Злопамятность как от нее избавиться

Злопамятность

Злопамятность – это особенность личности, не являющаяся врождённой, отражающая склонность личности на индивидуальном уровне длительное время не забывать обиды, причинённое зло (намеренное или нет). Злопамятный человек может долго вынашивать план мести и практически не способен на прощение проступков других. Таким людям свойственна не только длительная память на проступки других, но и скрытность, благодаря которой они держат обиду в себе, не спешат высказывать боль или недовольство, выражать открыто своё отношение к происходящему.

Злопамятность плохо влияет на психику, поскольку невыраженные чувства, постоянно прокручиваемые во внутреннем пространстве, будут постоянно искать реализации – в действиях, эмоциональном отреагировании, что ведёт к беспричинным ссорам, отсутствии хорошего настроения без причин и даже развитию психосоматических заболеваний.

Что такое злопамятность

Рассматривает злопамятность психология, как ряд навязчивых поведенческих паттернов, где проявляется склонность к навязчивому поведению (постоянные рассказы об обидчике) или воспоминанию (прокручивание в мысленном пространстве негативной ситуации). В итоге такое практически болезненное состояние может быть усилено чувством беспомощности, ведь чем меньше человек способен отреагировать в пространство, тем большее ощущение невозможности повлиять на свою жизнь. Если на обиду не реагировать агрессией, отстаивая собственные права, то в итоге вырабатывается не только злопамятность, но и беспомощность, как выученный паттерн поведения.

Данная личностная черта постепенно разрушает самого человека, отбирая у него великодушие, способность простить и тем самым облегчить собственные переживания, а также приводит к постоянному напряжению в ожидании удобного момента для мести. Может даже сложиться, что месть никогда не случится, так как в постоянных рассуждениях человек теряет способность именно активно менять действительность или же вторым вариантом будет неадекватное по силе воздействие, шокирующее всех окружающих – это следствие излишней аффектации из-за того, что длительное время ситуация накручивалась во внутреннем мире до непереносимой.

Проявляется злопамятность как в политическом мире (никто из диктаторов не прощал своих врагов, жестоко наказывали несогласных и надолго запоминали тех, кто осмеливался перечить), искусстве (известные личности не прощают успеха друг друга и пытаются оклеветать или напрямую подставить с аппаратурой во время концерта), так и в обыденной жизни.

Злопамятность на поступки мужа является наиболее распространённым жизненным примером, причём вошедшим во многие анекдоты и смешные истории каждой семьи. Вот тут стоит задуматься и научиться отличать такую индивидуальную черту от простого желания, чтобы человек выполнял данные обещания. Главное различие находится в глубинных причинах возникновения поведения – так для злопамятности характерен высокий уровень гордыни и тогда любое чужое замечание сразу бьет по наиболее больным местам, нет защиты и понимания, что другие люди имеют право на отличное мнение или альтернативные способы взаимодействия. Ущемленное эго всегда начинает гневаться и искать справедливости, которая не является объективной, а только хочет восстановить свою уникальность и опустить ниже тех, кто до этого блистал и показывал собственные недостатки.

Несмотря на то, что социум обычно негативно отзывается о данной индивидуальной особенности, окончательно исключать пользу нельзя, поскольку основная причина возникновения злопамятности – биологическая. Все неосознаваемые механизмы и закреплённые психо-биологические программы настроены, чтобы улучшить выживаемость, для чего необходимо быстро и крепко запоминать опасные и негативные места, так закрепилась инстинктивная реакция на длительное хранение любого негатива, исключительно в целях обеспечения хорошей жизни.

Злопамятность это хорошо или плохо

Негативные стороны злопамятности, как ведущей личностной черты в потере личности, человек начинает жить только обидами и прошлыми событиями, переставая развиваться. Ко всему этому основными эмоциональными переживаниями становится негативный спектр, что приводит к исчезновению внутреннего ресурса и возможности найти другие позитивные стратегии. На более глобальном уровне именно злопамятность способна вогнать всё человечество в спираль постоянного насилия и агрессии, когда вместо того, чтобы понять другого, раскаяться самому, упростить ситуацию, люди только нагнетают, культивируя негативистичные эмоции, распаляя взаимную ненависть.

Это не просто плохие переживания, это реальная нагрузка на нервную систему, а вследствие и на кровеносную, сердечную, пищеварительную. Даже проводились исследования, подтверждающие, что язвенные эрозии, проблемы с сердечной мышцей и ранняя смертность характерны людям злопамятного типа. Ведь вместо того, чтобы отпустить переживания и как-то трансформировать эмоции во внешнем мире, люди раскручивают их в себе, устраивая стрессы из прошлого, когда нет необходимости в настоящем.

Читайте также:  Как избавится от сильных ушибов

Плохо отражается такая личностная черта как злопамятность на самом человеке, лишая его возможности духовного роста и реализации, постоянно терзая изнутри. Со временем такой индивид теряет все социальные связи, ведь построение подобных отношений является токсичным и сами окружающие перестают контактировать с тем, кто долго помнит любые обиды. Возможны разрывы отношений и с теми, кто способен терпеть подобное в свой адрес – обычно тут инициатором является сам злопамятный, поскольку пока ему позволяют это поведение, сам он всё больше накручивает ситуацию, представляя обидчика уже чуть ли чертом, и решая прекратить всяческие контакты.

Окружающим, если они не умеют абстрагироваться, чужая злопамятность также несёт только негативные моменты. Вы можете жить, не подозревая, что обидели человека (эта черта часто связана со скрытостью и накоплением обиды), и в какой-то момент получить резкий ответ, припоминание своих проступков или откровенную месть за ситуацию, прошедшую больше года назад. Обычно с такими людьми невозможно договориться, им мало одного извинения за проступок – это манипуляция, где окружающие будут вечно ходить по кругу реабилитации своего проступка и никогда не смогут его загладить.

Но совершенно жить без такой черты, как злопамятность также невозможно, если не запоминать, что кто-то постоянно делает плохо, то можно общаться с негативными людьми. Это будет мазохистический тип жизни, где снова и снова вы будете возвращаться туда, где плохо или больно, где недостойное обращение. Изначально ведь закрепление памяти именно на негатив обусловлено программой выживания, а значит помнить, где живёт змея важнее, чем где найти вкусную шелковицу. Так же и в социальном мире – важнее помнить, кто вас предаёт и делает больно, разрушает эго и самооценку, чем где вас угощают и рассказывают какой вы молодец.

Как избавиться от злопамятности

Злопамятность не имеет генетической обусловленности, а значит, её развитие или прекращение зависит от самого человека. Жизненный стиль, отношение к окружающим, мировоззрение – это те моменты, когда есть выбор, двигаться ли в сторону развития негативизма или гармонизации пространства внутри себя и во всём окружении. Тем, кто хочет снизить градус собственной злопамятности необходимо постоянно держать в голове позитивный подход и стараться интерпретировать действия других с хорошей позиции. Никто не знает истинную причину любого поведения другого человека, пока не спросит (даже это не гарантирует ясности), поэтому ищите позитивное, пока не доказано обратное. Смысл примерно как с презумпцией невиновности – родители кричат на детей, чтобы те не обожглись, учитель проявляет строгость, чтобы научить, а муж может исчезнуть, чтобы не подвергать опасности близких, если он связан с опасными структурами. Вы никогда до конца не знаете, так что ищите позитив.

Учитесь работать с чувствами и находить способы их трансформации. Кому-то подходит психотерапия, другим отлично помогают различные арт-техники, поскольку многие негативные эмоции оседают именно в теле, хорошо помогают физические нагрузки или умение переключиться. Неважно как вы будете сбрасывать полученный стресс – главное получить разрядку. И пусть у вас будет пятьдесят четыре одинаковых мрачных картины, зато в душе после этого станет светлее.

Проявляйте конструктивность и вместо того, чтобы прокручивать в голове диалоги и возможные варианты мести и достойных ответов – поговорите с обидчиком открыто, предложите пути компенсации своего чувства обиды. Можно сказать о том, что неприятно, когда забывают ваши любимые пирожные, но вам станет легче, если сейчас вас погладят. С руководством можно обсуждать приемлемые способы общения, а вот с мимолётными знакомыми просто прекращать взаимодействие.

Читайте также:  Как избавиться от сена голового

Оставляйте себе время на обдумывание ситуации – это отличная практика, чтобы снизить аффект, продумать, чего вы хотите. Но только не затягивайте период, и всё, что вы анализируете в это время должно касаться разрешения ситуации, а не наращивания аффекта. Потом максимально быстро после успокоения идите к тому, кто обидел, и прямо решайте все возникшие вопросы без недосказанности, намёков и желания уколоть исподтишка. Если прямой разговор не помогает и человек собирается продолжать в том же духе, то это не ваша злопамятность, а его дурной характер, так что запоминайте этот разговор и старайтесь держаться подальше. Это должно быть на уровне не пить кипяток – вы просто этого не делаете, без обиды на горячую воду и без постоянного прокручивания в голове как это несправедливо.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Памятозлобие

Из наследия Оптинских старцев

Памятозлобие (злопамятность) – мучительная страсть. Человек верующий знает, что Господь заповедал прощать обидящих и ненавидящих нас, и пытается простить. Но изгладить из сердца пережитую боль оказывается очень трудно. Мучают навязчивые помыслы об обидчиках и пережитой обиде, о том зле, которое нам причинили. Преследует желание отомстить, наказать, взять реванш. Это в нас говорит наш ветхий человек, который ослеплен жаждой мести и помнит только: «око за око, зуб за зуб».

Оптинские старцы учили бороться с памятозлобием.

Не смущаться, если чувствуешь в себе страсть злопамятности

Преподобный Лев учил не смущаться, если чувствуешь в себе страсть злопамятности, потому как победить страсти – дело совершенных, «художество из художеств и хитрость хитростей»:

«Вы упоминаете об устроении своем, которым, будучи оскорбляемы, смущаетесь, и доходите до малодушия. Вы хотите вдруг совершенства, не обучась и не претерпев вражиих нападений и не познав своей немощи и смирившись. Просто сказать: ты хочешь, быв еще младенцем, стать совершенным мужем; или: вступя на службу нижним чином, сделаться сейчас генералом; и начав учиться азбуке – вдруг читать все книги. Не многими ли трудами, подвигами и временем дошли до сего святые? Художество художеств и хитрость хитростей есть дело спасения, а не просто: как захотел, так и сделал».

Никто не может сотворить нам зла или оскорбления без воли Божией

Преподобный Макарий учил принимать обиду как попущение Божие к наказанию нашему или искусу нашей веры и помнить, что никто не может нанести нам обиды или причинить зла без воли Божией. Старец писал в письме к духовному чаду:

«Ежели мы веруем в Господа, то веруем и учению Его и Промыслу Его всеблагому, всепремудрому и вездесущему, а Он заповедал нам, чтобы любить не только любящих нас, а и самых врагов, и что никто не может нам сотворить никакого зла или оскорбления без воли Его; удостоверил, что Он имеет о всём промысл, что даже и птица не падет без воли Его (Мф. 10: 29), и влас главы нашея не погибнет (Лк. 21: 18) – аще Он не попустит; и ежели кто нас оскорбляет, то явно, что попущением Его, к наказанию нашему или искусу нашей веры, – и заповедал любить оскорбляющих (Мф. 5: 44)».

Преподобный напоминал, что наши обидчики суть оружие Божие, через них действует в нашей жизни Божий Промысл:

«Люди же, нас оскорбляющие, не сами собою делают, а попущением Божиим, и потому они суть орудие Божие».

Злопамятный и ропотливый увеличивает свои скорби

Читайте также:  Есть ли имя крот

Преподобный Макарий объяснял, что по духовному закону злопамятный и ропотливый человек увеличивает свои скорби:

«Ты ропщешь, но тем самым увеличиваешь свои скорби; а когда ты подклонишь смиренно выю свою под руку Божию и будешь себя винить, кроме всех других вин, за нетерпение и ропот, то получишь облегчение и утешение в скорбях твоих».

Как бороться со страстью злопамятности

Преподобный Лев советовал для сопротивления страсти смиряться, не надеясь на свои дела, свои силы и свой разум, а уповая на милость Божию:

«Святые отцы, деятельно прошедшие путь сей и стяжавшие богатство благости чрез делание заповедей Христовых, оставили нам пример в учениях своих, чтобы чрез оное познавали в себе страсти, сопротивлялись им, а в уклонении к ним навершали смирением, самоукорением и покаянием; отнюдь не надеялись на свои дела или на свои силы и на свой разум – и только помалу очищались бы от страстей и приближались к Богу. Вспомните, что Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный, бесскорбный… Прошу Вас не отчаиваться, но Господу во всех случаях предаваться, ибо отчаяние доказывает явную гордость, от коей силен Господь Вас сохранить».

Преподобный Макарий, отвечая на письмо чада, которая жаловалась, что ее хотят несправедливо очернить, советовал для избавления от скорби и обиды винить во всём себя:

«Что ты пишешь о действиях против тебя сестер, желающих тебя очернить, – пусть будет правда: они делают неправду; а между тем неправда их соделывает в нас Божию правду… Кратко скажу: когда виним себя, то скорби избавляемся; а если виним других, то умножаются и продолжаются».

Старец Макарий также учил при появлении чувства обиды внутренне зазреть и укорить себя за проявление страсти:

«Не показать смущения, что ты не оскорбилась, невозможно, надобно соблюдать: “смятохся и не глаголах” (Пс. 76: 5), а внутренне зазреть и укорить себя за подвижение страсти. При таком делании мало-помалу получишь исцеление от страстей и дойдешь до того: “уготовихся и не смутихся” (Пс. 118: 60)».

Преподобный призывал строго наблюдать за своим устроением и помнить, что только самоукорение и смирение «есть победа на все страсти»:

«Помни, что самоукорение и смирение на все страсти есть победа, и враг ничтоже успеет».

Преподобный Варсонофий советовал искать силы для борьбы со страстью злопамятности и обидчивости в молитве:

«Милость мы окажем, пожалуй даже справимся со своей раздражительностью, но снести поношения да еще добром заплатить за него – это уже вовсе невозможно нам. Это преграда, которая отделяет нас от Бога и которую мы и перешагнуть не стараемся, а перешагнуть надо. Где искать силы для этого? В молитве».

Не обольщаться временным отсутствием брани

Преподобный Макарий наставлял не обольщаться, если кажется, что страсть затихла, потому что это чаще бывает от временного отсутствия брани, а не от того, что человек достиг бесстрастия:

«Вы обе теперь находитесь вне поприща и брани, то и спокойны, пока рать противного не сделала приступу. У вас направлена врагом брань не против кого другого, а друг против друга – то и надобно готовить оружие против врага: самоукорение, смирение и любовь. А какое в тебе является самооправдание и обольщение спокойною жизнью, не поведет ни к чему доброму. Итак, советую тебе держаться правил смиренномудрия, которое умерщвляет страсти, а не мнимого покоя, токмо усыпляющего оные».

«Отпустите мало, отпустится вам много»

Преподобный Иосиф о памятозлобии писал:

«Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек, не помнящий зла, опередил его или их, ибо истинно слово: “Отпустите мало, отпустится вам много” (Лк. 6: 37; 1 Кор. 13: 1–8, 13)».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей