой разных дел?
- Хватает ли вам времени на себя?
- Охотно ли вы беретесь за новые задачи?
- Знакомо ли вам чувство, что вы постоянно кому-то что-то должны?
- Переживания и сложности близких для вас – на первом месте?
- Вы склонны контролировать действия других, так, будто без вас ничего не получится?
- Вас раздражают люди, которые не контролируют происходящее, вам кажется, что они безответственны?
- Вы не можете сказать “нет”: родным, близким, начальству, так, как будто это запрещено или все рухнет без вашего участия?
Даже половины ответов “да” хватает, чтобы понять: вы гиперответственный человек. Вам свойственно винить себя в промахах, контролировать действия других и самому страдать от чрезмерной нагрузки.
Кучу эмоциональных сил можно сэкономить, если не включаться в “игру в Атланта, поддерживающего небосвод”. Поверьте, мир без вас не рухнет!
Что получает человек, который все контролирует?
Почему? Потому что знает, что все окружающие от него зависят (например, он держит все путевки, расселяет всех по номерам, а потому незаменим для каждого), и таким образом он поднимает собственную значимость в своих же глазах (именно я все это сделала, сделала хорошо, я молодец).
Плюс когда у человека подорвано базовое доверие к миру, он перманентно чувствует себя в зоне опасности (например, живет с уверенностью, что мама в любой момент уйдет, не выполнит обещание или что-то не сделает). Такой ребенок начинает контролировать не только маму, но и все вокруг, потому что таким образом обеспечивает себе чувство опоры и безопасности.
К чему мы в итоге пришли?? Люди, которые контролируют все и вся, уже имеют некий сформированный невроз, но с этим не просто можно, но и в первую очередь, нужно работать, потому что последствия весьма печальны.
Источник