Насекомые
жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, муха, гусеница, куколка, личинка, водомерка, шмель, бабочка, пыльца.
летать, виться, порхать, парить, нестись, зимовать, копошиться, мельтешить, жужжать, торопиться.
быстрый, трудолюбивый, веселый, проворный, дружный, заботливый.
Цели: развивать чувство ритма, работать над чёткостью дикции. Развивать общую моторику.
ХОД игры. Воспитатель предлагает на каждую строчку стихотворения делать два удара мяча об пол.
Шагаешь ты не прытко:
От калитки до меня
Проползёшь четыре дня.
Цели: развивать общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи).
РАЗГОВОР С ПЧЕЛОЙ
Меня ужалила пчела.
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь мне он был уж-жжжжасно нуж-жжен:
Я берегла его на ужин.
МАЛЬЧИК И МОТЫЛЁК
Сядь поближе на цветок,
— Я не сяду на цветок,
У тебя в руке сачок.
Я тебя ловить не стану.
Подойду поближе, гляну,
Посчитаю, сколько ног
— Я и сам могу считать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять.
Сосчитаю, сколько ног,
Без тебя, мой дружок.
Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, память, совершенствовать мелкую моторику.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение (можно сочетать чтение стихотворения с показом
картинок), а затем нарисовать насекомых, которых дети запомнили.
Слушай и запоминай,
Муравей, пчела, оса,
Бабочка и стрекоза.
А теперь бери тетрадку,
Нарисуй всех по порядку.
Цели: формировать грамматический строй речи, учить согласовывать существительное с числительным в роде, числе и падеже.
Ход игры. Игра проводится с мячом по кругу. Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10).
Один маленький комар, два маленьких комара, три маленьких комар. десять маленьких комаров.
Слова: надоедливая муха, трудолюбивая пчела, разноцветная бабочка и т. п.
Игра «Какие насекомые спрятались на картинке?»
Цели: развивать зрительное внимание; формировать грамматический строй речи, учить правильно употреблять
существительные в форме винительного падежа единственного числа.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картинку и назвать, кого они на ней видят. Дети
должны отвечать полным предложением.
Я вижу на картинке стрекозу, кузнечика.
Игра «Назови ласково»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель называет насекомое и бросает мяч ребёнку. Задача ребёнка назвать
Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).
Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.
Шевелились у цветка Домовитая хозяйка
Все четыре лепестка. Полетает над лужайкой,
Я сорвать его хотел — Похлопочет над цветком —
Он вспорхнул и улетел. Он поделится медком.
В лесу у пня — На ромашку у ворот
Суета, беготня, Опустился вертолёт,
То народ рабочий Золотистые глаза.
Снует и хлопочет. Кто же это?
На большой цветной ковёр
То раскроет, то закроет
(Бабочки на лугу)
Игра «Почини слово»
Цели : развивать слуховое внимание, совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.
Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что «дождик размыл» слова, и предлагает их восстановить.
Игра «Поймай звук»
Цели: развивать фонематическое восприятие.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук»: дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и
определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).
Звук [м]: комар, оса, муха, пчела, мошка, муравей.
Звук [к]: гусеница, комар, бабочка, жук, оса, мошка, стрекоза, муравей.
Игра «Весёлые звуки»
Цели: совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми звуковые схемы слов и картинки. Дети должны соотнести картинку со
Картинки : муха, комар, оса.
Игра «Собери слово»
Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического
синтеза и анализа, слогового анализа, зрительно- пространственные представления.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем воспитатель задаёт
вопросы на ориентировку.
Например: назови букву, которая находится справа от буквы М (слева от С, между буквами К и О и т. д.).
Затем воспитатель называет только цифры, а ребёнок должен соотнести их с буквами и назвать, какое слово
получилось. После чего ребёнок выполняет полный анализ получившихся слов (звуковой и слоговой).
1, 3, 5, 8, 2 —КОМАР
Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок
подписывает буквы под ними и только после этого читает получившееся слово.
К Р О X М У С А
1 2 3 4 5 6 7 8
Стихи для чтения и заучивания наизусть
Под листом капустным
Обживали новый дом,
Очень, очень вкусный.
Прогрызали окна спешно
Двери и ходы, конечно.
Так прилежно обживали,
Что свой дом совсем сжевали.
Где вчера росла капуста —
Там теперь на грядке пусто.
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник — дом.
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
Села пчёлка на цветок,
Подлетает к ней комар:
—Что ты ищешь там?
—А тебе не надоело? Не наскучило искать?
—Нет! Тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать!
Тут же опустится.
По краю ромашки:
В этой беленькой чашке?
Текст для пересказа
СТРЕКОЗА И МУРАВЬИ
Осенью у муравьев подмокла пшеница, они её сушили.
Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали:
— Что ж ты летом не собрала корму?
— Недосуг было: песни пела.
Они засмеялись и говорят:
— Если летом пела, зимой пляши.
Что случилось у муравьев осенью?
Чего просила стрекоза у муравьев?
Почему стрекоза не запасла корм летом?
Что ответили муравьи на просьбу стрекозы?
Источник
Отряды насекомых
Невероятное разнообразие в строении насекомых позволяет нам дифференцировать их на отряды, чтобы их изучение было эффективно. Ключевым моментом принадлежности насекомого к определенному отряду является строение ротового аппарата, крыльев и тип развития. В этой статье мы разберем самые основные отряды насекомых.
Запомните, что у всех насекомых развитие непрямое. Непрямое развитие может быть с полным превращением и неполным.
Прямокрылые
Представителями этого отряда являются: кузнечики, сверчки, саранча, медведки. Саранча отличается от кузнечика укороченными усиками.
Чаще всего имеют удлиненное тело. Ротовой аппарат грызущего типа. Передние крылья кожистые, прямые, складываются вдоль всего тела, достаточно узкие. Задние крылья шире передних, перепончатые, с радиально расположенными жилками.
Характерная черта отряда — удлиненные задние ноги, отличающиеся сильно утолщенными бедрами, что обусловливает способность к прыжку. Передние ноги медведки — копательные. Большинство прямокрылых способны к стрекотанию.
Развитие непрямое с неполным превращением. Саранча откладывает кладку яиц в почву, из них развиваются личинки, которые собираются в молодые стаи — «пешая саранча» — это настоящая армия, двигающаяся со скоростью 15-20 км в день и поедающая на своем пути всю растительность. Взрослая, крылатая саранча, помимо характерного большого аппетита еще и летает, уничтожая в месте своего обитания все растения.
Чешуекрылые, также называемые — бабочки, мотыльки, моли
Представители: тутовый шелкопряд, капустная белянка, ночной павлиний глаз, траурница, адмирал, махаон, медведица, мотыльки, моли.
Ротовой аппарат сосущего типа — в виде длинного гибкого хоботка, образованного удлиненными лопастями нижней челюсти. Им бабочки высасывают из цветка нектар, которым питаются. Посещая цветки в поисках нектара, к членикам конечностей и телу прилипает пыльца: так бабочки способствуют опылению цветков. Они имеют две пары больших крыльев.
Характерная черта отряда — густой покров хитиновых чешуек на передних и задних крыльях. Хитиновые чешуйки представляют собой уплощенные волоски, расположенные как на жилках, так и на крыловой пластинке между жилками.
Развитие непрямое с полным превращением (с метаморфозом). Из яйца развивается личинка бабочки — гусеница, для которой характерен грызущий ротовой аппарат. Она питается листьями растений. С течением времени гусеница образует кокон, в котором протекает стадия куколки: именно в этот период и происходит метаморфоз. Из кокона выходит взрослая особь (имаго) — бабочка.
Двукрылые
Представители отряда: комары, мухи, оводы, слепни, мошки.
Голова соединена с телом с помощью, так называемой, шейной области, которая обеспечивает подвижность головы. У комара ротовой аппарат колюще-сосущего типа, усики очень длинные. У комнатной мухи ротовой аппарат лижущего типа, усики короткие.
Комнатные мухи переносят возбудителей кишечных инфекций, яйца гельминтов. Их белые червеобразные личинки развиваются в нечистотах, помойках, навозе. За одно лето развиваются 6-9 поколений мух.
Личинки и куколки комаров развиваются в стоячих водоемах, бочках с водой. Отметим факт: кровью человека и животных питаются только самки комаров, у самцов другие предпочтения: они питаются исключительно нектаром или соком растений. Комары рода Anopheles переносят возбудителя малярии — малярийного плазмодия.
Отличительной чертой данного отряда является наличие только одной единственной пары крыльев — передней. Задняя пара крыльев у них преобразована в органы равновесия — жужжальца булавовидной формы. Двукрылых легко можно узнать по характерному звуку вибрирующих жужжалец, который для нас слышен как жужжание мухи, комара.
Вкратце поговорим о слепнях и оводах. Слепни — кровососущие насекомые, паразитирующие на человеке и животных. Кровью питаются только самки, самцы — цветочным нектаром. Имеют режущий ротовой аппарат. Могут переносить возбудителей тяжелых инфекционных заболеваний: туляремии, сибирской язвы.
Оводы — крупные паразитические мухи. Взрослые особи не питаются вовсе: они живут за счет веществ накопленных на стадии личинки. Именно стадия личинки наносит наибольший вред человеку и животным. Оводы откладывают яйца прямо на коже животных, развивающиеся из них личинки проникают в тело хозяина, вызывая заболевание — миаз.
Развитие двукрылых непрямое с полным превращением (метаморфозом). Из яйца выходит личинка, которая не похожа на взрослую особь. В результате метаморфоза на стадии куколки образуется взрослая особь (имаго).
Перепончатокрылые
Это один из крупнейших и наиболее развитых (в эволюционном смысле) отрядов насекомых, его представители хорошо вам знакомы: муравьи, осы, пчелы, шмели. Все перечисленные — общественные насекомые, создающие свои сообщества с учетом разделения труда.
Ротовой аппарат пчел грызуще-лижущий, муравьев — грызущий.
К перепончатокрылым также относятся наездники — мелкие насекомые, жало у которых заменяет яйцеклад. С помощью жала наездники откладывают яйца прямиком в тело личинок (гусениц) или яйца жертв. Для осуществления этого наездник чаще всего забирается на жертву, что и послужило причиной его названия. Личинки наездника развиваются внутри тела жертвы, питаются внутренними органами и тканями, постепенно приводя к гибели жертвы.
Ряд видов наездников успешно используется человеком как метод биологической борьбы с мухами и жуками, гусеницами, наносящими вред культурным растениям.
Отличительными чертами данного отряда являются:
- Крылья с редкой сетью жилок (или редко — вообще без жилок)
- Задние крылья меньше передних
- На переднем крае заднего крыла расположен ряд зацепок в виде крючков, входящих в соответствующие им углубления на заднем крае переднего крыла
Развитие непрямое с полным превращением (метаморфозом). Личинки не похожи на взрослую особь, у большинства имеют червеобразную форму тела, лишены ходильных конечностей.
Жуки (жесткокрылые)
Представители: майский, колорадский жуки, жук плавунец, могильщик, навозник, скарабей, божья коровка, короеды.
Ротовой аппарат грызущего типа, жуки питаются: листьями растений — колорадский жук, корой деревьев — короеды, малоподвижными насекомыми (тлями) — божья коровка.
Жук-могильщик питается не совсем так, как может показаться из его названия: чувствуя запах падали, эти жуки находят трупы животных и, выкапывая из-под них землю, способствуют их погребению. Корешки и травы, которые мешают закапыванию трупа, жуки перегрызают и этим питаются. В мертвые ткани животного они откладывают свои личинки, которые питаются останками животных.
Особенностью данного отряда являются
- Сильно склеротизированные, твердые передние крылья
- Кожистые надкрылья, у которых отсутствует жилкование
- Задние (перепончатые) крылья, сложенные под надкрыльями и служащие для полета
Развитие с метаморфозом (полное превращение), типичные стадии: яйцо, личинка, куколка, имаго (взрослая особь). У личинок ротовой аппарат грызущего типа, хорошо развита хитинизированная голова, у большинства есть членистые грудные конечности.
Клопы
Замечу, что на настоящий момент в систематике клопы являются подотрядом, включенным в отряд полужесткокрылые. Представители: постельный клоп, щитник, килевик.
Ротовой аппарат колюще-сосущего типа, многие клопы являются хищниками, паразитами: они прокалывают кожу животного или эпидермис растения, после чего высасывают соответственно кровь или соки.
Очевидно, что часть клопов являются кровососущими паразитами человека, некоторые виды наносят существенный урон, питаясь соком растений: они истощают растения и снижают урожайность.
Для большинства клопов характерно наличие на брюшке пахучих желез, выделения которых обладают специфическим запахом, неприятным для человека. Вероятно, именно запах помогает им отпугивать врагов.
Развитие с неполным превращением: из яйца выходит личинка, которая внешне схожа с взрослым организмом (имаго), но меньше его в размерах.
Поденки
Древний отряд насекомых. Развитие личинок происходит в воде, поденки отличаются уникальным явлением — линькой крылатой формы.
Для имаго характерен недоразвитый ротовой аппарат, они практически не питаются. Личинки, в отличие от имаго, питаются активно, в основном остатками растений, и обладают развитым ротовым аппаратом грызущего типа.
У взрослой особи имеются две пары сетчатых прозрачных крыльев, из которых наиболее крупные передние. На конце брюшка располагаются три или две характерные хвостовые нити.
Превращение неполное, развитие идет по классической для этого варианта схеме: яйцо — личинка — взрослая особь (имаго).
Стрекозы
Представители: желтая, плоская стрекозы, красотка блестящая, большое коромысло.
Ротовой аппарат стрекоз грызущего типа — мощный, хорошо развит. По типу питания — хищники, поедают пойманных на лету насекомых.
Характерно наличие двух пар крыльев с развитой густой сетью жилок и удлиненного стройного брюшка. Большие глаза расположены на крупной голове, размеры тела относительно крупные.
Развитие с неполным превращением. Личики развиваются в воде (озера, пруды, реки). Имаго освоили воздушную среду обитания.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Источник