- Как бросить пить газировку. 6 шагов от вредной привычки к здоровью
- Почему люди пьют газировку
- Как бросить пить газировку
- Уже перестали пить газировку? Делитесь мнением!
- Как перестать пить алкоголь самостоятельно
- Причины прекращения употребления алкоголя
- Может ли человек самостоятельно бросить пить
- Спонтанная ремиссия
- Мотивационная ремиссия
- Вынужденная ремиссия
- Соматогенная ремиссия
- Психогенная ремиссия
- Постинтоксикационная ремиссия
- Советы людям, желающим бросить пить
- Автор статьи
- Михаил Иванович Сквира
- Зависимость от колы
- Вот так вот
- Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Как бросить пить газировку. 6 шагов от вредной привычки к здоровью
Газировка, даже если она без сахара, вызывает сильное привыкание. Многим, подсевшим на кока-колу и прочие сладкие напитки еще в детстве, чрезвычайно тяжело остановиться, и это действительно большая проблема.
К счастью, вы можете бросить пить газировку, если начнете с этих шести шагов.
Почему люди пьют газировку
Ученые из Университета Тафтса в США подсчитали, что ежегодно из-за болезней, вызванных газированными или просто сладкими напитками, погибает до 184 тысяч человек по всему миру. При этом неважно – содержат они в составе сахар или сахарозаменители. Газированную воду считают причиной целого ряда серьезных заболеваний:
Сахарный диабет II типа;
Панкреатит и язва желудка;
Рак желудка, поджелудочной железы и толстой кишки.
И тем не менее люди по всему миру пьют газировку – почему? Ученые видят этому поведению несколько объяснений:
пищевые привычки. У людей очень сильна привязанность к определенным вкусам и запахам. Если человек привыкает к какому-то продукту с детства, то продолжает употреблять его в течение всей жизни. Кроме того, продукты и напитки с высоким содержанием сахара формируют зависимость, которую в некоторых научных работах даже сравнивают с наркотической;
приятный вкус и быстрое насыщение. Многим нравятся также пузыри углекислого газа;
общедоступность и сравнительно невысокая цена.
Как бросить пить газировку
Шаг 1. Первым делом нужно составить свой список симптомов или проблем со здоровьем, если у вас таковые имеются. Целесообразно пройти полное обследование и сдать необходимые анализы. Обратите внимание на несколько вещей:
повышенное артериальное давление;
высокий уровень холестерина;
избыток массы тела;
ежедневные головные боли и ломота в суставах;
частые перемены настроения, подавленность и раздражительность.
Если сопоставить это со своими пищевыми пристрастиями, легко вычислить виновника. Им в большинстве случаев как раз оказываются жирная и соленая пища, много мучного, сладкого – и, конечно, сладкая газировка.
Designed by pch.vector/freepik
Шаг 2. Поставьте конкретную цель. Нужно понять, почему вы хотите бросить пить газировку. Выберите те стимулы для здоровья, которые важны лично вам и выпишите их на листок бумаги. Допустим, я хочу понизить вес, лучше контролировать сахар в крови и избежать диабета, хочу иметь здоровые кости и суставы.
В дополнение к этим целям постарайтесь найти действительно ценную мотивацию – что-то важное именно для вас. Вот парочка примеров: «Я хочу чувствовать себя лучше, быть энергичнее и проводить больше времени с друзьями», или «Я не хочу, чтобы мои близкие переживали за мое здоровье и водили меня по врачам через 20 лет».
Шаг 3. Избавьтесь от всех запасов газировки в доме. Не покупайте даже диетическую с сахарозаменителями. Жалко выливать продукт в канализацию? Лучше уж туда, чем в свой желудок.
Шаг 4. Найдите более полезный аналог. Если вас преследует навязчивый сладкий вкус газировки, постарайтесь компенсировать его ягодными морсами, свежевыжатым апельсиновым соком, пейте больше чая. На первых порах в него даже можно класть ложечку-другую сахара, но постарайтесь постепенно отказаться от любой сладости.
Шаг 5. Сохраняйте последовательность. Некоторые люди, которые пили сладкую газировку всю жизнь, мучаются от абстинентного синдрома – почти как алкоголики. Их могут преследовать головные боли, перепады настроения, проблемы с концентрацией. Некоторые из этих симптомов связаны с отказом от кофеина, которого полным-полно в кока-коле и сладких энергетиках.
Помните, что абстиненция – это временное явление. Обычно она проходит в течение недели, поэтому возвращаться к газировке нет причин.
Шаг 6. Придумайте систему поощрений за стойкость. Распределите периоды, после которых сможете наградить себя за усилия: спустя неделю, спустя месяц, спустя три месяца и т.д. Как награждать – решайте сами. Это может быть приятный ужин, день в спа-салоне или у массажиста, приятная покупка.
Уже перестали пить газировку? Делитесь мнением!
Обязательно напишите в комментариях, как давно вы бросили пить напитки с сахаром и диетическую колу? Как вы это сделали и что вас мотивировало? Как сейчас вы себя чувствуете? Улучшилось ли ваше здоровье и самочувствие? Расскажите о своем опыте в комментариях. Делясь своими советами о том, как бросить пить газировку, вы вдохновите тех, кто хочет вести более здоровый образ жизни. Давайте поможем мотивировать друг друга!
Источник
Как перестать пить алкоголь самостоятельно
Лечение любой формы алкоголизма предполагает полный отказ пациента от алкоголя. Успешность терапии снижается до нуля, если у больного нет желания человека жить в состоянии трезвости. Наоборот, осознание человеком собственной болезни – это уже первый шаг к достижению ремиссии. Такое осознание – результат очень сложной работы над собой и требует много времени и усилий. Поэтому, чтобы бросить пить, человеку лучше всего обратиться к врачам.
Причины прекращения употребления алкоголя
Причин, почему человек прекращает пить, много. Среди наиболее значимых нужно выделить:
- стремление быть здоровым;
- ухудшение состояния здоровья и развитие хронических заболеваний;
- более привлекательный внешний вид у людей, не имеющих проблем со спиртным;
- трезвый, острый и незапятнанный ум, стремление адекватно воспринимать окружающую реальность;
- высокая работоспособность;
- хорошие отношение на работе и безупречная репутация;
- экономия денег (финансовые траты на спиртное всегда занимают ощутимую долю в бюджете алкозависимого человека);
- высокая сексуальность, отсутствие проблем с потенцией у мужчин или менструальным циклом у женщин;
- наличие сил и времени (ведь жизнь человека, находящегося в алкогольной паутине, руководится одним желанием – выпить);
- прекрасное душевное состояние, бодрость;
- здоровая атмосфера дома;
- полноценная, яркая и здоровая жизнь;
- здоровое потомство.
Путь к трезвой жизни очень долгий и трудный. Однако у человека есть шанс избавиться от пагубной привычки, выполняя советы врачей. Самое главное для этого – иметь твердое желание вылечиться и железную волю.
Может ли человек самостоятельно бросить пить
Врачи предупреждают: не существует бывших алкоголиков. Алкоголизм – это неизлечимое заболевание. Однако у больного всегда есть шанс достичь стойкой ремиссии и прекратить употребление спиртных напитков. Длительность периода трезвости вариабельна и может составлять от нескольких месяцев до нескольких десятков лет.
Для прекращения употребления алкоголя эффективны методы психического воздействия на пациента. Они позволяют внушить больному отрицательное отношение к спиртному и тем самым предотвратить рецидив. При условии положительного исхода формируется стойкое убеждение, что он может вести здоровую и полноценную жизнь, не употребляя ни капли спиртных напитков.
Успешное лечение алкоголизма зависит от большого количества факторов. Наиболее значимый состоит в том, что человек сам принимает решение – пить ему алкоголь или нет.
Спонтанная ремиссия
Редко бывает так, что человек бросает пить спонтанно. К этому подталкивает определенный фактор: возникает принятие собственного заболевания, а затем – решение о том, что нужно менять что-то в своей жизни.
Основной недостаток спонтанной ремиссии – неопределенная стойкость и спонтанность.
Мотивационная ремиссия
В этом случае человек осознанно отказывается от употребления спиртных напитков. Чаще это бывает, если есть угроза жизни человеку. Осознанно отказываясь от алкоголя, человек поднимает еще и ряд финансовых вопросов, а также решает проблему сохранения семьи.
Постепенно человек приходит к заключению, что полный отказ от спиртного позволит ему достичь целей в жизни и закрепить успех. В состоянии ремиссии он полностью убежден в том, что его выбор правильным и является приоритетным, несмотря на наличие соблазнов. Причем каждая победа над алкоголем и одобрение окружающих его людей еще больше укрепляет трезвую позицию.
Вынужденная ремиссия
Далеко не всегда человек стремится к трезвому образу жизни добровольно. Многие люди, болеющие алкогольной зависимостью, не всегда понимают, насколько пагубна их вредная привычка. Однако обстоятельства берут верх. К примеру, если директор на работе или супруг (супруга), ребенок ставит человека перед выбором, ему нужно подчиниться. Иначе это отобразится на всей жизни алкозависимого.
Вынужденная ремиссия обычно не отличается стойкостью. Более того, человек постоянно находится в напряженном состоянии, ведь он испытывает тяготы и неудобства от подобного принуждения. Срыв после такой ремиссии обычно имеет очень тяжелые последствия.
Соматогенная ремиссия
Если человек узнает о резком ухудшении состояния здоровья, он, как правило, прекращает употреблять спиртные напитки. Наиболее распространенная ситуация – это когда больному необходимо отказаться от алкоголя на фоне белой горячки.
Также алкоголиков пугают последствия пережитого тяжелого заболевания (например, инфаркта или инсульта). На фоне отрицательных эмоций у них полностью пропадает влечение к спиртному. Осознание вреда алкоголя, пусть и запоздалое, формирует новую установку: выживание – более приоритетное, нежели употребление спиртного и кратковременное опьянение.
Психогенная ремиссия
Этот вариант отказа от алкоголя связан с соматогенной ремиссией. Когда человек узнает, что он делал в состоянии опьянения, он испытывает огромный шок. В состоянии стыда за свои поступки он принимает решение бросить пить.
Таких причин может быть очень много. Чаще всего это:
- дорожно-транспортные происшествия по вине нетрезвого;
- покушение на жизнь собственных детей;
- насилие.
Такая ремиссия неустойчивая и непродолжительная. Иногда сильный триггер срабатывает в обратном направлении, и человек начинает еще больше пить. В состоянии алкогольного забытье не исключено самоубийство.
Постинтоксикационная ремиссия
Природу этой ремиссии не удалось до конца установить. Она характерна для лиц, хронически злоупотребляющих алкогольными напитками. В один день они прекращают пить, причем это решение они ничем не аргументируют.
Врачи предполагают, что в определенный момент отравление этиловым спиртом и продуктами его распада достигают критического предела. В этот момент в головном мозге изменяются биохимические процессы, и к алкогольным напиткам появляется отвращение. Примечательно, что вкус, запах алкоголя становится неприятным внезапно. Даже малые дозы вызывают тошноту, рвоту.
Постинтоксикационная ремиссия отличается относительной стойкостью. Однако не исключены и рецидивы, когда на фоне трезвого образа жизни у человека заметно улучшается состояние здоровья.
Советы людям, желающим бросить пить
Далеко не каждому человеку, ранее злоупотреблявшему алкогольными напитками, легко выдержать трезвое состояние. У некоторых возникает мучительная тяга к спиртному, желание тотчас же пропустить «рюмочку-другую». Тем же, кто твердо и уверенно встал на трезвый путь, могут помочь такие советы.
- Следует обратиться в специализированную клинику. Здесь специалисты подберут индивидуальный план лечения, назначат при необходимости эффективное медикаментозное лечение. Психологи и реабилитологи помогут выйти из запоя, очистить организм и выработать стойкую отрицательную установку на употребление этанола.
- Если есть желание бросить пить, это уже половина успеха. Больному следует признать наличие заболевания. По возможности проблему с алкоголем нужно обговорить с близкими.
- Больному следует прекратить все связи с людьми, с которыми он выпивал и которые были толерантными к его зависимости.
- Дома нужно выбросить все спиртные напитки. Так будет гораздо легче избежать соблазна. Если есть спокойная реакция на людей, употребляющих алкоголь, это уже успех.
- Нужно быть готовым к тому, что во время отказа от спиртного будет развиваться абстинентный синдром. При этом будут мучить разные психофизиологические расстройства. Желание снять их может быть очень сильным. В это время важно не поддаться на слабость. Бороться с симптомами ломки своими силами очень трудно, поэтому следует довериться специалистам.
- Следует читать литературу, посвященную разным аспектам алкоголизма. При этом важно избегать источников сомнительного происхождения. Любые вопросы можно обсудить с врачом.
- Повседневный режим должен включать разные виды физической деятельности. Важно качественно и полноценно питаться, а также отдыхать. Идеально научиться избегать стрессов или по крайней мере не реагировать на них.
- Некоторым может помочь переезд, общение с другими людьми.
- Интересное хобби будет способствовать улучшению эмоционального фона. Некоторым людям помогает смена профессии, волонтерство и активный отдых.
- На встречах, праздниках нужно искать альтернативу спиртным напиткам, которые, к сожалению, стали традиционными. Даже один коктейль может сорвать все предыдущие усилия.
Универсальной методики бросить пить не существует. Каждый алкозависимый человек должен искать наиболее подходящий вариант. Чтобы избежать рецидивов и достичь положительного эффекта, важно обратиться к специалистам.
Автор статьи
Михаил Иванович Сквира
Окончил УО «ГомГМУ» по специальности «Лечебное дело». Клинический психолог, магистр психологических наук, с 2016 по 2018 год ведущий специалист в УЗ «ГОКПБ» по работе с алкогольной зависимостью методом «Эдельвейс», автор статей и публикаций. Отмечен благодарностью за многолетний плодотворный труд в системе здравоохранения.
Стаж работы: 16 лет
Источник
Зависимость от колы
Бесит привычка взрослого парня в день выпивать по 2 л колы. Каждый божий день, на протяжении 7 лет, если не больше. Никакие уговоры и увещевания не помогают. Ничего, кроме коды не пьет: ни воду, ни чай, ни алкоголь. Вроде не толстеет, но это же дело времени.
Переживаю за его здоровье, а ему похер, глотает эту отраву.
Может, у кого-то была такая зависимость? Как избавились?
Бесит неимоверно. Что делать — ума не приложу.
Обратись к психологу. Дело в тебе, а не в нем.
Алкоголики, наркоманы — это все херня. Кола — это очень страшная зависимость, лечить ее придется только принудительно. В США особые закрытые лечебницы для кола-наркоманов. Обратитесь к психиатору по месту жительства, он вам все расскажет.
Пффф. В студенчестве так же пила. Ничего, жива-здорова, печень, почки, селезенка в норме.
Вот правда, отстаньте от человека. Не водку же с пивом по 2 литра выжирает.
Добавляйте в колу виски, так он еще и алкоголиком станет.
Отъебись от него, или приебись, выбирать тебе.
Переживаю за его здоровье, а ему похер, глотает эту отраву.
Ну хватит уже. 2019 год на дворе, а люди продолжают распространять этот бред.
Это болезнь какая то. Вот если бы он 2 литра пива выпивал, то это норма. Приучайте к пиву. Оно полезнее.
Странные тут юмористы-советчики.
Я, когда давно на работу на машине ездил, тоже в день по литру колы выдувал. И курил тогда, а чем еще в пробках заняться.
Сейчас не курю, а колу пью только за праздничным столом (блин, как про алкоголизм рассказываю))).
Но, вот, что с колой посоветовать — не знаю. Как-то само прошло.
А что так за него переживаете? Все, выбор остановлен?)))
Этот парень — ваш несовершеннолетний ребенок?
Если нет — отстаньте от него. Думаю, если бы он испытывал какие-то неприятности со здоровьем, связанные с колой, давно бы сам прекратил.
А так нытье окружающих «нупоймиэтожевредно» может выбешивать конкретно. Посмотрела бы я, куда я пошлю людей, которые мне, к примеру, скажут, почему я ем за обедом полбатона хлеба.
А вообще такое доброхотство и стремление контролировать чужую жизнь говорит о склонности к контролю и созависимости.
Почитал другие посты авторши — там клиника, тушите свет.
В литре колы где-то около шести чайных ложек сахара. И все, тащемта. Что там вредного-то?
Вытащить его в турпоход на недельку. Или просто где подальше от магазинов чтобы небыло где купить.
Что-то давнее напомнило.
Дочка на праздники коллу купила.
Мама нашла и уксус подлила.
Дочка в больнице от боли орет.
Мама довольна — она патриот!
У меня знакомый несколько лет выпивал по 2 л колы в день. У него вырос огромный пузан и сейчас рак прямой кишки. Рак не факт что от этого, а вот ожирение стопудово.
Два раза начинал курить и два раза же бросал. Легко и непринужденно)))
У него еще старые запасы, до 1903 года)
Не бьёт — значит не любит.
Может он нашел где её по оригинальному рецепту на листочках настаивают?
А вообще странно это, воду то он должен пить.
К коле полагаются чипсы. А по праздникам можно мешать с алкоголем. Модно и весело, пузыри из носа и звучная отрыжка. Если питается дома нормальной едой, протянет долго. Если живет отдельно сам, жрет чего попало и запивает колой через пару месяцев скрутит живот. Зависит от стойкости живота. Сказать надо, что живот не заживет и будет больным и старым и девки не дадут. И стоять тоже не будет. А окружающие они хитрые, на показуху пьют колу, водку со всякими модными штучками, а потом в тайне отрыгивают и в тиши едят хорошую еду.
Пусть начнёт пить Pepsi
Может он нашел где её по оригинальному рецепту на листочках настаивают?
А вообще странно это, воду то он должен пить.
Думаете, если б он пил вместо коллы водку было б лучше?))
Радуйтесь лучше этому)
Подарить на день рождения многоразовый шприц и пачку инсулина.
он еще не растворился? Может к врачу сходить? Дело-то уже запущено
Ой ну тут все просто. Пурген вам в помощь.
Вот так вот
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Остин Генри Лейард — британский путешественник и авантюрист, который обнаружил легендарную Ниневию и открывший знаменитую библиотеку Ашшурбанипала (записки этого реального Индианы Джонса можно прочитать на английском здесь). В 1851 году во время очередного путешествия по Ираку он начинает раскопки в 150 км от Багдада в районе таинственного комплекса курганов, который местные арабы называют Наффар (место на карте). Лейард обнаруживает там поселение, а также глиняные таблички с надписями сделанными клинописью. Клинопись была знакома исследователям. Её использовали древние семитские народы, такие как вавилоняне и ассирийцы. Но обнаруженные в данном поселение надписи записывали вовсе не семитский язык. Это был не просто не известный язык. Никто так и не смог установить родственные связи этого языка ни с одним из известных языков. До сих пор.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Тот самый Объект CBS4561. Обожженная табличка из светло-коричневой глины. Высота — 18,75; ширина — 12,75. Содержит три колонны клинописного текста на шумерском языке. Датируется 1900-1600 гг. до н.э.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Неточный перевод несколько скрывает от нас всю грандиозность библейского образа. Еврейское слово «цело» которое обычно переводится как ребро, может быть переведено не только так. Часто в Библии оно обозначает «сторону». Это слово может быть переведено и как «грань», «аспект»… Ева – это не просто кость Адама (а, может, и — вовсе не кость). Она – одна из сторон его природы, его грань, его аспект…
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
То есть это не священный текст ошибается (он не может ошибаться «по определению»), а читатель сам дурак — не так понял.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
. ., пожиратель зерна, здесь не живет.
Птица на высотах не… свое. .,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
В Дильмуне бог Энки придается любовным утехам с Нинсикиль (один из эпитетов Нинхурсаг, дословно — Госпожа чистоты или Госпожа девственница). Лично мне тут вспоминаются исламские гурии — вечные девственницы. Нинхурсаг рожает от Энки три поколения богов. При чём рожают в Дильмуне быстро и безболезненно, как по маслу. И это не моя метафора, буквально в тексте мифа так говорится:
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Заметьте как поэтично описан половой акт: обнял, поцеловал и сразу кончил. Всё.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Кроме любовных утех и рождения детей Нинхурсаг сажает в божественном саду восемь растений. Энки, по-видимому, хочет отведать растения, выращенные Нинхурсаг. Его посланец, двуликий бог Исимуд, срывает драгоценные побеги и дает их своему господину. Энки съедает их без остатка. Разгневанная Нинхурсаг проклинает Энки, обрекая его на смерть, после чего она покидает общество богов. Один за другим органы Энки начинают отказывать. Заметьте, как и в Библии проблемы со здоровьем начинаются из-за съеденных запретных растений. Затем Нинхурсаг все таки возвращается к мужу и садится рядом с ним.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Нинхурсаг спрашивает, какие части тела у него болят. Энки их называет, а Нинхурсаг производит на свет соответственно восемь исцеляющих божеств. Энки выздоравливает, смерть ему больше не грозит. Happy End.
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Lilit (Лилит — первая жена Адама, согласно кабалистической традиции), Джон Кольер, 1892.
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
А могут и не быть.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Во-первых, в месопотамском искусстве существует давняя традиция изображать фигуры, обращенные к центральному растению, здесь — финиковой пальме. Кроме того, рога сидящего справа указывают на божественный статус в соответствии с давними иконографическими традициями. Фигура слева, вероятно, является прихожанином, а вовсе не женщиной, как предполагал Фрейденбург. Что касается змеи, то она вполне может быть изображением бога-змея (такого как Нира) или, возможно, более общим символом возрождения и плодородия.
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)
Источник