- Муравьи и Муравейники для детей детского сада. план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект занятия по познавательному развитию «Муравьи — санитары леса» в старшей группе
- Ход занятия:
Муравьи и Муравейники для детей детского сада.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых,
которые питаются листвой, корой деревьев.
Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Муравьи и муравейники | 76.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 (МБДОУ д/с № 29)
143405, Московская область, г. Красногорск, Красногорский бульвар д. 15
Конспект открытого занятия по ФЦКМ
в подготовительной группе № 2
на тему « Муравьи и муравейники »
г. Красногорск, Московская область
Занятие по ФЦКМ для детей
«Муравьи и муравейники»
Интеграция образовательных областей:
- социально — коммуникативное развитие.
- познавательное развитие (экология).
- речевое развитие.
- Познакомить с муравьями, как представителями насекомых,
- Дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника,
- Развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе.
- Дать детям элементарные представления о полезной деятельности муравьев и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет их гнёзда.
- Объяснить, что строительство муравейника — это большой труд многих тысяч шестиногих созданий.
- Учить детей доброжелательному отношению к другим живым существам.
- Разъяснить им, почему муравейники разорять нельзя.
- Формировать связную речь.
- Развивать эмоциональность речи.
- Фантазию в процессе отгадывания загадок.
Материал к занятию :
- картина “В лесу”,
- картинки с изображением насекомых,
- рисунок пенька,
- природный материал (веточки, сухие листья, хвоя и др.)
- разрезная картинка «муравей»,
- игрушечный муравей,
- картинки муравьев – чёрных, рыжих,
- картинки муравейника в срезе,
- энциклопедия о жизни насекомых.
Методы и приемы:
Беседа о муравьях, дидактическая игра «Собери картинку муравья», загадки о насекомых, показ картинок, дидактическая игра «Угадай, кого не стало», подвижная игра «Собери муравейник», беседа о пользе насекомых.
1. Введение игрового момента.
Воспитатель : Расскажу я вам, ребята, интересную историю.
Когда я была такой же, как вы, мы гуляли в лесу с моим папой и увидели странное зрелище. Около трех березок-сестричек стоял муравейник, по которому прыгал дрозд. Я хотела согнать его, но папа не разрешил. Дрозд вытянул в стороны крылья и сидел так минут десять. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями (разных паразитов, блошек) и попутно опрыскивают тело птиц остропахнущей кислотой. Многие лесные птицы принимают такие «муравьиные ванны».
Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал моего муравишку с листочка березы и куда-то унес. Я очень расстроилась. Хотите посмотреть, каким он был?
Дидактическая игра «Собери картинку из частей».
Группы детей собирают картинки «муравьёв» из отдельных частей.
Воспитатель : Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом около трех березок и узнать о его жизни, о том, что он делает, где и как живёт? Давайте сложим ваши работы в волшебную коробочку и посмотрим, какой муравей у нас получится. Закройте глаза! (Воспитатель достает из коробочки игрушечного муравья).
Воспитатель : На Земле великое множество насекомых (один миллион пятьсот тысяч видов). На брюшке у них- поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые»- от слова «насекать». У насекомых три части тела и шесть ног. Насекомые –обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых… Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, а другие- один день.
Воспитатель : Почему муравей – насекомое? Как вы думаете, муравьи полезные или вредные? Что бы вы хотели о них узнать?
Муравьи — надёжные помощники лесоводов. Лесные муравьи — хищники. Они во множестве истребляют различных насекомых, преимущественно вредителей леса. Особенно успешно это делают рыжие лесные муравьи. Там, где нет муравейников, можно встретить деревья, оголённые разными листогрызущими насекомыми.
Воспитатель: А хотите побывать в лесу? (ответы детей). Хорошо, а отнесёт вас туда волшебный ветерок. Закройте глаза.
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер, деток подхвати–
В лесу прохладном опусти.
На экране картина “В лесу”.
Воспитатель : Откройте глаза. Что вы видите? Какие деревья растут в лесу? Что ещё растёт в лесу? А теперь давайте погуляем по лесу.
Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим на наш лес. Увидеть всё могут только внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли (дети подносят кулачки к глазам). Кто там прячется за деревьями, кустами, камнями? (Дети называют животных, насекомых.) Некоторые насекомые спрятались под этим пеньком (рисунок пенька на доске). Угадайте, какие?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Что за девчонка: в поясе тонка,
Огромные очи, летит — стрекочет. (Стрекоза)
Не по росту носит груз. (Муравей)
Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки. (Кузнечик)
Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)
Летом в болоте
Вы её найдёте,
Зелёная квакушка
Кто это? (Лягушка)
Воспитатель : В отгадках наших загадок были только насекомые?
Дети : Нет, лягушка – это не насекомое.
Воспитатель : Где живут муравьи? Кто видел муравейник? Из чего он построен?
Муравьёв неслучайно называют неутомимыми тружениками. Целыми днями они добывают корм. Пищу, которую раздобыл и принёс муравей, он сам не ест. Он кормит этой пищей десятки других муравьев. Его тоже кормят своей добычей собратья. Кроме корма, муравьи без устали носят к гнезду строительный материал: хвоинки, соломки, веточки. Муравьи строят свой дом из веточек, соломинок, песка, хвои. Давайте и мы превратимся в муравьёв и построим себе муравейник. Не забывайте, каждый муравей очень маленький и не сможет тащить несколько веток. Носите по одной веточке, соломинке.
Подвижная игра «Собери муравейник».
Дети делятся на две команды и под музыку начинают собирать свои муравейники.
Воспитатель : Большая часть обитателей муравейника постоянно занята строительными работами. Муравьи в этом деле — великолепные мастера.
Купол муравейника покрыт гладким слоем мелкой хвои, под ним лежит более толстый слой мелких веточек. На одно гнездо идёт 4—5 миллионов хвоинок. Они плотно прилегают одна к одной в определённом порядке. Строительный материал муравьи не просто складывают на кучу, а скрепляют его землёй и своими выделениями. Муравьи постоянно перебирают хвоинки кровли, добавляют к ним вновь принесённые, уносят часть хвоинок вглубь, и наоборот. Весь пласт хвои и веточек на куполе устойчив к гнили и плесени. Муравейникам не страшны дождь и сильный ветер. В жару они хорошо проветриваются, а в мороз глубоко не промерзают.
Такие удивительные сооружения возводят крошечные муравьи. Мы должны с большим уважением относиться к их неустанному труду, к их жилищу. Муравейники разорять нельзя! Нужно всегда помнить, что лесные муравьи — верные помощники человека в защите лесов от вредителей.
На полянке возле ёлок Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (Муравейник)
2. Рассказ о жизни муравьёв :
Жилище муравьёв – это сложный многоэтажный дом, где много различных ходов и комнат. Этот дом очень прочный, спасает от ветра и холода. Как-то в солнечный день я гуляла по лесу и заметила, что все муравьишки бегут в одном направлении, спешат к себе в муравейник. Я удивилась, зачем? И вдруг пошёл дождь. После дождя все муравьишки выползли и разбежались по своим делам. Почему они так себя вели? (Дети строят предположения.) Муравьи очень трудолюбивы. Недаром о человеке, который хорошо работает, говорят: трудолюбивый, как муравей. Они трудятся с утра до вечера. У каждого свои обязанности, профессии
В семье муравьиной есть мамы и папы.
Не носят они украшенья и шляпы,
Немало в семье дочерей и сынишек,
Растут они в норах, средь хвои и шишек,
Их с раннего детства к труду приучают,
Нотации долго и нудно читают,
Что должен трудиться любой муравей.
О нас и пословицы есть у людей.
Кому не известна такая работа,
Когда, задыхаясь от горького пота,
Несёт муравей свою ношу домой,
Ногами толкая её за спиной.
Один муравьишка немногого стоит.
Все вместе – жилище огромное строят!
И каждому с детства дела поручают,
И каждый, конечно, за них отвечает.
Воспитатель показывает игрушечного муравья и продолжает рассказ:
Я – охранник-муравей.
От врагов, зверей, людей
Защищаю общий дом.
Открываю двери днём.
А как солнышко уйдёт
В дом никто уж не войдёт.
На посту мы не едим,
За порядком мы следим!
Будем входы сторожить,
Чтобы всем спокойно жить!
А есть муравьи, которые следят за личинками, яйцами муравьёв, т.е. детишками. Как бы вы их назвали? Это няньки.
Мы личинок бережём,
От врагов их стережём,
Им создать комфорт сумеем:
Если холодно – согреем,
Их на солнце выставляем,
С ними часто мы гуляем,
Если слишком жарко будет,
Наш подвал её остудит.
В муравьиных семьях есть «Рабочие» муравьи, они строят муравейник, таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых.
Есть «папы» самцы муравьи, которые называются «Трутнями», они являются самыми крупными и крылатыми. Они не работают как рабочие муравьи.
Есть в семье и «мамы» самки – муравьи, их называют «маткой». Она так же как и самец –Трутень крупнее всех остальных муравьёв, у неё тоже имеются крылья, но только до тех пор, пока она не станет откладывать яйца. Матка является единственной и самой главной «Королевой» в муравьиной семье. Все муравьи слушают её, кормят и охраняют.
Больше всего в муравейнике рабочих муравьёв. Их может быть сотни, тысячи. Трутней – десятки, а матка, чаще всего, только одна.
Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять.
Дидактическая игра «Угадай, кого не стало»
(Работа с картинками насекомых на доске. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Дети, открыв глаза, должны угадать, какая картинка убрана).
Воспитатель: погода испортилась, набежала туча. Видно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья. (Дети ударяют большим пальцем правой руки по левой ладошке — одна, указательным и большим- две и т.д.) Все насекомые пропали. Кого не стало?
Дети : не стало бабочки, стрекозы, кузнечика, муравья…
6. Подведение итога:
– Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
После занятия, в совместной деятельности, слепить или нарисовать муравьёв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Что? Где? Когда?» (математическая викторина)Участники: дети средней группы детского сада.Ведущий: воспитатель детского сада.Цель: проверить знания и умения детей средней группы в соответс.
Произведение устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Знакомство с потешками у .
Работы, созданные воспитателем и детьми по темам, посвещенным: Дню рождения города, Дню матери и работы, выполненные в нетрадиционной технике.
Сценарий для всех возрастных групп детского сада.
Сценарий развлечения для детей детского сада, посвященный 1 июня-Дню защиты детей.
создать атмосферу всеобщего праздника, доставить радость детям от встречи с персонажами, предоставить каждому ребенку возможность проявить свои исполнительские способности в играх, танцах, песнях.
Источник
Конспект занятия по познавательному развитию «Муравьи — санитары леса» в старшей группе
Елена Олейникова
Конспект занятия по познавательному развитию «Муравьи — санитары леса» в старшей группе
с использованием слайд-шоу
Программные задачи: Развивать у детей интерес к занятию; развивать речь детей; совершенствовать знания о муравьях, их образе жизни; сформировать представление о роли муравьев в жизни леса; воспитывать бережное отношение к муравьям.
Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на участке детского сада; загадывание загадок о муравьях; упражнение на развитие мелкой моторики рук «Муравейник»; рисование «Нарисуй муравья» (рассматривание особенностей внешнего вида насекомого).
Оборудование: иллюстрации с изображением муравья и муравейника.Природный материал: веточки, хвоинки, сухие листья, земля.
Организация занятия: дети сидят на стульях полукругом перед воспитателем.
Ход занятия:
Ребята, у нас сегодня занятие «Ребенок и окружающий мир» пройдет в необычной форме – мы с вами отправимся в путешествие. Но куда и кого мы встретим вы узнаете чуть позже. А, пока. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Добрый лес». Я буду читать стихотворение и показывать упражнение, а вы повторяйте за мной.
Игра «Добрый лес»
Возле своих стульчиков.
Добрый лес, старый лес Широко разводят руками дети в стороны
Полон сказочных чудес! Повороты вправо и влево с вытянутыми руками
Я иду играть сейчас Ходьба на месте
И зову с собою вас.
Ждет нас на лесной опушке Низко наклоняются и присматриваются
Муравьишка — шустрый,
Муравьишка – работяга. Ходьба с движением «Что-то несут на плече»
Без работы, хоть убей – Разводят руками
Жить не может муравей.
Итак, ребята. Куда мы пришли?
Дети: мы пришли в лес.
Ребята, давайте подышим свежим воздухом, вдохнем запах леса.
Дыхательная гимнастика «Запах леса»
Ребята, так как мы в лесу, садитесь каждый на свой пенек.
Дети садятся каждый на свой стульчик.
Ребята, кто нам встретился на пути и ждал нас на лесной опушке?
Дети: На лесной опушке ждал нас муравьишка.
Молодцы, правильно. Ребята, посмотрите мы о нем вспомнили, а он тут как тут.
Показ слайда № 2 с изображением муравья.
Муравей – это животное, птица или насекомое?
Почему, муравей – это насекомое?
Предлагает рассмотреть муравья.
Ребята, давайте рассмотрим муравья. Что есть него?
Дети: У муравья есть голова, грудь, брюшко, 6 ножек. На голове глаза, усики.
Правильно. У муравья,как и у всех насекомых главными признаками в строение считается: 6 ног, усики, членистое тело, которое разделяется на голову, грудь, брюшко. Ребята, как называется дом для муравья?
Дети: Дом у муравья называется муравейник.
Показ слайда № 3 с изображением муравейника.
Правильно. Муравейник, ребята, его еще называют муравьиным теремом. Муравьи – великолепные строители. Высота их дома достигает иногда даже более метра. Это просторный дом и удобный дом с вентиляцией. Дом состоит из надземной части (насыпкой) и подземной части с множеством ходов и выходов (камер – комнат).
Как устроен, ребята, муравейник снаружи, из чего строят его муравьи?
Дети: Муравьи строят дом из хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры.
Показ слайда № 4 с изображением хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры.
Правильно. Как устроен муравейник внутри, ребята?
Дети: Дом состоит из множества ходов и выходов (камер)
Показ слайда № 5 с изображением муравейника в «разрезе».
Правильно. Солярий – камера нагревается лучами солнца. Весной, забегают муравьи сюда погреться. «Зимовальная камера» — почему ее так называют?
Дети: В этой камере собираются муравьи, чтобы переждать холода.
Муравьи собираются в большой ком и греются друг об друга. «Царская камера» — живет здесь мать-муравьиха, откладывающая яйца. «Мясная камера» — почему ее так назвали?
Дети: Так как здесь хранят добычу свою муравьи (гусениц, бабочек).
Еще здесь есть туалетные камеры, детские». Муравьи содержат свой дом в чистоте. У некоторых муравьев есть подротовые сумки. Они складывают мусор во время уборки туда, а потом выносят его в специальные камеры.
Игра «Кто быстрее построит муравейник?»
Для этой игры мы должны превратиться в муравьев. Закрыли глаза и медленно, кружась,произносим волшебные слова: «Вот я, вот я, превращаюсь в муравья!» а теперь открываем глаза. Ой, сколько вокруг меня муравьишек!
Дети делятся на 2 команды, строят дом из веточек, хвоинок, земли, сухих листьев. Побеждает тот, кто быстрее построит его. После игры садятся на свои места.
Муравьи, живут в муравейнике большой дружной семьей и каждый выполняет свою работу. Как вы думаете, чем могут заниматься муравьи?
Дети: Одни муравьи ухаживают за потомством – это рабочие муравьи (няньки).
Показ слайда № 6 с изображением муравьёв-нянек.
Охраняют муравьиный терем – муравьи-солдаты (охранники).
Показ слайда № 7 с изображением муравьёв-солдат.
Муравьи, которые строят дом – это муравьи-строители.
Показ слайда № 8 с изображением муравьёв-строителей.
Муравьи, которые добывают пищу – охотники.
Показ слайда № 9 с изображением муравьёв-охотников.
Как ведут себя муравьи осенью, весной, летом и зимой, их поведение?
Дети: Зимой муравьи спят. В остальной период они работают.
Начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью муравьи трудятся. И лишь ближе к зиме жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие камеры и сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег, земля прогревается и муравейник снова оживает. Пользу или вред приносят муравьи?
Дети: Муравьи приносят пользу, так как они поедают большое количество насекомых, которые уничтожают растения – это гусеницы, бабочки.
Правильно. Где много муравьев, не будут жить такие насекомые, как пилильщик, тля и другие. В природе муравьев называют санитарами леса. Ребята, раз муравьи приносят пользу. Как надо заботиться о муравьях?
Дети: Не уничтожать, не топтать, не разорять муравейники.
Правильно. А, лесники, огораживают муравейники, чтобы никто не причинял вреда этому маленькому народу. Бережное отношение к муравейнику – одно из первых правил общения с лесом.
Показ слайда № 10 с изображением бережного отношения к муравейнику.
Заключительная часть: Ребята, а каком насекомом мы сегодня беседовали?
Что интересного и нового узнали о муравьях?
Что понравилось на занятии?
Итог занятия: Ребята, спасибо вам, что сегодня вы были моими помощниками и внимательно все слушали.
Краткосрочный познавательный проект с заданным результатом и элементами творчества «Пчелки» для детей среднего возраста Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей. Задачи: 1. Дать элементарное представление.
Проект «Муравьишки-торопышки» Тема: «Муравиьшки-торопышки» Возраст детей: средняя группа (4-5 лет). Вид проекта: познавательно-исследовательский. Актуальность: средний.
Источник