- В каждом предложении подчеркни главные члены Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей?
- Подчеркни главные членыпредложения?
- Разобрать предложение на главные и второстепенные члены?
- Подчеркнем главные члены предложения и выпишет словосочетания?
- Летели облака по небу?
- Разберите это предложения (По лесной поляне тянется след рыжей лисицы)по членом предложения?
- Составь предложение с двумя словосочетаниями ?
- Поставьте ударение подчеркните главные члены?
- Выберите любое предложение и распространите его второстепенными членами Запишите его Подчеркните в предложении главные члены Я играю ты играешь он играет мы играем Они вы играете они играют?
- Подчеркни главные члены предложения У лесного оврага цветут ландыши?
- Сделать морфологический разбор прилагательных : с пушистым (комком), обезьяна (ловка), (на) лесных (тропинках), (лисицы) осторожны?
- Главные члены предлжения картотека по русскому языку (2 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Проект по экологии «Экология и поведение рыжих лесных муравьев»
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Краткое описание документа:
В каждом предложении подчеркни главные члены Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей?
Русский язык | 1 — 4 классы
В каждом предложении подчеркни главные члены Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей.
Беленькая кошка умывается лапкой.
Во дворе весело и дружно играют ребята.
В небе появилась разноцветная радуга.
Хитрая лисица ловка заметает следы пушистым хвостом.
Выписываю главные члены :
Муравьи истребляют, кошка умывается, играют ребята, появилась радуга, лисица заметает.
Муравьи, кошка, ребята, радуга, лисица нужно подчеркнуть одной чертой.
Истребляют, умывается, играют, появилась, заметает — двумя.
Подчеркни главные членыпредложения?
Подчеркни главные членыпредложения.
Выпишы пары слов, , После дождямы увидели разноцветную радугу».
Разобрать предложение на главные и второстепенные члены?
Разобрать предложение на главные и второстепенные члены.
Образ хитрой лисицы можно встретить в сказках и баснях.
Подчеркнем главные члены предложения и выпишет словосочетания?
Подчеркнем главные члены предложения и выпишет словосочетания.
Костя Смирнов и Миша Дятлов играют во дворе в хоккей.
Летели облака по небу?
Летели облака по небу.
Подчеркните главные члены предложения.
Разберите это предложения (По лесной поляне тянется след рыжей лисицы)по членом предложения?
Разберите это предложения (По лесной поляне тянется след рыжей лисицы)по членом предложения.
Составь предложение с двумя словосочетаниями ?
Составь предложение с двумя словосочетаниями .
Запиши их подчеркни главные члены предложения.
Поставьте ударение подчеркните главные члены?
Поставьте ударение подчеркните главные члены.
По утрам и вечерам все лесные жители поют и играют.
Выберите любое предложение и распространите его второстепенными членами Запишите его Подчеркните в предложении главные члены Я играю ты играешь он играет мы играем Они вы играете они играют?
Выберите любое предложение и распространите его второстепенными членами Запишите его Подчеркните в предложении главные члены Я играю ты играешь он играет мы играем Они вы играете они играют.
Подчеркни главные члены предложения У лесного оврага цветут ландыши?
Подчеркни главные члены предложения У лесного оврага цветут ландыши.
Сделать морфологический разбор прилагательных : с пушистым (комком), обезьяна (ловка), (на) лесных (тропинках), (лисицы) осторожны?
Сделать морфологический разбор прилагательных : с пушистым (комком), обезьяна (ловка), (на) лесных (тропинках), (лисицы) осторожны.
Вы зашли на страницу вопроса В каждом предложении подчеркни главные члены Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей?, который относится к категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной программе для учащихся 1 — 4 классов. В этой же категории вы найдете ответ и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют, создайте свой вариант запроса в верхней строке.
1 Вариант. Дождь прошел, НО землю не намочил. Лес не школа, А учит всех. Заяц ночью прыгает по полям и лесам, А следы путает утром. 2 Вариант. Туча прошла, НО не приносила дождь. Осенью солнце не греет, НО блестит ярче летнего. Скворцы бегали ..
За отдёрнутой занавеской виднелась столовая. На картине кафельной печки сидела пучеглазая, румяная матрёшка. Одна нога матрёшки была босая, другая — в роскошной бархатной туфельке. Сбоку дремалдубовый буфет, за гранёными стёклами блестел прабабушк..
Шёпот, сделать, циркуль, разжечь, ягодка, корзина, подтягивать, гигантский, ремень, линейка, просьба, раздвинуть, надкусить, доложить, бинокль, заросли, испечь, предлагать, вырастить.
Орфограмма проверяемый и не проверяемый согласный.
Я шла по улице и уидела кошку. Мне было четыре года когда умер дедушка. Сегодня илет дождь, и на улице пасмурно. Мне было холодно вчера.
Заря разгоралась так что золотые полосы потянулись по небу. Всходила луна потому что окрестность освещалась бледные светом. Весной пригревает солнышко поэтому все ожидае вокруг.
Я купил новую удочку. Я рыбачу новой удочкой. У меня сломалась удочка.
У меня есть удочка. Она очень красивая. И мне она очень нравится.
Они (подл) носят (сказ) в клювах(обст. Обр. действия) былинки (доп)и мягкую(определ) подстилку(доп). Однородные дополнения — носят (что? )былинкии подстилку.
Источник
Главные члены предлжения
картотека по русскому языку (2 класс) на тему
Дидактический материал для индивидуальной работы с учащимися
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podcherkni_glavnye_chleny_predlozheniy.docx | 14.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя ученика ___________________________________________________________________________
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. 2. Беленькая кошка умывается лапкой. 3. Во дворе весело и дружно играют ребята. 4. В небе появилась разноцветная радуга. 5. Хитрая лисица ловко заметает следы пушистым хвостом. 6. Проворная белка на зиму запасает в дупле орешки. 7. Лёд трещал от холода. 8. В Африке живут злые крокодилы. 9. Птицы летят в тёплые края. 10. Дети кормили ёжика молоком.
Фамилия, имя ученика ___________________________________________________________________________
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Мрачная туча закрыла небо. 2. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. 3. В болоте квакают неугомонные лягушки. 4. На солнце сверкают капли росы. 5. Неожиданно начался сильный дождь. 6. Деревья оделись в праздничный наряд. 7. Часто дует холодный ветер. 8. Осенью за садом ребята нашли журавля. 9. Солнце светит прямо в окно. 10. Весной в зоопарке появились новые жители.
Фамилия, имя ученика ___________________________________________________________________________
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель. 3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб. 5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика. 7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками. 9. По дороге быстро мчится машина. 10. Собака погналась за зайцем.
Дома: Фамилия, имя ученика _________________________________________
В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое (грамматическую основу предложения):
1. В берлоге спит медведь. 2. Ученик решает трудную задачу. 3. Брат купил коньки. 4. Цветёт душистая сирень. 5. Лампы ярко освещают цирк. 6. Сильный ветер качает деревья. 7. Ученики рисуют. 8. Бабушка поставила посуду на стол. 9. Завтра школьники поедут на экскурсию. 10. Под елью вырос белый гриб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык 3 класс Раздел: Возвращаемся к разговору о предложении. Тема: Главные члены предложения. Цели и задачи: -активизировать знания учащихся о предложении; -расширить информацию о роли.
Данный урок проводитсяв 3 классе по УМК «Школа России».
Урок русского языка в 3 классе по теме: Главные члены предложения». Урок с презентацией, компьютерной поддержкой. Дети сами работают за компьютерами выполняя тест. За урок, каждый ученик получит.
Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе.
Урок русского языка в 1 классе. Тема «Главные члены предложения».Тип урока: изучение нового материала.
ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК «Школа России".
Учебный предметРусский языкКласс4Дата19.10.2017УМК«Перспектива»Тема урокаГлавные члены предложения. Второстепенные члены предложенияТипЗакрепление изученного материалаЦель урокаА) предметн.
Источник
Проект по экологии «Экология и поведение рыжих лесных муравьев»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ивашкинская средняя школа
Карагинского муниципального района
IV Научно-практическая конференция «МаксиУМ»
Тема: Экология и поведение рыжих лесных муравьёв
ученики 9 класса
МБОУ Ивашкинская СШ
Широков Василий Владимирович,
с. Ивашка, 2021 год
1. Введение. 3 стр.
2. Методика исследования ………………………………………… 4 стр.
— метод закладки пробных площадок 4 стр.
3. Результаты исследований ………………………………………… 5 стр.
— картирование гнезд рыжих лесных муравьев 5 стр.
— исследование почвы 6 стр.
— муравьиные дороги 6 стр.
— эксперименты по внегнездовой деятельности муравьев 7 стр.
— выявление роли муравьев в экосистеме 11 стр.
6. Библиографический список …………………………… 14 стр.
Куда бы мы не отправились – в лес, на поляну, на болото – всюду встретим муравьёв. Наиболее известный вид — рыжий лесной муравей, строящий муравейники из хвои и веточек. Муравьям свойственно особое качество — «социальность», то есть обязательное существование только сообществами (семьями, общинами). Именно это качество позволило муравьям занять почетное место в мире беспозвоночных животных.
Актуальность данной темы состоит в том , что численность муравьев на единицу площади в лесах очень велика, поэтому они оказывают существенное влияние на лесную экосистему. Вместе с тем, муравьи испытывают негативное влияние со стороны человека, когда чаще всего разрушаются муравейники или изменяется привычная для муравьев природная среда.
Данное исследование проводилось в Камчатском крае Карагинском муниципальном районе.
Гипотеза работы: на самом ли деле муравьи оказывают существенное влияние на лесную экосистему?
Предмет исследования: муравейники в окрестностях с. Ивашка.
Объект исследования: рыжие лесные муравьи ( Fjrmica rufa ).
Цель работы: изучить характер поселений рыжего лесного муравья в биоценозе леса.
— провести картирование гнезд рыжих лесных муравьев
— высчитать плотность распределения муравьев на изучаемой территории
— провести эксперименты по изучению внегнездовой деятельности муравьев
— выявить роль муравьев в экосистеме леса и предложить рекомендации по их охране.
Работа выполнялась в течение июня-сентября 2020 года.
Для выполнения работы был выбран биоценоз леса, находящегося на северо-востоке от села Ивашка. Рельеф участка равнинный. Умеренно теплое лето и умеренно холодная зима. Почвы дерново-подзолистые, местами тундрово-глеевые. На исследуемом участке первый ярус принадлежит хвойным и лиственным деревьям: ель, сосна и т.д. Второй ярус представлен кустарником и маленькими деревцами.
Для проведения картирования гнезд муравьев необходимо было на план местности нанести контуры границ биотопа, поместить и пронумеровать все встреченные муравейники на изучаемой территории. Кроме этого изучаются муравьиные тропы, все данные по тропам вносятся в таблицы.
Метод закладки пробных площадок.
1. Для закладки пробной площадки требуется следующее оборудование 4 колышка, веревка размером 10х4 м. с разметкой, компас. Для изучения лесного сообщества надо заложить пробную площадку размером 10х10 м 2 .
2. По компасу от колышка № 1 отсчитали шагами расстояние на север, потом на восток. Точку № 4 нашли, двигаясь от точки № 3 на запад.
Исследовательская работа проводилась по плану:
1. Изучение научно – популярной литературы и определение общих особенностей объекта исследования — Рыжий лесной муравей (Formica rufa) — общественное насекомое.
2. Изучение жизни муравьев, выявление способов общения муравьев с помощью феромонов и усиков, защита муравьев; перемещение муравьев в пространстве, охотничий инстинкт.
3. Изучение муравьиных троп.
4. Проведение кратковременного лабораторного эксперимента по доказательству «социальности» муравьев.
5. Определение роли муравьев и составление рекомендаций по их охране.
6. Проведение охранных мероприятий изучаемых муравейников.
На исследуемом участке, площадью 500 кв.м. было обнаружено всего 4 муравейника. Купола всех муравейников имеют колоколообразную форму.
Общие данные по обследованию леса
Общая площадь леса
Среднее на мура-вейник
Общее по участку
Общие данные по обнаруженным муравейникам
Количество троп, отходящих от муравейника
Площадь основания купола (кв.м)
Размеры муравейников на исследуемой территории
Наиболее крупный муравейник № 1 располагается с южной стороны дерева под сосной. Пологая часть муравейника находится с южной стороны. Рядом с ним на расстоянии 4 м. расположены еще 3 муравейника, более низкие, но с таким же крутым куполом.
Весь муравейник № 1 пронизан ходами (особенно в середине и сверху), по которым муравьи таскают наружу мелкий строительный материал: древесные и травянистые частицы, веточки, чешуйки, травинки, листья.
Результаты исследования почвы.
Сравнительная таблица характеристик почвы вдали и у муравейника.
Показатели возле муравейника
Показатели вдали от муравейника
Слабо утоптанная около муравейника (лопата при сильном ударе вошла в почву на глубину 5 см.
Почва среднеутоптанная, т.к. лопата вошла в землю на глубину 3,5 см.
Кислая (изменение цвета лакмусовой бумаги на красный)
По данным таблицы почва у муравейника более структурная, лучшего механического состава, более рыхлая, влажная, следовательно и более плодородная. Температура почвы у гнезда выше, чем вдали. Это объясняется прежде всего тем, что внутри самого муравейника температура более высокая, чем снаружи, соответственно и почва также прогревается.
Вывод: в естественных биоценозах, гнёздостроительная деятельность муравьев, имеет важное почвообразующее значение.
В гнездах формируется специфическая среда, которая способствует более быстрому разложению попадающих в гнездо растительных остатков, повышению биологической активности почв, т.к. при более высокой, чем в окружающей почве, температуре гнезда лучше развивается в муравейнике микрофлора — бактерий, грибы.
Система дорог вокруг муравейника не просто «вытоптаны» лапками несчетного числа пробегающих здесь фуражиров, но и расчищены, выровнены.
Это говорит о том, что муравьям достаётся в наследство от предшествовавших поколений уже сложившаяся сеть дорог, которую приходится только подновлять и поддерживать в порядке. Все это в конечном счете способствует повышению коэффициента полезной деятельности рабочих муравьёв и, особенно, фуражиров из семей, обитающих в старых гнёздах:
каждый кубический дециметр гнезда, каждый погонный метр муравьиных дорог обходится старому муравейнику дешевле, а это высвобождает активность рабочих муравьёв для рейдов фуражиров за добычей.
Большая часть троп соотносится кормовым, поскольку по ним муравьи транспортируют пищу.
Тропы проложены в основном к стволам деревьев, имеющих следы повреждений различными вредителями, к скоплениям сучков и веточек, листового опада. Максимальное движение на тропах отмечается в дневное время.
Характеристика муравьиных троп
Место окончания тропы
Перенос корма и строительного материала
Перенос корма и строительного материала
Перенос корма и строительного материала
Перенос корма и строительного материала
Вывод: на исследуемом участке зафиксировано 4 гнезда, из них одно гнездо частично нарушено. Один муравейник относится крупным, три – средним. От каждого гнезда отходят муравьиные тропы, которые используются для переноса корма и строительного материала.
Кроме этого в нашем случае все муравейники являются опорными, так как три муравейника расположены возле деревьев, а один муравейник, который находится в стадии построения возле пня. Все муравейники строящиеся, что доказывает изменение высоты и диаметра муравейников за время наблюдения.
По норме в хвойном лесу на 1 га должно быть 4 муравейника. В нашем случае на 500 кв.м. имеется 4 муравейника, один из которых частично разрушен. Значит, в нашем лесу можно сказать, что по норме муравейников достаточно, но все большее количество зараженных деревьев говорит обратном.
Эксперименты по внегнездовой деятельности муравьев
В качестве эксперимента по изучению внегнездовой деятельности муравьев были проведены три эксперимента.
1) количественный учет истребляемых муравьями животных
2) закономерности суточной активности муравьев
3) изучение терморегуляции внутри гнезда.
Для изучения количественного учета истребляемых животных необходимо было собрать добычу муравьев за 15 минут три раза в день (утром, в полдень и вечером) на одной из муравьиных троп.
Для выполнения экспериментов был выбран муравейник № 3 и тропа № 10.
Количество отобранных у муравьев насекомых
Вывод: большинство истребляемых муравьями животных относится к вредным. Пик истребления животных приходится на полдень.
По нашим наблюдениям муравейники просыпаются в основном, когда температура весной подходит к положительным отметкам. Именно тогда открываются ходы в муравейнике и начинаются появляться на куполе муравьи. Данная активность в дальнейшем нарастает и продлевается практически до конца сентября. Также мы заметили, что муравьи покидают муравейник только после того, как температура становится выше +5 градусов.
Были проведены исследования зависимости суточной активности муравьев от температуры воздуха.
Суточная активность муравьев 03.07.2020
Количество штук (за минуту)
Для сравнения во время наблюдений мы выбрали пасмурный день 04.07.2020, так как 03.07.2020 был солнечным днем.
Суточная активность муравьев 04.07.2020
Количество штук (за минуту)
Вывод: состояние облачности также влияет на активность муравьев.
Для изучения терморегуляции внутри гнезда мы провели следующий эксперимент — окрасили гуашью часть купола муравейника в красный цвет. Рядом, на расстоянии около 1,5 метра от муравейника, насыпали ведро мелких веточек. На следующий день мы не обнаружили красного цвета на муравейнике. Высыпанные веточки рядом с муравейником не изменились. Это говорит о том, что муравьи все время перекладывают строительный материал муравейника с поверхности муравейника в нижние этажи. Скорее всего, это необходимо для того, чтобы в муравейнике не было сырости и внутренние камеры оставались сухими.
Перед дождём муравьи закрывают входы – выходы, а в хорошую погоду выносят иногда погреть свои белые личинки На самом деле это не личинки , а куколки, из которых выходят взрослые муравьи.
Оказывается, муравьи быстрее всех насекомых обучаются находить правильную дорогу в лабиринте. В этом им помогает муравьиная кислота, которой они также пользуются для обороны и наступления. Если молодая муравьиная самка из-за неопытности основывает муравейник в сыром грунте, его сообразительные обитатели строят тропинку из хвои, чтобы не замочить лапки.
Если посадить на руку муравья, то через несколько секунд почувствуешь жжение кожи. Муравей выпустил для обороны муравьиную кислоту.
Если пинцетом отобрать у них корм и складывать в одном месте в течение определённого времени, то результаты покажут, что муравьи тащат в гнездо главным образом гусениц сосновой совки, личинок пилильщиков, различных жуков и бабочек, относящихся к вредителям леса.
Эксперимент «Защита муравьев»
Когда мы слегка пошевелили веточкой муравейник, потревоженные муравьи приняли оборонительную позу. Подержав над муравейником ладонь, мы почувствовали жжение и запах муравьиной кислотой.
Потом мы подержали синюю лакмусовую бумагу и она стала красной, следовательно муравьи «выстреливают» из резервуара струйку жидкости, состоящей главным образом из смеси муравьиной кислоты и других углеводородов. Муравьиная кислота – это яд, которым муравьи защищаются и убивают добычу. Значит, таким образом муравьи защищают себя и свой муравейник.
«Выявление способов общения муравьев с помощью феромонов и усиков»
Мы подсаживали муравьев на тропу рядом с муравейником и на муравейник по 5 особей в каждом случае. Опознание чужака происходило только при непосредственном контакте особей (взаимное ощупывание усиками). Реакция муравья непосредственно вступавшего в контакт с чужой особью поддерживали 2-3 муравья находящихся непосредственно в близости от зоны конфликта. Чужая особь атаковала не всегда, в большинстве случаев ей давали удрать. При подсадке особей из другой семьи на купол муравейника процент убитых составило 50%.
Мы взяли 5 муравьев с муравьиной тропы, которая ведет от муравейника, на него не нападают даже в том случае, если он взят очень далеко от муравейника. Это говорит о том, что муравьи отличают обитателей своего муравейника от пришельцев того же вида.
Эксперимент на общение усиками.
Взяв осторожно пинцетом одного из муравьев (рабочий муравей) и обмакнув его брюшко в корректирующую жидкость (штрих), отправили обратно на поверхность муравейника. Один из его сородичей заметил «незнакомца» и побежал сообщать всем об опасности, передавая информацию с помощью усиков: информация была передана и несколько муравьев побежали к «мнимому врагу». Подбежав к нему, незнакомец сделал несколько движений своими усиками и был узнан своими сородичами.
После этого они подошли к пострадавшему и старательно стали счищать с брюшка это незнакомое белое вещество.
Вывод: Основной способ общения муравьев друг с другом — это особые химические вещества — феромоны, но общаются они также с помощью своеобразных антенн – усиков.
Эксперимент «Перемещение муравьев в пространстве, охотничий инстинкт»
Эксперимент на охотничий инстинкт
Мы подкладывали гусениц на определенное расстояние от тропы и от муравейника. В результате получилось следующее: чем ближе добыча с тропы или муравейника, тем быстрее и больше особей её обнаруживают. Различия в сроках обнаружения у тропы объясняются различными расстояниями.
Эксперимент на обнаружение препятствий
Положили доску на тропу в разные положения и проверяли реакцию муравьёв. Ожидалось, что, новый субстрат, не имеющий запаха муравьиной тропы, вызовет исследовательскою реакцию и на восстановление тропы будет затрачено какое-то время.
Однако этого не произошло. Доску расположенную как в вдоль, так поперёк тропы муравьи проходили без задержки. Доску поставленную на ребро, после кратковременного исследования муравьи обошли и вернулись на тропу.
Вывод: при использовании знакомой тропы насекомые используют не только обоняние, но и способность к ориентации. Древесные предметы появляющиеся на тропах большой неожиданностью не являются (запах древесины им знаком).
Кратковременные лабораторные исследования «социальности» муравьев.
Мы поместили муравьев в разные пробирки. Через несколько дней мы увидели, что те, которые сидят по трое, нарыли больше песка, чем одиночные.
Еще через несколько дней все одиночные умерли, а остальные были живы. Так мы узнали, что больше живут те муравьи, которые находятся вместе, а один муравей долго не проживет. Одиночных муравьев в природе нет и проведенный опыт доказал «социальность» муравьев. Семья — постоянное, многолетнее объединение отдельных насекомых, взаимодействующих друг с другом, зависящих друг от друга и от общины в целом. Связь муравья с семьей столь велика, что изолированный одиночка неизбежно погибает.
Выявление роли муравьев в экосистеме
Состояние леса, в котором проходило исследование, является удовлетворительным. На состояние в основном влияет антропогенный фактор.
Результаты исследований показали несомненно благоприятное влияние муравьев на окружающую среду. Маленькие открытия подтвердили многолетние исследования, описанные в литературе.
Непосредственное влияние муравейника:
— уничтожение вредителей и листвы;
— обогащение почвы гумусом, минеральными элементами в доступных для растений формах;
— увеличение численности насекомоядных птиц;
— возобновление требовательных к почве лесных пород.
Опосредованное влияние муравейника:
— снижение численности стволовых вредителей;
— увеличение прироста древостоя;
— сохранение прироста крон деревьев в очагах вредителей;
— повышение продуктивности леса;
— повышение биологической устойчивости насаждений.
Проводимые исследования имеют практическую направленность.
Нами не только исследуются экологические особенности рыжих муравьев, также выясняется их важная роль в природе, но и производится охранная деятельность муравейников.
Данная работа очень интересна, увлекательна. В результате полевых исследований муравейника нами были изучены:
1. Гнёздостроительная деятельность муравьев, имеет важное почвообразующее значение
2. Особенности строения муравейника рыжих лесных муравьёв
3. Пищевой рацион рыжих лесных муравьев;
4. Выявлена роль муравьев в экосистеме леса и предложены рекомендации по их охране.
Под влиянием муравейника:
— снижается численность стволовых вредителей;
— увеличивается прирост древостоя;
— сохраняется прирост крон деревьев в очагах вредителей;
— повышается продуктивность леса;
— повышается устойчивость насаждений.
Таким образом, работая с лесными рыжими муравьями, мы убедились в их биосферной роли в поддержании устойчивости экосистемы леса, плодородия почвы и пришли к выводу, что их надо беречь и охранять.
Нами составлены рекомендации по охране муравьев:
1. Соблюдай правила поведения в лесу.
2. Не разоряй муравейник.
3. Не оставляй в лесу мусор.
4. Оставленный мусор может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар; целлофан и полиэтилен долго не разлагаются.
5. Не разжигай костёр вблизи муравейника.
6. Целлофан и полиэтилен долго не разлагаются.
В ходе проведенного исследования мы изучили характер поселений рыжего лесного муравья в биоценозе леса и определили экологическое состояние леса:
1. Было проведено картирование 4 гнезд рыжих лесных муравьев.
2. Высчитана плотность распределения муравьев на изучаемой территории. Можно сказать, что в нашем биоценозе муравейников достаточно, для соблюдения экологического благополучия и регулирования численности вредных насекомых
3. Проведены эксперименты по изучению внегнездовой деятельности муравьев, которые заключались в учете истребляемых муравьями животных, суточной активности муравьев и изучении терморегуляции внутри гнезда, особенности строения муравейника рыжих лесных муравьёв, пищевой рацион рыжих лесных муравьев, активность перемещения муравьёв по тропам, оказана «социальность муравьев».
4. Выявлена положительная роль муравьев в экосистеме леса и предложены рекомендации по их охране.
5. Муравьи : уничтожают вредителей и листвы; обогащают почвы гумусом (перегной), то есть питательными элементами: К (калий), N (азот), P (фосфор), Mg (магний) в доступных для растений формах;
Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась, муравьи действительно оказывают огромную положительную роль на экосистему леса .
Польза или вред?
В лесах польза от муравьёв велика — они уничтожают насекомых, которые имеются в больших количествах, например, гусеницы, жуки-короеды. Лес, в котором живут муравьи более здоровый. Поэтому работники лесного хозяйства занимаются охраной и разведение лесных муравьёв – они являются санитарами леса.
Вряд ли найдется человек, который хоть раз не останавливался возле муравейника, завороженный таким далеким и в то же время необъяснимо близким нам миром этих удивительных насекомых.
В заключение работы хотелось бы отметить, что рыжие лесные муравьи – основа для биологического лесозащитного комплекса. Они являются звеном регулирующим плотность большинства полезных насекомых. В результате прямого воздействия муравьев на лес сохраняется древостой и обеспечивается продуктивность леса.
Данная работа вызвала огромный интерес, поэтому в дальнейшем планируется расширить работу по более полному изучению внегнездовой жизнедеятельности муравьев. Весной будущего года мы будем расселить муравьев с целью увеличения количества муравейников на данном участке, чтоб улучшить экологическое состояние леса.
1. Захаров А.А. Муравей, семья, колония, М.: Наука, 2008. 127 с.
2. Длусский Г.М. Муравьи рода формика, М.: Наука, 1997. 74 с.
3. Дунаев Е.А. Муравьи Дальнего Востока. Методы экологических исследований. Владивосток, 1997. 123 с.
4. Русских Р.Д. Лесные Робинзоны, М.: Русское слово., 2003. 93 с.
5. Харитонов Н.П., Дунаев Е.А. Изучение внегнездовой жизни муравьев // Методическое пособие по выполнению учебно-исследовательской темы М.: МГДПиШ, 1992. стр. 27-43.
6. Длусский Г.М., Букин А.П. Знакомьтесь: Муравьи! М.: Квазар., 2006. 54 с.
7. Захаров А.А. Экология муравьёв, М.: Наука, 2001. 76 с.
8. Савушкин А.С. В мире дикой природы. Санкт-Петербург, ООО «И.М.П.», 2007. 162 с.
9. Экология/ Научная энциклопедия. В 2 т. Русич, 2001. Т.1. 258 с.
Приложение 1 Опорный муравейник
Приложение 2 Полуразрушенный муравейник
Приложение 3 Наличие вокруг муравейника густой растительности говорит о благоприятных для произрастания почвенных условиях
Приложение 4 Исследуемый муравейник в диаметре составляет 95 см, высотой 25 см, что позволяет сделать вывод о возрасте в 7-8 лет
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Аннотация: в данной работе рассматривается проблема охраны популяций рыжих лесных муравьев в Карагинском районе Камчатского края. Определены особенности распространения, этологии насекомых в лесной экосистеме нашего региона. Проводимые исследования имеют практическую направленность, ведь не только исследуются экологические особенности рыжих муравьев, но и выясняется их важная роль в природе, производится охранная деятельность муравейников. Ключевые слова: этология, муравьи, гнездовая деятельность, внегнездовая деятельность. В своей работе мы применяли методы: метод закладки пробных площадок, работа с научно-популярной литературой, статистический метод обработки результатов, метод наблюдения, метод лабораторных исследований, измерения параметров муравьиных гнезд и протяженности троп с помощью рулетки. Картирование гнезд рыжих лесных муравьев На исследуемом участке, площадью 500 кв.м. было обнаружено всего 4 муравейника. Купола всех муравейников имеют колоколообразную форму. Таблица 1 Общие данные по обследованию леса Общая площадь леса Количество муравейников Величина муравейников Количество троп Целых Разрушен-ных Всего Крупный Средний Малый Среднее на мура-вейник Общее по участку 500 кв.м. 3 1 4 1 3 — 3 14 Таблица 2 Общие данные по обнаруженным муравейникам № муравейников Размер муравейников Количество троп, отходящих от муравейника Состояние муравейника Диаметр основания Высота Площадь основания купола (кв.м) 1 105 64 0,86 4 Не нарушен 2 75 50 0,46 3 Разбросаннаполовину 3 81 60 0,52 4 Не нарушен 4 60 48 0,28 3 Не нарушен Таблица 3 Размеры муравейников на исследуемой территории № муравейника Высота в см Диаметр в см июль сентябрь июль сентябрь 1 55 64 100 105 2 43 50 71 75 3 52 60 77 81 4 43 48 58 60 Количественный учет истребляемых муравьями животных № муравей-ника Время наблюдений Продолжи-тельность сбора Количество отобранных у муравьев насекомых Число, месяц, Часы, минуты Всего Полезных Вредных Не определенных 3 20.07. 9.00 15 мин 25 5 19 1 3 20.07. 13.30 15 мин 65 9 53 3 3 20.07 18.00 15 мин 38 4 33 1 Выявление роли муравьев в экосистеме Состояние леса, в котором проходило исследование, является удовлетворительным. На состояние в основном влияет антропогенный фактор. Результаты исследований показали несомненно благоприятное влияние муравьев на окружающую среду. Маленькие открытия подтвердили многолетние исследования, описанные в литературе. Непосредственное влияние муравейника: — уничтожение вредителей и листвы; — обогащение почвы гумусом, минеральными элементами в доступных для растений формах; — увеличение численности насекомоядных птиц; — возобновление требовательных к почве лесных пород. Опосредованное влияние муравейника: — снижение численности стволовых вредителей; — увеличение прироста древостоя; — сохранение прироста крон деревьев в очагах вредителей; — повышение продуктивности леса; — повышение биологической устойчивости насаждений. Список литературы: Захаров А.А. Муравей, семья, колония, М.: Наука, 2008. 127 с.Длусский Г.М. Муравьи рода формика, М.: Наука, 1997. 74 с.Дунаев Е.А. Муравьи Дальнего Востока. Методы экологических исследований. Владивосток, 1997. 123 с.Харитонов Н.П., Дунаев Е.А. Изучение внегнездовой жизни муравьев // Методическое пособие по выполнению учебно-исследовательской темы М.: МГДПиШ, 1992. стр. 27-43.
Источник