- Картавость у взрослых: мне уже 20, 30, 40 лет – не поздно ли исправить картавость?
- Картавость
- Причины
- Диагностика
- Лечение картавости
- Профилактика
- Ринолалия (гнусавость) — симптомы и лечение
- Определение болезни. Причины заболевания
- Причины ринолалии
- Симптомы ринолалии
- Патогенез ринолалии
- Устройство речевого аппарата
- Открытая ринолалия (гиперназальная речь)
- Закрытая ринолалия (гипоназальная речь)
- Смешанная ринолалия
- Классификация и стадии развития ринолалии
- Осложнения ринолалии
- Диагностика ринолалии
- Инструментальные методы обследования
- Пробы для определения типа ринолалии
- Лечение ринолалии
- Лечение закрытой ринолалии
- Лечение открытой ринолалии
- Осложнения после операции
- Прогноз. Профилактика
Картавость у взрослых: мне уже 20, 30, 40 лет – не поздно ли исправить картавость?
Одной из наиболее частых причин обращения к логопеду является просьба исправить «картавость». В этой статье мы поговорим о том, что же такое «картавость» и можно ли ее исправить во взрослом возрасте.
Под «картавостью» понимаются любые нарушения произношения звуков Р и Рь. Исходя из названия «картавость» — звук при этом напоминает голос вороны, т.е. он не звонкий, неприятный на слух.
В логопедии это нарушение звукопроизношения называется «ротацизм» и может проявляться в самых разных вариантах.
Обычно звук «Р» появляется к 5-6 годам, т.к. он довольно сложный для произнесения и речевые мышцы ребенка должны быть крепкими и хорошо координированными. Для правильного произнесения этого звука необходимо поднять широкий язык к верхним зубам и сильно подуть на кончик языка, тогда получится то самое желаемое дрожание (вибрация)кончика языка и человек «зарычит».
Однако в силу разных причин (слабые мышцы языка, короткая подъязычная связка, пример неправильного произношения звука в окружении и др.) самостоятельно овладеть этим сложным умением ребенок оказывается не в состоянии. Тогда в качестве замены человек ищет звук, похожий на рычание, горловой, который образуется довольно просто и даже трехлетний ребенок может его воспроизвести.
В том случае, если родители заметили эту проблему и отвели ребенка на занятия к логопеду, «картавость» уберут, т.е. научат произносить звук правильно и закрепят в речи нормативное звучание.
Однако не всегда все складывается так удачно. Очень часто в детском возрасте (до школы) картавость не удалось исправить (не было времени, возможности, желания и т.д), и взрослым людям кажется, что время уже упущено, поздно что-то менять.
Однако опыт показывает, что это совсем не так, и в 15, 20 ,30, 40 лет — все поправимо, если у человека есть сильное желание изменить свою речь и избавиться от «картавости».
Конкретные жизненные истории показывают, что картавость устранима, однако в силу индивидуальных особенностей, время и усилия по преодолению этой проблемы будут отличаться. Каждый человек уникален, неповторима и его «картавость».
Ниже мы приведем несколько реальных истории из логопедической практики по исправлению картавости во взрослом возрасте.
16 лет: на прием пришла девушка Юлия, она в детстве ходила к логопеду, но ленилась заниматься и исправить звук «р» не удалось. В старших классах школы она начала вести свой блог в интернете и поняла, что картавость ей мешает. После обследования стало понятно, что никаких физиологических препятствий для того, чтобы поставить звук, нет, но мышцы языка очень слабые. В течении 3-х недель шел этап постановки звука (артикуляторная гимнастика, дыхательная гимнастика), занятия проходили 2 раза в неделю с логопедом + дома Юля делала упражнения сама. После того, как звук «Р» был сформирован, началась его автоматизация. Было непросто, в основном из-за того, что девушка часто пропускала домашние речевые тренировки. Но через 5 месяцев после первого занятия проблема была решена. Юля научилась правильно и бегло использовать новый звук. Важно отметить, что в непростой работе над закреплением нового звука ей помогали мама и подруга. Помощь близких людей в работе над звуками, как и вообще в любых начинаниях, очень важна.
19 лет: студентка второго курса Евгения обратилась с просьбой помочь ей избавиться от картавости. Она активно участвовала в студенческих конференциях и очень стеснялась своей речи. В ходе осмотра оказалось, что Евгения может правильно произнести звук «Р», т.к. в детстве немного занималась с логопедом, но потом семья переехала в другой город и там не получилось продолжить занятия. За 6 занятий, которые растянулись на 2 месяца, т.к. у девушки была сессия, а потом каникулы, звук «Р» был полностью автоматизирован и введен в речь. Такие быстрые результаты объясняются тем, что звук Р уже был сформирован, поэтому не пришлось его ставить, и огромной работоспособностью Евгении. Каждый день по 1.5 часа она занималась дома, «рычала» по дороге в институт, т.е. использовала все возможности, чтобы потренировать новое звучание. Через 1 месяц на контрольном занятии она рассказала, что теперь не стесняется выступать и знакомиться с новыми людьми.
20 лет: студентка второго курса Александра. Была направлена на консультацию после прохождения мед. комиссии в Академии, где учится на диспетчера полетов. Девушке поставили условие – либо избавляется от картавости, либо отчисляется. Изначально была настроена очень негативно, т.к. картавость ей никогда не мешала в общении. После беседы с логопедом решила попробовать . и смогла «зарычать» на первом занятии, без спец. приспособлений, после речевой гимнастики и показа правильной артикуляции. Такой быстрый результат воодушевил девушку, она пришла на повторное занятие, а потом пропала на 1.5 месяца. После этого в течении месяца занималась очень нерегулярно, то отменяла занятия, то переносила их. После очередной беседы с логопедом выяснилось, что девушка уже психологически готова к занятиям, но при этом параллельно принимает участие в конкурсе игровых костюмов (она талантливо шьет) и сейчас у нее мало свободного времени. После завершения конкурса Александра стала регулярно заниматься и через 3 месяца звук полностью автоматизировался в речи, вопрос об отчислении из института больше не вставал.
29 лет: Алексей, программист, был недоволен своей картавостью, т.к. она мешала работе. После осмотра выяснилось, что он неправильно произносит еще и свистящие звуки, из-за чего речь приобретает нечеткий характер. Алексей решил, что уж если исправлять речь, то всю сразу, но захотел начать именно с «картавости». Звук «Р» был сформирован быстро, за 2 занятия, а через 26 занятий полностью введен в речь. Через 1 месяц после завершения интенсивных занятий молодой человек пришел на контрольный осмотр, рассказал о своих ощущениях от нового звука. После этого мы приступили к исправлению свистящих звуков. Работа над ними прошла также легко, т.к. Алексей регулярно занимался 2 раза в неделю в центре и ежедневно тренировался дома самостоятельно.
29 лет: Артем, химик. Был недоволен своей дикцией и картавостью. Несколько уроков по дикции получил у педагога по технике речи, а за исправлением картавости обратился к логопеду. Смог зарычать на первом же занятии, после гимнастики и по подражанию правильной артикуляции. Через 2 занятий, когда звук Р был легким, началась его автоматизация, т.е. закрепление в слогах, словах, фразах. Регулярно занимался 2 раза в неделю и записывал своих тренировки на диктофон или компьютер (совет от логопеда, чтобы лучше контролировать процесс). Через 2 месяца новый звук был введен в речь и полностью автоматизирован.
35 лет: Виктор, специалист в области масс-медиа. Всю свою жизнь переживал из-за того, что не может правильно произносить звуки Р, Рь. Наконец решился и пришел на занятие. Первые 2 занятия был очень напряжен, стеснялся, что надо сидеть перед зеркалом и «кривляться» (гимнастика для мышц языка является необходимым этапом постановки правильного произношения). После того, как звук был поставлен и началась его автоматизация, расслабился и стал получать удовольствие от процесса. Занимался в течении 5 месяцев, 2 раза в неделю с логопедом и каждый день дома.
Эти истории показывают, что если у человека есть желание преодолеть свои речевые трудности и избавиться от картавости, то взрослый возраст не помеха, а плюс.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или
, или заполнив форму ниже.
Консультация психолога онлайн | |
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта | |
Семейный психолог: консультации | |
Консультация сексолога / сексопатолога | |
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации | |
Коучинг (лайф коучинг) | |
Логопед для взрослых | |
Логопед для ребенка | |
Психологическая диагностика | |
Профориентация для подростков и взрослых |
Работа в Fidem |
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Источник
Картавость
Картавость (ротацизм) — расстройство речи, характеризующееся нарушением произношения звука «р» при сохранности понимания речи, ее словарного запаса и грамматического строя. Является самой распространенной формой дислалии (нарушения звукопроизношения). В большинстве случаев не является врожденным речевым дефектом.
Выделяется четыре вида ротацизма:
- увулярный ротацизм – вибрирует маленький язычок мягкого нёба;
- велярный ротацизм – вибрирует весь край мягкого нёба;
- боковой ротацизм – вибрирует один из боковых краев языка («хлюпающее» или щечное произношение звука «р»);
- одноударный ротацизм – язык один раз ударяется об альвеолы без вибрации.
Причины
Многие люди в настоящее время хотят узнать, как перестать картавить. Причинами данного расстройства речи становятся:
- механический фактор (массивная и слишком короткая подъязычная складка, неправильный прикус, травмы ротовой полости, слабость мышц языка);
- функциональный фактор (неправильное речевое воспитание, иноязычное речевое окружение, двуязычие в семье, нарушение фонематического слуха, выбор неправильной артикуляции);
- наследственный фактор (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть).
Диагностика
Чтобы установить, как избавиться от картавости, врач-логопед проводит полное логопедическое обследование, в ходе которого выясняет:
- уровень звукового анализа;
- особенности звукопроизношения;
- состояние и подвижность артикуляционного аппарата;
- состояние слуха, зрения;
- особенности психоречевого развития;
- словарный запас;
- особенности грамматики, письма, чтения, памяти, слухового письма;
- развитие зрительного восприятия.
Лечение картавости
Исправление картавости – длительный и сложный процесс. Чем младше возраст ребенка, тем быстрее лечится ротацизм. В период лечения врач проводит логопедическую, психо-коррекционную, педагогическую, коммуникативную работу:
- постановка звуков;
- массаж языка;
- упражнения для осуществления механической вибрации передней части языка;
- упражнения на автоматизацию звука «р»;
- артикуляционная гимнастика.
Картавость у взрослых людей наблюдается в 2% случаев. Для исправления дефекта в зрелом возрасте может потребоваться хирургическое вмешательство на мышцах языка.
Профилактика
Чтобы в будущем не сталкиваться с проблемой, как исправить картавость, рекомендуется самостоятельно заниматься с ребенком развитием речи и своевременно обращаться за помощью к логопеду.
Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.
Источник
Ринолалия (гнусавость) — симптомы и лечение
Что такое ринолалия (гнусавость)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Мисюрина Ю. В., ЛОРа со стажем в 18 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Ринолалия (с греч. «носовая речь») — это искажение произносимых звуков из-за функционального нарушения или анатомических дефектов речевого аппарата. Речь при этом приобретает характерный гнусавый тембр.
Ринолалию, или гнусавость, часто путают с ринофонией. Их нужно отличать, чтобы правильно спланировать лечение. При ринофонии нарушается формирование голосовых звуков и возникает «коверкание слов». При ринолалии, напротив, слова понятны, но страдает их произношение [1] [2] [10] .
Причины ринолалии
Ринолалия бывает органической и функциональной [7] [8] [9] [10] .
К причинам органической ринолалии относятся:
1. Слишком широкое сообщение между носовой и ротовой полостями — так называемая открытая ринолалия. Она может развиваться в результате:
- расщелины мягкого и/или твёрдого нёба;
- паралича мягкого нёба при миастении — мышечной слабости, вызванной аутоиммунным заболеванием;
- детского псевдобульбарного паралича — обездвиживания мышц из-за прерванной передачи сигналов от коры головного мозга к нервам;
- дифтерии;
- врождённого укорочения мягкого нёба;
- пареза мягкого нёба, то есть снижения силы его мышц.
2. Слишком узкий просвет или непроходимость полости носа и носоглотки — закрытая ринолалия. Она возникает при непроходимости в задних отделах носовой полости. Причинами этого могут быть:
- увеличение аденоидов;
- атрезия хоан (частичное или полное заращение внутренних носовых отверстий) и другие редкие врождённые аномалии развития;
- рубцовая деформация мягкого нёба в результате воспаления при сифилисе, туберкулёзе и склероме — инфекционном воспалительном заболевании дыхательных путей с образованием узелков;
- травмы, опухоли и полипы носоглотки.
3. Передняя закрытая ринолалия возникает при патологии передних отделов носовой перегородки, полипах в полости носа и гипертрофии носовых раковин.
Функциональная ринолалия также подразделяется на закрытую и отрытую:
- закрытая может развиваться при воспалительном отёке во время ОРЗ и сезонного аллергического ринита;
- открытая — после удаления увеличенных нёбных миндалин и хирургического лечения храпа.
Открытая гнусавость, как и закрытая, характерна для речи глухого человека. Он не слышит звуки и имитирует их, «читая по губам», но повторить слаженный механизм работы речевого аппарата не может [11] .
Симптомы ринолалии
Ринолалия — это не заболевание, а симптом, который возникает при врождённых аномалиях развития и патологиях носа и глотки [9] . Она может быть следствием как безобидного разрастания глоточной миндалины, так и поражения центральной нервной системы. Эти болезни сопровождаются самыми разнообразными симптомами. При этом к характерным признакам ринолалии относят только гнусавый тембр голоса и невнятную речь [1] [2] .
Патогенез ринолалии
Механизм появления ринолалии связан с работой нёбно-глоточного клапана, объединяющего дыхательные и пищеварительные пути. Этот аппарат представлен мышцами мягкого нёба и стенками глотки, которые управляют и глотанием, и формированием речи.
При глотании мягкое нёбо поднимается и прижимается к задней стенке глотки. Чтобы пищевой комок мог устремиться вниз к пищеводу, носоглотка отделяется от ротовой полости. Такой же механизм используется и при речи.
Устройство речевого аппарата
Речевой аппарат состоит из трёх отделов:
- дыхательного — диафрагма, мышцы брюшного пресса и грудная клетка с расположенными в ней лёгкими, трахеей и бронхами;
- голосового — гортань с голосовыми связками; сюда же относятся резонаторы, усиливающие звук в гортани, а именно носовая, ротовая и гайморовые полости;
- артикуляционного — язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твёрдое нёбо.
Воздушная волна из лёгких направляется в трахею, где встречает первое препятствие — голосовые связки. Проходя сквозь них, воздух вызывает ритмичные колебания, и создаётся звук, называемый тоном. Если голосовые связки раздвинуты, то они не колеблются, в этом случае возникает шум.
Струя воздуха, состоящая из чистого тона, проходит ротовую полость свободно — так появляются гласные. Воздушный поток из тона и шума или одного шума встречает на своём пути препятствия: губы, язык и нёбо. Из сочетаний тона и шума с преградами на пути создаются различные звонкие и глухие согласные.
Открытая ринолалия (гиперназальная речь)
При открытой ринолалии струя воздуха проходит через рот и нос одновременно. Нарушение чаще всего возникает при расщелинах нёба, когда полости рта и носа полностью или частично соединены. В результате этого воздух движется неправильно и возникает специфический назальный акустический эффект, или гнусавость [13] .
Закрытая ринолалия (гипоназальная речь)
Это состояние вызвано органическими причинами, нарушающими ток воздуха в полости носа или носоглотке. Непроходимость носа затрудняет образование согласных «м», «н», «р», «к», «х», которые слышатся как «б», «д» или «л» [8] .
Если нос закупорен спереди, то речь приобретает носовой тембр. Препятствие в заднем отделе делает её глухой и отрывистой [12] .
Смешанная ринолалия
При смешанной ринолалии, возникающей при полипах и опухолях, присутствуют оба типа нарушений. Мягкое нёбо оттесняется новообразованием вперёд, что приводит к расширению носоглоточного пространства. Нёбная занавеска при этом временно обездвижена и дрябло свисает на расстоянии от задней стенки глотки [7] .
Классификация и стадии развития ринолалии
Обе формы могут быть открытыми и закрытыми.
Стадии ринолалии не выделяют. Встречается только описание степеней нарушений:
- Первая степень. Гнусавость и дефекты в речи не заметны.
- Вторая степень. Речь понятна, но в произношении появляются гнусавость и ошибки.
- Третья степень. Гнусавость и ошибки становятся более слышны.
- Четвёртая степень. Возникает выраженная гнусавость и невнятная речь с сопутствующими мимическими движениями [1] .
Осложнения ринолалии
Будучи симптомом, ринолалия не вызывает каких-либо осложнений. Нарушения речи могут стать причиной трудностей при общении и социальной адаптации, но называть это осложнениями некорректно.
Также нельзя сказать, что ринолалия приводит к задержке психического развития. И то, и другое — симптомы поражения центральной нервной системы, а не осложнения друг друга.
Диагностика ринолалии
Диагностика начинается с консультации врача, прежде всего ЛОРа, а также специалиста челюстно-лицевой хирургии, стоматолога, невролога и логопеда. В некоторых случаях может понадобиться помощь генетика, онколога и рентгенолога.
На консультации оториноларинголог:
- Выяснит, есть ли проблемы с дыханием и глотанием, когда они появились и как часто возникают.
- Проведёт: фарингоскопию — визуальный осмотр зева, нёбных миндалин и задней стенки глотки с помощью шпателя при прямом освещении или с лобным рефлектором и зеркалами; переднюю и заднюю риноскопию — осмотр переднего отдела носа с помощью носового зеркала и заднего отдела со шпателем и носоглоточным зеркалом.
Инструментальные методы обследования
- Видеоназофарингоэндоскопия. Во время процедуры эндоскоп вводят через ноздрю, и с его помощью осматривают носовую полость, носоглотку и хоану — костную арку между ними. Метод позволит оценить подвижность мягкого нёба при произношении «ротовых» звуков», то есть образуемых в полости рта. К ним относятся все гласные и часть согласных, например «п», «б», «т», «ф», «с», «ш».
- Компьютерная томография полости носа и рентгенография шеи в боковой проекции.
- Назометрия — объективная оценка речи при открытой ринолалии. Позволяет определить повышенное давление воздуха в носу при произношении звуков [9] . Для этого в нём устанавливаются датчики, которые активизируются при прохождении воздушной струи. Они не фиксируют нормальные перепады давления и определяют их только при открытой ринолалии.
- Флуороскопия основана на ионизирующем излучении. Метод показывает движения мягкого нёба, но из-за вредного воздействия его редко назначают детям.
Дополнительные методы применяются для уточнения диагноза. При ринолалии они помогут определить расположение причинного дефекта. Стандартный осмотр и дополнительное обследование позволяют выявить анатомические особенности и патологию полости носа, а также аномалии строения нёбно-глоточного клапана.
Пробы для определения типа ринолалии
Определить тип ринолалии помогут специальные пробы:
- Проба с зеркалом. Холодное зеркало или пластинку Чермака держат перед носом пациента, когда он произносит гласные звуки. Запотевание зеркала указывает на утечку воздуха через нос, что характерно для открытой гнусавости. У пластинки Чермака есть кольца, которые показывают степень запотевания и позволяют оценить утечку воздуха через нос.
- Тест с последовательным произношением гласных звуков «АА-ЭЭ». При гиперназальной речи изменяется звучание гласных букв — появляется характерное носовое произношение, не свойственное гипоназальной речи.
- Тест «надувания щеки» с высунутым языком позволяет выявить органическую причину гиперназальной речи. Если мягкое нёбо укорочено из-за неполной расщелины, то пациент не сможет одновременно высунуть язык и надуть воздухом щёки.
- Симптом «занавески» наблюдается при параличе мягкого нёба. В этом случае из возможных причин ринолалии важно исключить неврологические заболевания.
Лечение ринолалии
Лечение пациентов с ринолалией состоит из устранения причин гнусавости и последующей логопедической реабилитации.
Лечение закрытой ринолалии
Направлено на восстановление нормальной проходимости полости носа и носоглотки. Для лечения закрытой ринолалии применяются:
- аденотомия и полипотомия — удаление аденоидов и полипов;
- септопластика — хирургическая коррекция искривлённой носовой перегородки;
- конхотомия — частичное удаление носовой раковины.
После операции необходима реабилитация. Она проводится совместно с логопедом, он же определяет её длительность. Реабилитация заключается в выполнении упражнений, например таких:
- произношение с придыханием протяжных носовых звуков: хМ—-хН——хНГ;
- произношение комбинации носовых и смычных звуков с ударением на носовые: а́ мпа—— а́ нта—- а́ нка и т. д. [7]
Лечение функциональной закрытой гнусавости направлено на устранение причин расстройства дыхания: насморка и аллергии. После терапии могут понадобиться логопедические занятия [11] .
Лечение открытой ринолалии
Лечение органической открытой ринолалии, вызванной расщелиной нёба, проводится совместно с устранением основного заболевания.
Ортопедическое лечение. При открытой ринолалии используются мягкие и жёсткие обтураторы — приспособления для временного закрытия дефекта нёба, напоминающие зубной протез. Резиновый обтуратор применяется с самого рождения, он важен при кормлении ребёнка. Впоследствии его заменяют жёстким обтуратором, который носится до проведения хирургического лечения.
Хирургическое лечение включает:
- операции по закрытию дефекта дна полости носа;
- коррекцию нёбно-глоточной недостаточности и сращений мягкого нёба с задней стенкой глотки.
Операция по закрытию дефекта дна полости носа проводится в первый год жизни, после появления молочных зубов. Беззубый рот новорождённого приспособлен для активного грудного вскармливания — у ребёнка есть десневая мембрана и выраженные складки эпителия твёрдого нёба. Они помогают малышу удерживать сосок матери при кормлении.
Кроме того, ребёнок может одновременно сосать и дышать. Такое возможно благодаря соединению высоко расположеной гортани непосредственно с носом. Сосательный рефлекс, утрачиваемый с появлением зубов, способствует развитию мышц языка и дна полости рта, челюстей, жевательных и мимических мышц.
Операция по пластике расщелины верхней губы называется хейлопластикой.
К методам хирургической коррекции расщелины нёба относятся двухлоскутная уранопластика V-Y лоскутами и операция по Furlow [9] . Разница между ними заключается в способе и месте формирования лоскутов, которые впоследствии сшиваются и увеличивают длину мягкого нёба. При двухлоскутной пластике формируется прямой шов, при пластике по Furlow — Z-образный [14] .
Операция при нёбно-глоточной недостаточности проводится тремя способами: уранопластика по Furlow, фиксация к мягкому нёбу глоточного слизисто-мышечного лоскута и фарингопластика [9] .
Операция при сращениях мягкого нёба с задней стенкой глотки состоит в рассечении, отделении, а самое главное — в удержании разъединённых тканей в нужном положении, пока сохраняется риск повторного сращения [6] .
До и после хирургического лечения и при ношении обтуратора для тренировки мышц нёбно-глоточного клапана проводятся логопедические упражнения. Их цель — мобилизовать мягкое нёбо для нормального разделения носовой и ротовой полостей [7] [11] .
- при произношении гласных, например а – А, второй слог говорят громче и выше, чем первый: А——а а———о а——е а———-и а———у; постепенно гласные становятся чище и теряют свой носовой оттенок.
- произношение отдельных звуков, начиная с «б», «п», «д», «т», «г», «к», с последующим их сочетанием с гласными: аТ———а аТ—————о аТ—————у.
Также для лечения применяют механические приспособления: фонендоскоп М. Зеемана и артикуляторы Пискунова.
Фонендоскопом М. Зеемана тренируется ротовое речевое дыхание. При неправильном токе воздуха, возникающем при его прохождении через нос, воздушная струя ударяет по барабанной перепонке и вызывает небольшую боль или неприятные ощущения.
Артикуляторы Пискунова — съёмные приспособления, которые закрепляют на зубах пациента. С их помощью формируют нужный артикуляционный уклад.
Осложнения после операции
Кровотечение — это частое осложнение любой операции. Другим негативным последствием хирургического вмешательства может стать стеноз, или сужение дыхательных путей. Оно возникает из-за отёка языка при длительном сдавлении роторасширителем во время операции.
К осложнениям позднего периода относятся закрытие просвета глотки тканями нёба, изменение анатомии ротоглотки и формирование фистулы — патологического хода [9] .
Прогноз. Профилактика
Прогноз зависит от основного заболевания, из-за которого нарушилась речь. Если диагностика и лечение проведены своевременно и успешно, то он благоприятный.
Закрытая ринолалия, вызванная обструкцией носа, проявляется не только гнусавостью, но и затруднением носового дыхания. Оно может стать причиной хронического недостатка кислорода и неправильного развития лицевого отдела детского черепа.
У пациентов с расщелиной нёба и открытой ринолалией может нарушиться дыхание и возникнуть сложности с питанием: ребёнок не может сосать грудь и в дальнейшем есть обычную пищу.
Профилактика ринолалии заключается в периодических медицинских осмотрах для раннего выявления патологии носа и глотки. Также следует проводить санацию очагов хронического воспаления верхних дыхательных путей, а при первых признаках нарушения речи посетить логопеда [9] .
Источник