Меню

Зависть грех как избавиться

Как бороться с завистью: советы святых отцов

Зависть – это далеко не лучшее, что есть в человеке, но почти все страдают этой духовной болезнью, даже того не замечая. Человеку даже нелегко признать, что он завидует другим, а еще тяжелее избавиться от этого греха, ведь нужно приложить действительно очень много усилий. Нужно немало времени, чтобы побороть зависть. Как бы человек не старался, а избавиться от этого греха помогут советы святых отцов, с которыми и стоит познакомиться ближе.

Основные признаки и причины зависти

Если говорить о признаках такого состояния как зависть, то к их числу можно отнести соперничество и неуместную ревность. Что же касается основной причины зависти, то ею является именно человеческая гордость, ослепляющая человека и заставляющая его завидовать успехам других.

Иоанн Златоуст

Изучая рассуждения о зависти Иоанна Златоуста, стоит отметить, что святой отец говорил об этом грехе такое:

  • зависть – это прямая вражда против Господа;
  • зависть – это даже хуже, чем вражда или обсуждение других людей и их поступков;
  • зависть является врагом самого же человека, который ведет весьма скрытую борьбу;
  • грех зависти чем-то напоминает безумие человека в физическом смысле и является очень навязчивым состоянием.

Иоанн Златоуст, для борьбы с завистью, рекомендует рационализировать это состояние и построить самую простую логическую цепочку. Составив логическую цепочку по отношению к человеку, которому мы завидуем, можно понять, почему он успешнее, у него что-то получается лучше, что и позволит избавиться от этого состояния.

Иоанн Кассиан Римлянин

Святой отец Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что змей искусил в свое время Еву именно из-за зависти. Дьявол не просто позавидовал, что человек создан по образу Господа, но и спровоцировал на зависть его самого. Это святитель говорит о том, что полностью победить зависть своими силами нельзя, а только с помощью Бога, поэтому святой отец советует усиленно практиковать молитву. Если человек будет постоянно просить помощи у Господа, для которого ничего невозможного нет, то Он обязательно поможет справиться с завистью.

Василий Великий

Святитель Василий Великий говорит, что битву с завистью откладывать нельзя, бороться с проблемой необходимо здесь и сейчас. Святой отец советует завистникам сначала осознать, что завидовать нечему, поскольку земные вещи на самом деле ничего не стоят. Еще святитель советует сублимировать зависть в творческое преображение себя, поскольку это поможет достичь многих добродетелей.

Феофан Затворник

Святой отец Феофан Затворник советует преодолевать грех зависти через «не хочу». Изменить свое отношение к тому, на кого направленна зависть, будет невероятно тяжело, но сделать это необходимо обязательно. В привычку завистливого человека должны войти такие чувства, как сочувствие и сострадание, что и поможет постепенно полностью искоренить зависть.

Максим Исповедник

Святой отец Максим Исповедник говорит о грехе зависти и борьбе с этим пристрастием следующее:

  • не надо хвалиться своими успехами и богатствами перед другими, ведь тогда другому человеку не будет дан повод для зависти;
  • нужно научиться сопереживать чужому горю и радоваться чужому счастью, ведь тогда и повода для зависти не останется;
  • нужно относиться к ближнему, как к самому себе, тогда и места для зависти не останется.

Прислушиваясь к совету святого отца и постоянно работая над собой, можно постепенно победить грех.

Григорий Богослов

Святой Григорий Богослов говорил, что основным оружием человека против зависти должно стать обличение. Зависть – это грех, не лишенный справедливости, поэтому за этот грех человек будет наказан еще при жизни. Отец говорит, что завистника легко узнать даже по недовольному выражению лица, а еще завистники имеют проблемы психосоматического характера.

Паисий Святогорец

Святой отец Паисий Святогорец говорил, что зависть можно назвать просто смешным состоянием, а преодолеть ее поможет только здравый смысл. Зависть является душевной страстью. Чтобы с ней справиться, нужно довольствоваться тем, что есть. Если получается, то работать больше и достигать большего.

Другие советы святых отцов о зависти и борьбе с ней

Святые отцы церкви, советовали людям бороться с завистью следующим образом:

  • нужно начинать борьбу, как только зависть начинает появляться, поскольку так быстрее можно будет от нее избавиться (совет преподобного Макария);
  • с завистью стоит бороться с помощью усиленной молитвы, смирения, благоразумного молчания (совет преподобного Амвросия);
  • нужно молиться о тех, к кому человек испытывает неприязнь (совет преподобного Никона);
  • даже если удалось победить страсть, человек не должен терять бдительности, ведь зависть может вернуться в любой момент (совет преподобного Макария).
Читайте также:  Как избавиться от жуков карагача

Зависть является проявлением зла во всех ее стадиях, поэтому жить с этим чувством нельзя, необходимо побороть данную страсть, стараясь не допустить ее пагубного воздействия снова. Постоянно работая над собой и своим духовным состоянием, прислушиваясь к советам святых отцов внимательно, можно вести посильную борьбу с завистью и побеждать это греховное чувство. Зависть внутри себя стоит заменять более положительными чувствами, что поможет быть ближе к Богу и дальше от греха.

Источник

Зависть

Из наследия Оптинских старцев

Зависть относится к одной из самых тяжелых страстей, она нарушает мир душевный и сопровождается бурей навязчивых злых помыслов.

Преподобный Амвросий говорил о зависти:

«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».

Завистливому угодить никак нельзя

Сравнивая зависть с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:

«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже – сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:

– Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.

Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:

– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.

Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:

– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.

Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».

Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:

«Гордого можно почтить! Тщеславного – похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».

Первые признаки зависти – неуместная ревность и соперничество

Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:

«Зависть вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».

На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:

«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному – гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».

Как бороться с завистью

Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:

«Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».

Преподобный Амвросий также наставлял замечать в своем сердце малейшие начальные признаки зависти и бороться с ней молитвой, смиренной исповедью и благоразумным молчанием:

Читайте также:  Кто такая маша крыса

«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13–14).

Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.

А третье средство – всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».

Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:

«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».

Заставлять себя делать добро

Преподобный Амвросий советовал:

«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное – не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе

Преподобный Иосиф учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:

«Кому завидуешь, за того Богу молись».

«Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».

Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти

Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:

«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на зависть. Обратите это чувство к другой стороне – и получите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.

Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».

Быть готовым к возвращению страсти

Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:

«О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».

Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Источник

Как Библия учит бороться с завистью: 5 способов искоренить чувство, съедающее человека изнутри

Зависть — страшное чувство, которое вредит не столько окружающим, сколько самому завистнику, медленно, но уверенно съедая его изнутри. Бороться с ним очень сложно, особенно когда постоянно приходится наблюдать, как хорошо живут другие. Но можно и нужно.

Библия — это не только Божье Писание, но и кладезь мудрости. Если вчитаться в нее, можно понять, как Писание учит справляться с одним из страшных грехов человека — завистью. И способ борьбы не один.

Признайте зависть

Священное Писание учит, что человек должен уметь признавать зависть в себе. Не нужно считать ее чертой характера, зависть — это грех, и никак иначе охарактеризовать это чувство нельзя.

Читайте также:  Как нарисовать муравей ребенку поэтапно

В Библии сказано:

Отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, возлюбите чистое словесное молоко (Библию, Слово Бога), дабы от него возрасти вам во спасение, ибо вы вкусили, что благ Господь.

Именно с такими словами в Писании к нам обращается апостол Петр.

Уже одно осознание греховности своих помыслов способно наставить человека на истинный путь.

Начните радоваться

Человек, который доволен собой и жизнью, никогда не завидует. Что такое зависть? В Библии говорится, что это чувство недовольства всем тем, что дает нам Бог.

Начните радоваться вместе с радующимися, а не завидовать. Чтобы с каждым днем это получалось все лучше, осознайте для себя, что зависть — это «тромб», мешающий человеку получить все благое, что приготовил для вас Господь, будь то какая-то прибыль или успех в любом деле.

Завистливый и гнилой душой человек всегда заблуждается, считая, что вот-вот и, спустя пару подлостей, устроенных для других, он станет счастливее, успешнее, богаче. Не станет. В Библии верно говорится:

Спешит к богатству завистливый человек и не думает, что нищета настигнет его.

И ведь действительно все так: еще ни один завистник не стал счастливее. Зато проблем у таких хоть отбавляй: то ли Бог наказывает, то ли сами себя карают, позволяя черному чувству сжирать изнутри.

Осознание человеком этого уже способно наставить на путь исправления. Нужно, признав греховность своего чувства, постепенно научиться радоваться успехам других. Сначала вам придется искать причины для радости, и со временем мозг сам научится не завидовать.

Молитесь за соперника

Если успех соперника не дает вам покоя, попробуйте пожелать ему еще большего успеха и помолиться за него. Пожелайте ему всего самого лучшего так, как будто желаете всего этого своим детям. Полюбите соперника, «полюбите своего врага», как учит тому Библия, и сами не заметите, как успех этого человека постепенно станет интересовать вас все меньше, а собственные дела пойдут на улучшение.

Все дело в том, что, когда человек начинает молиться о других (особенно о противниках), Бог начинает изменять его сердце в лучшую сторону, наполняя его любовью и радостью. Ведь в Библии сказано:

Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива, любовь не превозносится, не бесчинствует, любовь не себялюбива, не обидчива, не держит зла.

Стоит человеку наполнить свое сердце искренней любовью, как черное чувство тут же покидает его. Мир становится намного светлее, а жизнь — радостнее «ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое».

Примите Бога

Принятие Бога тоже способно избавить от зависти, особенно если ранее человек не был верующим. Как только люди начинают принимать Бога и Спасителя в жизнь, их сердца начинают наполняться любовью к себе и окружающим: сначала медленно, а потом все быстрее. Мир вокруг меняется в лучшую сторону, о зависти и мыслей не возникает — греховные помыслы сами покидают голову любящего человека.

Помните о любви Бога

Важно не только принять Бога в свою жизнь, но и каждый день, каждую минуту помнить о его любви к вам. Это помогает избегать низкой самооценки, порождающей завистливые чувства.

Каждый раз, когда в голове проносится мысль о том, за что же кому-то достается счастье, вспоминайте о Божьей любви к вам. Просите его о своем, а не о чужом, и он обязательно пошлет:

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что есть у ближнего твоего.

И помните, что зависть — это лишь показатель того, что внутри вы не удовлетворены собой, не испытываете радости от того, что каждый день Бог дает вам. А ведь как много у человека богатств, если посудить, и как часто он не ценит их, пока не потеряет.

Источник