- Исцеление от высокомерия
- Высокомерие погубило сатану.
- Исцеление от высокомерия
- Как избавиться от гордыни и высокомерия?
- Что должен знать верующий о таком качестве, как высокомерие /кибр/
- Высокомерие – это черта, подобающая только Аллаху
- Что такое высокомерие
- Примеры проявления высокомерия из Корана
- Примеры высокомерия из Сунны
- О наказании для высокомерных
- Про методы борьбы с высокомерием и избавления от него
- Относительно гордости за свою религию или за принадлежность к ней и то, что это узаконено в Исламе и является праведным деянием
Исцеление от высокомерия
Любовь человека к себе – это естественное чувство, побуждающее к самолюбованию и самодовольству. Из самолюбия возникает высокомерие, тщеславие и надменность по отношению к другим рабам Аллаха. В результате человек начинает смотреть на людей с презрением и пренебрежением, ни с кем не считается, попирает права других, не проявляет уважение, не соблюдает договор, не сдерживает обещания, в общем, поступает с людьми очень несправедливо.
Высокомерие погубило сатану.
Сатана (иблис) стал отверженным из-за своей гордыни и чрезмерного самолюбия. Иблис возгордился, посчитав, что он лучше Адама (мир ему), поскольку создан из огня. Если раб Аллаха проявляет своё недовольство в отношении учёных-богословов и праведников подобным образом, то это первый признак того, что Всевышний Аллах сделал этого человека из числа лишенных и униженных. Такой человек лишает себя благодати людей, а это значит, что ни от кого из людей он не получит ни помощи, ни поддержки. Такие рабы Всевышнего обычно говорят: «У нас не осталось ни одного праведника и учёного, которые бы следовали своим знаниям».
Истинная причина подобной оценки в том, что такой человек видит в людях своё отражение. И прав был тот, кто сказал: «Считать людей ущербными будет только ущербный человек».
Исцеление от высокомерия
Чувство гордости берёт своё начало в чрезмерной любви к самому себе (уджб). В благородном Коране Всевышний Аллах упомянул гордыню человеческого сердца, а затем и лекарство от неё. Поэтому самым действенным лекарством от самовлюбленности является постоянное напоминание себе о своей слабости и бессилии.
Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «И не ходи по земле кичливо (чрезмерно горделиво, заносчиво, высокомерно), воистину, ты не сможешь расщепить землю и достичь своей высотой гор» (сура «Аль-Исра», аят 37).
Этот аят запрещает человеку ходить горделиво и высокомерно.
Под словами «ты не сможешь расщепить землю» подразумевается, что своей силой человек не способен расколоть землю на части. Слова «не сможешь достичь своей высотой гор» говорят о высокомерии, которое напускает на себя человек. Они же являются насмешкой над гордецом, а также причиной, по которой запрещено высокомерие.
Именно поэтому горделивость – это абсолютная глупость. Человеку из-за своей гордыни и надменности никогда не достичь какой-либо пользы. Ведь гордыня – одно из десяти качеств, которые Всевышний Аллах запретил в Своей Книге (сура «Аль-Исра»).
И сказано, что кичливая походка исходит от высокомерия. Хадис Пророка (мир ему и благословение) гласит: «Кто будет вести себя высокомерно, проявлять надменность в душе и гордыню в походке, тот встретит Всевышнего Аллаха в Судный день гневающимся на него».
Источник
Как избавиться от гордыни и высокомерия?
В последнее время чувствую себя гордым и высокомерным! Когда даю садака, испытываю высокомерие, считаю себя лучшим. Такого ещё никогда не было! Я сам всегда порицал и порицаю всё это! Как быть? Я всегда говорю себе, что все мы равны перед Аллахом, независимо от того, чёрный ли ты, белый ли, рыжий, богатый, бедный, без рук и тому подобное. Всех создал один Аллах! Как избавиться от этой проблемы?
С точки зрения религии:
Отношение нашей религии к такой черте характера, как высокомерие, однозначно отрицательное, ведь Аллах в Коране сказал (смысл): «…поистине Аллах не любит высокомерных» (сура «Ан-Нахль», аят 29).
إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْتَكْبِرِينَ
Т. е. Аллах не одобряет и не приемлет наличие этой черты в человеке.
В изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце есть хоть крупинка гордости» («Шуабуль-иман», № 8199).
لا يدخل الجنة من في قبله مثقال حبة من خردل من كبر
Хадисов, порицающих гордость, также много. Таким образом, гордость считается одним из больших грехов.
Избавиться же от этой черты Вам поможет изучение жизни, истории пророков (мир им) и праведников. Узнав то, насколько они были просты, не смотря на свой уровень и большое поклонение, Вам будет неловко испытывать это чувство. Укрепите свой иман, крепкая вера подобна хорошему иммунитету, которому ни одна болезнь ни по чём. Когда Вы осознаете, что всё, что Вы имеете, всё, чего добились в этой жизни, дано Вам Всевышним, что это Его заслуга, а не Ваша, высокомерие Вас покинет.
Самым же эффективным способом избавления от всех душевных пороков является вступление под опеку духовного наставника (шейха, устаза).
С точки зрения психологии:
Достаточно сложно дать оценку происходящего с Вами и отнести это к какой-либо определённой категории морально-этического облика человека. Очень надеюсь на то, что указанные Вами качества, такие как гордость и высокомерие в их наихудшем проявлении, всё же Вам не присущи, и мы имеем место с чем-то другим. Поясню свою позицию. Дело в том, что гордый и высокомерный человек, как бы и не страдает от этих качеств. Точнее, он очень даже страдает, но не замечает этого и полагает, что с ним всё в порядке, что это его заслуженное положение, на которое он имеет полнейшее право, а другие должны просто почитать его. А страдает он в том смысле, что его самосознание ограниченно, что отсутствует его важнейший компонент – самокритика и способность рефлексировать (смотреть на себя со стороны). Это, естественно, отдаляет от него людей, по сути, обрекая его на одиночество. Однако такой человек и тут находит объяснение, считая, что другие избегают его из зависти. Это очень опасная духовная болезнь, от которой достаточно сложно лечиться.
Если всё перечисленное имеет отношение к Вам, то мне откровенно Вас жаль, поскольку перспективы не то чтобы крайне печальные, они просто ужасные. Не исключаю вероятности того, что гордыня и высокомерие лишь начинают давать ростки в Вашей душе и Вы ещё в том положении, когда всё можно поправить. Крайне важно чётко диагностировать тот зачаток, с которого всё и началось. Если удастся правильно обозначить первопричину происходящего с Вами, то появится реальный шанс измениться к лучшему.
Думаю, что поможет нам в этом, условно называемый, компенсаторный подход. Его суть заключается в том, что многие отрицательные черты характера, по своей сути, есть не что иное, как попытка компенсировать внутреннюю духовную пустоту, заполнить её неким содержанием. Вот возьмите и проанализируйте свои реальные достижения и неудачи. Чего будет больше, в какой мере Вы удовлетворены своим положением в обществе, какие страхи больше всего Вас терзают? Именно тут Вы и найдёте решение своей проблемы.
Займитесь какой-либо общественно-полезной деятельностью. Каждое утро задавайтесь вопросами по поводу того, какая польза от Вас окружающим, что доброго и хорошего Вы можете совершить. Вечером же уделите время анализу того, что удалось совершить за ушедший день. Будьте уверенны, что действуя (именно действуя, а не размышляя) таким образом, Вы в самое короткое время избавитесь от мучающего Вас недуга.
Мухаммад-Амин — хаджи Магомедрасулов
теолог
Алиасхаб Анатольевич Мурзаев
психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям
Источник
Что должен знать верующий о таком качестве, как высокомерие /кибр/
Высокомерие – это черта, подобающая только Аллаху
Из прекраснейших имён Аллаха — «Мутакаббир», что означает: Гордый.
Аллах Всевышний говорит:
«Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далёк от того, что они приобщают в сотоварищи». аль-Хашр, 59:23.
Передают со слов Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Величие — Мой изар, а гордость — это Моя накидка, Я брошу в огонь того, кто будет соревноваться со Мной в этом». Муслим 2620, Абу Дауд 4090.
Имам ан-Навави сказал: «Под словами “кто будет соревноваться со Мной” имеется в виду желание иметь это качество наряду с Аллахом. Это грозное предупреждение, которое отчётливо показывает, что высокомерие является запретной чертой». См. «Шарх Сахих Муслим» 16/173.
Также передано от ‘Ияда ибн Химара аль-Муджаша’и, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал во время одной из хутб: «Аллах ниспослал мне, что вы должны быть скромными, и что бы никто не гордился перед другим, и не преступал против другого». Муслим 2865.
Аль-Маджд ибн Тамиййа сказал: «Аллах запретил устами пророка, да благословит его Аллах и приветствует, два вида плохого отношения к людям: гордыню и притеснение против них и презрение к ним». См. «Файдуль-Кадир» 2/217.
Что такое высокомерие
Об этом поведал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со слов ‘Абдуллы ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах: «Не войдёт в рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку!» Услышав это, один человек спросил: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми?!» На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, однако высокомерие – это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям». Муслим 91.
Высокомерие может быть нескольких видов, из них:
- Когда человек не принимает истину и выдвигает ложные аргументы против неё, как это упоминалось в хадисе от ‘Абдуллы ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах: «Высокомерие – это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям».
- Когда человек восхищается своей красотой, роскошью своей пищи или одежды и поэтому он испытывает гордость, высокомерие и превосходство над людьми.
Примеры проявления высокомерия из Корана
«Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили их за то, что они приобретали» аль-А’раф, 7:96.
«У него были плоды (или богатство), и он сказал своему товарищу, беседуя с ним: “У меня больше имущества и помощников, чем у тебя”» аль-Кахф, 18:34.
Первым, кто проявил высокомерие по отношению к Аллаху и Его созданию был проклятый Иблис, когда Аллах приказал ему пасть ниц перед Адамом, но он высокомерно отказался, сказав: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины».
Аллах Всевышний говорит:
«Мы сотворили вас, потом придали вам облик. Потом Мы сказали ангелам: “Падите ниц перед Адамом!” Они пали ниц, и только Иблис не был в числе поклонившихся. Он сказал: “Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?” Он сказал: “Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины”» аль-А’раф, 7:11-12.
Высокомерие присуще Иблису, и поэтому каждый, кто хочет быть высокомерным, должен понять, что он приобретает черту дьяволов, а не черту достопочтимых ангелов, которые повиновались своему Господу и пали ниц. И «нафх» – высокомерие, порождённое наущениями сатаны.
Примеры высокомерия из Сунны
Высокомерие относится к числу основных характерных особеностей зла, так как оно завлекает человека, которому присуще это качество, в огонь и удаляет его от рая.
Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не войдет в рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку!» Муслим 91, Абу Дауд 4091, ат-Тирмизи 1999.
Кроме того, передают со слов Хариса ибн Вахби аль-Хуза’и, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал людям: “Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в огне? Это — каждый грубый, жадный и горделивый”». аль-Бухари 4918, Муслим 2853.
О наказании для высокомерных
Всевышний Аллах говорит:
«Когда ему говорят: “Побойся Аллаха”, гордыня подталкивает его на грех. Довольно c него Геенны! Как же скверно это ложе!» аль-Бакъара, 2:206.
«А также Карун, Фараон и Хаман! Муса явился к ним с ясными знамениями, но они превознеслись на земле и не смогли опередить наказание» аль-Анкабут, 29:39.
‘Амр ибн Шуайб передал со слов своего отца и деда о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскрешения высокомерные будут собраны как муравьи в форме человека. Унижение постигнет их со всех сторон. Их погонят в тюрьму в Аду, названную Баулас, где самый горячий огонь будет вздыматься над ними, и их будут поить напитком обитателей ада под названием тинатуль-хабаль». ат-Тирмизи 2492. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Тирмизи» 2025, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3583, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8040, «Мишкат аль-масабих» 5112.
Передают со слов Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Шёл, горделиво ступая, причёсанный человек, на котором была нравившаяся ему одежда, как вдруг Аллах заставил землю поглотить его, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскрешения». аль-Бухари 5789, Муслим 2088.
И хадис, в котором говорится, что ад сказал: «Моя доля – высокомерные». аль-Бухари 4850, Муслим 2846.
Про методы борьбы с высокомерием и избавления от него
Сообщается, что, обращаясь к Аллаху со своими мольбами, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил:
اللَّهمَّ إنِّي أسألُكَ قلبًا سليمًا /Аллахумма, инни асъалюка къальбан салиман!/
«О Аллах, поистине, я молю Тебя сделать моё сердце здравым!”» Ахмад 4/123 и ан-Насаи 3/54. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3228.
Имам ан-Навави сказал: «Праведность сердца достигается только путём его освобождения от таких скрытых недугов, как ненависть, злоба, завистливость, жадность, скупость, высокомерие, склонность к высмеиванию других, стремление к показному, желание прославиться, хитрость, алчность и неудовлетворённость предопределённым…».
Ибн Раджаб сказал: «Здоровым сердцем является сердце, свободное от недугов и всего порицаемого. В таком сердце нет ничего, кроме любви к Аллаху, страха перед Ним и страха перед тем, что удаляет от Него». См. «Сорок хадисов» имама ан-Навави; хадис № 6.
Одним из способов борьбы с высокомерием является осознание того факта, что вы такой же, как и другие люди, а другие люди – такие же как вы. Они были рождены от матери и отца, как и вы. Воистину, критерием превосходства одного человека над другим является богобоязненность. Аллах Всевышний говорит:
«…и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный». аль-Худжурат, 49:13.
Высокомерный мусульманин должен понять, что несмотря на все свои достижения, он всё равно слишком слаб, чтобы пробурить землю или достигнуть высоты гор.
Всевышний Аллах сказал:
«Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!» аль-Исра, 17:37.
Также Аллах говорит:
«Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов. Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос – это рёв осла». Лукъман, 31:18-19.
Сказал аль-Къуртуби: «Слова: “не шествуй по земле кичливо” запрещают высокомерие и призывают к скромности. Арабское слово “мара”, переведённое как “кичливость”, означает чрезмерный восторг или, как было сказано, высокомерие в походке и слишком высокое самомнение.
Сказал Къатада: “Это значит хвастливая походка, или это означает тщеславие”.
Все эти толкования близки по смыслу, но их можно разделить на две категории: порицаемые и восхваляемые. Высокомерие, тщеславие, хвастовство, высокое самомнение являются порицаемыми; радость и энергичность являются восхваляемыми». См. «Тафсир аль-Къуртуби», 10/260.
Другим способом избавления от высокомерия является осознание того факта, что в день Воскрешения человек будет воскрешён маленьким, как муравей, которого топчут ногами. Высокомерный человек ненавистен другим людям так же, как он ненавистен Аллаху. Люди любят скромных, терпеливых и мягких людей и ненавидят грубых и жестоких.
Чтобы избавиться от высокомерия, необходимо помнить, что человек и моча вышли из одного места. Он берёт свое начало из презренной капли спермы, а закончит свою жизнь загнившим трупом, а в промежутках между этим он является лишь сосудом с нечистотами. Чем же гордиться и восхваляться?!
Относительно гордости за свою религию или за принадлежность к ней и то, что это узаконено в Исламе и является праведным деянием
Это наглядно демонстрирует нам история одной из битв. Абу Суфьян, предводитель курайшитов, гордился своей религией и религией своего народа – в тот период, когда он ещё не принял Ислам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил на его хвастовство, выражая гордость мусульман к принадлежности к своей религии и признания Единства Господа миров.
Как гласит об этом хадис от аль-Бары ибн ‘Азиба, что после битвы при Ухуде Абу Суфьян ибн Харб стал декламировать стихи: «Возвышайся, Хубал, возвышайся, Хубал!» Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: «Разве вы не ответите ему?» Люди спросили: «О посланник Аллаха, что же нам говорить?» Он сказал: «Говорите: “Аллах более высок и велик!”» Потом Абу Суфйан сказал: «Поистине, есть у нас идол аль-‘Уззы, а у вас нет!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова сказал своим сподвижникам: «Разве вы не ответите ему?» Люди спросили: «О посланник Аллаха, что же нам говорить?» Он сказал: «Говорите: “Наш Покровитель — Аллах, а у вас нет Покровителя!”». аль-Бухари 3039.
Аллах оповестил Своих рабов о том, что истинная гордость и совершенная слава может быть достигнута лишь при подчинении Ему.
Аллах Всевышний сказал:
«Если кто жаждет могущества, то ведь могущество целиком принадлежит Аллаху. К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние (или праведное деяние возносит прекрасное слово; или праведное деяние возносит человека). А тем, которые замышляют злодеяния, уготованы тяжкие мучения, и их замыслы окажутся безуспешными» Фатыр, 35:10.
Это значит: кто хочет почета в этом мире и в Следующей жизни, тот пусть придерживается послушания Аллаха, тогда он получит то, что желает, потому что Аллах даёт пропитание в этом мире и в следующем, и вся честь, сила и слава принадлежат Ему, как Он сказал:
«…которые берут своими помощниками и друзьями неверующих вместо верующих. Неужели они хотят обрести могущество с ними, если могущество целиком присуще Аллаху?» ан-Нисаъ, 4:139.
«Пусть тебя не печалит то, что они говорят, ибо могущество целиком принадлежит Аллаху. Он – Слышащий, Знающий» Юнус, 10:65.
«Могущество присуще Аллаху, Его посланнику и верующим, но лицемеры не знают этого» аль-Мунафикъун, 63:8.
Муджахид сказал: «“кто жаждет могущества” – посредством поклонения идолам, то: “ведь могущество целиком принадлежит Аллаху”».
Къатада сказал: «“Кто желает чести, почета, могущества и славы, то Аллаху принадлежит вся честь, могущество и слава”,то есть тому следует искать чести, могущества и славы в подчинении Аллаху, Преславен Он и Возвышен». См. «Тафсир Ибн Касир», 6/536.
Сказал Ибн аль-Къаййим: «Аллах, хвала Ему, сделал величие парой повиновения Ему, а унижение четой Его ослушания. Всевышний сказал:
«Могущество присуще Аллаху, Его посланнику и верующим…» аль-Мунафикъун, 63:8. И сказал Всевышний: «Не слабейте и не печальтесь, в то время как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» Али ‘Имран, 3:139.
Вера — это слово и деяние, явное и скрытое, как сказал Всевышний:
«Если кто жаждет могущества, то ведь могущество целиком принадлежит Аллаху. К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние» Фатыр, 35:10.
Это означает – кто желает величия, пусть ищет его в повиновении Аллаху и Его поминании через слова добрые и благие деяния.
И как приводится в мольбе молитвы витр: “И, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать!” Абу Дауд и другие от Хасана ибн ‘Али ибн Абу Талиба, хадис достоверный. См. «Мамаридуль-Аман» стр. 105-106.
Кто повинуется Аллаху, того Он уже поддержал в повиновении Ему, и ему доля величия в зависимости от его повиновения, а с тем, кто Его ослушался, Он стал враждовать, и ему доля унижения в зависимости от его ослушания». См. «ад-Даъ ва даваъ», стр. 239.
Источник